Сущность педагогического проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:17, реферат

Описание работы

Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования
1.1. Понятие педагогического проектирования
1.2. Аксиология педагогического проектирования
1.3. Методологические характеристики разработки педагогического проекта
1.4. Педагогическое проектирование в гуманистической парадигме (историко-культурный аспект)
Глава 2. Разработка педагогического проекта
2.1. Сущность проектной деятельности учителя
2.2. Проектная деятельность учителя в решении педагогических проблемных ситуаций
2.3. Методы коллективного проектирования
2.4. Экспертиза и самоэкспертиза проектной деятельности учителя
Заключение

Файлы: 1 файл

Проект - реферат.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования

1.1. Понятие педагогического проектирования

1.2. Аксиология педагогического  проектирования

1.3. Методологические характеристики  разработки педагогического проекта

1.4. Педагогическое проектирование  в гуманистической парадигме  (историко-культурный аспект)

Глава 2. Разработка педагогического  проекта

2.1. Сущность проектной деятельности  учителя

2.2. Проектная деятельность учителя  в решении педагогических проблемных  ситуаций

2.3. Методы коллективного проектирования

2.4. Экспертиза и самоэкспертиза  проектной деятельности учителя

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы проектирования, формирования новых педагогических практик, разработки технологического обеспечения новых педагогических идей, концепций, теорий в истории образования и педагогической мысли занимали одно из приоритетных мест. На творческий, исследовательский характер профессиональной деятельности учителя обращали внимание педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Современная направленность развития образования предполагает гуманизацию педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, активное преобразование педагогических условий в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Становление указанной тенденции во многом зависит от способности учителя проектировать собственную профессиональную деятельность на основе новых, гуманистических принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.

Необходимость подготовки учителя  к проектной и инновационной  деятельности возрастает, с одной  стороны, в связи с появлением все большего количества  педагогических инициатив со стороны учителя, осознающего современные проблемы образования и стремящегося к его развитию. С другой стороны, сегодня учителя побуждает к совместной проектной деятельности новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению.

В профессиональной педагогической деятельности учителя сочетаются нормативные (действия на основе педагогической нормы, стандарта) и инновационные (создаваемы в ходе собственного педагогического поиска) элементы. Инновационная деятельность учителя направлена на преобразование участка его практики с целью создания новых педагогических систем, открытия неизвестных закономерностей, поиска новых идей, методов, средств педагогической деятельности.

Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки проекта. Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Педагогическое творчество учителя  сегодня получает поддержку на разных уровнях управления: муниципальном, краевом, федеральном. Создана сеть школ - экспериментальных площадок, деятельность которых направлена на реализацию культурно-образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, определяющего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы 

педагогического проектирования  

 

 

 

1.1. Понятие  педагогического проектирования

Термин «проектирование» происходит от латинского “proyectus”, означающего  «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Тезаурус Юнеско-МБЛ определяет проектирование как “деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть” (33, с.76). Сущность проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности. Проект направлен на достижение социально и/или личностно значимой цели и ориентирован на использование в условиях конкретного места, времени и имеющихся в распоряжении ресурсов.

В проектировании сочетаются элементы творческого отражения и конструирования  действительности с алгоритмом этапов – шагов проектирования. В проекте проявляется наше представление о реальности, а также стремление к ее усовершенствованию, представление о желаемом и должном состоянии реального мира. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.

Педагогическое проектирование –  это деятельность субъекта/субъектов  образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта.

Педагогическое проектирование предполагает возможность изменения, развития участка  педагогической практики как результат  реализации проекта. Классик философии образования Г.П. Щедровицкий выделил два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании: а) средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни, б) преобразование среды в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями. (36, с. 24)

В рамках первой из упомянутых стратегий  педагогический процесс модернизируется  под конкретный социальный или государственный  заказ, реализуется запрос соответствующих  государственных структур или социальных групп. К основным направлениям такого рода проектов можно отнести: изменения в области управления и финансирования системы образования, структурные преобразования (возраст учащихся, сроки обучения), изменение учебных планов и программ, форм контроля качества знаний.

