Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:17, реферат
Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического проектирования
1.2. Аксиология педагогического проектирования
1.3. Методологические характеристики разработки педагогического проекта
1.4. Педагогическое проектирование в гуманистической парадигме (историко-культурный аспект)
Глава 2. Разработка педагогического проекта
2.1. Сущность проектной деятельности учителя
2.2. Проектная деятельность учителя в решении педагогических проблемных ситуаций
2.3. Методы коллективного проектирования
2.4. Экспертиза и самоэкспертиза проектной деятельности учителя
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического
1.2. Аксиология педагогического проектирования
1.3. Методологические
1.4. Педагогическое проектирование в гуманистической парадигме (историко-культурный аспект)
Глава 2. Разработка педагогического проекта
2.1. Сущность проектной
2.2. Проектная деятельность
2.3. Методы коллективного
2.4. Экспертиза и самоэкспертиза проектной деятельности учителя
Заключение
Введение
Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Становление указанной тенденции во многом зависит от способности учителя проектировать собственную профессиональную деятельность на основе новых, гуманистических принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.
Необходимость подготовки учителя к проектной и инновационной деятельности возрастает, с одной стороны, в связи с появлением все большего количества педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.
В профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и инновационные (создаваемы в ходе собственного педагогического поиска) элементы. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.
Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.
Педагогическое творчество учителя сегодня получает поддержку на разных уровнях управления: муниципальном, краевом, федеральном. Создана сеть школ - экспериментальных площадок, деятельность которых направлена на реализацию культурно-образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, определяющего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.
Глава 1. Теоретико-методологические основы
педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического проектирования
Термин «проектирование» происходит от латинского “proyectus”, означающего «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Тезаурус Юнеско-МБЛ определяет проектирование как “деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть” (33, с.76). Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов.
В проектировании сочетаются элементы
творческого отражения и
Педагогическое проектирование – это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.
Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка педагогической практики как результат реализации проекта. Классик философии образования Г.П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании: а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями. (36, с. 24)
В рамках первой из упомянутых стратегий педагогический процесс модернизируется под конкретный социальный или государственный заказ, реализуется запрос соответствующих государственных структур или социальных групп. К основным направлениям такого рода проектов можно отнести: изменения в области управления и финансирования системы образования, структурные преобразования (возраст учащихся, сроки обучения), изменение учебных планов и программ, форм контроля качества знаний.
В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя), в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса. Такое понимание проектирования легло в основу деятельности Совета по федеральным экспериментальным площадкам и отразилось в соответствующих нормативных документах: "Под культурно-образовательной инициативой понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления" (Положение о ФЭП МО РФ).
Назначение педагогического
Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.
Как уже отмечалось выше, в качестве субъекта педагогического проектирования выступают учителя, ученики и их родители, а также – как полисубъект – ученический и педагогический коллективы. Понятие «субъектность» включает в себя способность человека выступать в качестве активного творца, проектировщика и созидателя новой реальности. Педагогическая субъектность связана с жизненными установками и концепциями людей, их отношением к жизни. В этом смысле участие в проектировочной деятельности дает человеку необходимый опыт активно-преобразовательного отношения к жизни, способствует формированию позитивной «я-концепции» и восприятию другого человека как со-творца нового.
Можно выделить три основные жизненные концепции по отношению к нововведениям: 1) активно защищать традиции и сопротивляться инновациям, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 34% до 50%; 2) активно поддерживать инновации, изменять мир и изменяться самим, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 12% до 25%; 3) пассивно относящиеся к инновациям, поддерживающие или сопротивляющиеся новшествам в зависимости от обстоятельств, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 30% до 45%. Таким образом, с одной стороны, субъектная позиция участника образовательного процесса является непременным условием рождения и развития педагогического проекта, с другой стороны, ситуация педагогического проектирования, формирующая соответствующую рефлексивно-инновационную среду в пространстве школы, является фактором становления и развития субъектности педагога.
1.2. Аксиология педагогического проектирования
Аксиологические (ценностные) основы педагогического проектирования в силу своего нормативного содержания регулируют проектную деятельность учителя. На языке норм ценности выражаются словами: «эталон», «закон», «правило», «стандарт». При помощи ценностей деятельность человека упорядочивается и закрепляется в определенных границах. Педагогические нормы выражают социально закрепленные ценности образования. Они выражаются в Международной Конвенции защиты прав ребенка, Законе Российской Федерации “Об образовании”, государственных образовательных стандартах, указах, положениях, уставных документах.
Важной стороной педагогического проектирования является его направленность на достижение идеала. Педагогический идеал – образ недостижимого желаемого и должного, соответствующий представлениям социальных групп и отдельных личностей о человеке, воплощающем в себе позитивные качества. Он конструируется по ценностным образцам, имеющимся в современной культуре, и выражает направленность развития, присущую данной эпохе. Идеал строится на понимании противоречия между должным и действительным состоянием человека и человечества. При построении педагогического идеала важную роль играет способность проектировщика к анализу культурно-исторических аналогов. У каждой из существующих педагогических парадигм есть своя история, традиция, которая должна быть подвергнута рефлексивному осмыслению. Новшество в образовании возникает не на пустом месте, а в рамках соответствующей культуры и в контексте определенной философской, психологической и педагогической традиции.
В соответствии с педагогическим идеалом ставится цель педагогического проекта – диагностируемый образ достижимого должного (доступный измерению), предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия или деятельность людей. В соответствии с педагогическим идеалом строится дерево педагогических целей – комплекс осознанных педагогических намерений, задающих направленность развития педагогических систем и технологий. В педагогической деятельности сегодня прослеживается несоответствие декларируемых ценностей с целями и задачами педагогического процесса, содержанием и технологиями образования. В педагогической практике преобладает технократическое мышление, для которого, по точному высказыванию В.В.Давыдова и В.П.Зинченко, "характерен примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями" (10, с.7).
Фундаментом ценностных ориентаций образованияявляется
философская концепция
Педагогическое проектирование может быть рассмотрено в рамках двух противоположных подходов: объектно-ориентированном и субъектно-ориентированном.
В рамках объектно-ориентированного подхода проектирование это деятельность по целенаправленному формированию педагогического процесса с заданными конкретными параметрами. Оно не должно опираться на субъективные ценности или намерения участников образовательного процесса. Педагогическое проектирование понимается как создание новых или реконструкция старых дидактических и воспитательных систем в рамках неизменных нормативно-ценностных идей, в русле политических целей и задач, поставленных государством. Результатом становятся «модели личности» В.С. Ильина, «оптимальная» постановка целей воспитания Ю.К. Бабанского, «примерное содержание воспитательной работы» И.С. Марьенко и др. Такое проектирование является проектированием «сверху», учитель и учащийся, характер их педагогического взаимодействия, содержание образования выступают в качестве проектируемых объектов, а сами учитель и ученик не рассматриваются как субъекты проектной деятельности, а также и образовательного процесса.