В рамках второй стратегии проектирования субъектом проектной деятельности становится круг лиц, заинтересованный в появлении новых видов образовательной деятельности (учащиеся, их родители и учителя), в данном случае проект представляет собой творческую инициативу участников образовательного процесса. Такое понимание проектирования легло в основу деятельности Совета по федеральным экспериментальным площадкам и отразилось в соответствующих нормативных документах: "Под культурно-образовательной инициативой понимается деятельность образовательного учреждения или органа управления образованием, направленная на развитие средствами образования социокультурной среды и учитывающая историко-педагогический опыт и современное состояние теории и практики образования, порождающая новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления" (Положение о ФЭП МО РФ).

Назначение педагогического проекта  – изменение педагогической практики, в этом смысле проектная деятельность в образовании - это сознательное конструирование и внедрение в жизнь педагогических новшеств, инноваций. Педагогическое проектирование является осознанным и целенаправленным процессом построения модели развития образования, а педагогические инновации – продукт реализации предложенной идеальной модели. В документах международной организации по делам образования ЮНЕСКО OECD\CERI инновация определяется как “попытка изменить систему образования, осуществляемая сознательно и намеренно, с целью совершенствования этой системы.”(33, с.17).  Тезаурус под редакцией Н.Б. Крыловой определяет инновации как “существенный элемент развития образования. Инновации – это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования” (23, с.42).

Таким образом, исследователи понимают под педагогической инновацией качественное или количественное изменение педагогической системы, направленное на совершенствование существующей педагогической практики.

Как уже отмечалось выше, в качестве субъекта педагогического проектирования выступают  учителя, ученики и их родители, а также – как полисубъект – ученический и педагогический коллективы. Понятие «субъектность» включает в себя способность человека выступать в качестве активного творца, проектировщика и созидателя новой реальности. Педагогическая субъектность связана с жизненными установками и концепциями людей, их отношением к жизни. В этом смысле участие в проектировочной деятельности дает человеку необходимый опыт активно-преобразовательного отношения к жизни, способствует формированию позитивной «я-концепции» и восприятию другого человека как со-творца нового.

Можно выделить три основные жизненные  концепции по отношению к нововведениям: 1) активно защищать традиции и сопротивляться инновациям, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции  в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 34% до 50%; 2) активно поддерживать инновации, изменять мир и изменяться самим, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 12% до 25%; 3) пассивно относящиеся к инновациям, поддерживающие или сопротивляющиеся новшествам в зависимости от обстоятельств, экспериментальные исследования говорят о наличии этой позиции в среде учителей в процентном отношении к другим группам от 30% до 45%. Таким образом, с одной стороны, субъектная позиция участника образовательного процесса является непременным условием рождения и развития педагогического проекта, с другой стороны, ситуация педагогического проектирования, формирующая соответствующую рефлексивно-инновационную среду в пространстве школы, является фактором становления и развития субъектности педагога.

 

1.2. Аксиология  педагогического проектирования

 

Аксиологические (ценностные) основы педагогического проектирования в  силу своего нормативного содержания  регулируют проектную деятельность учителя. На языке норм ценности выражаются словами: «эталон», «закон», «правило», «стандарт». При помощи ценностей деятельность человека упорядочивается и закрепляется в определенных границах. Педагогические нормы выражают социально закрепленные ценности образования. Они выражаются в Международной Конвенции защиты прав ребенка, Законе Российской Федерации “Об образовании”, государственных образовательных стандартах, указах, положениях, уставных документах.

Важной стороной педагогического проектирования является его направленность на достижение идеала. Педагогический идеал – образ недостижимого желаемого и должного, соответствующий представлениям социальных групп и отдельных личностей о человеке, воплощающем в себе позитивные качества. Он конструируется по ценностным образцам, имеющимся в современной культуре, и выражает направленность развития, присущую данной эпохе. Идеал строится на понимании противоречия между должным и действительным состоянием человека и человечества. При построении педагогического идеала важную роль играет способность проектировщика к анализу культурно-исторических аналогов. У каждой из существующих педагогических парадигм есть своя история, традиция, которая должна быть подвергнута рефлексивному осмыслению. Новшество в образовании возникает не на пустом месте, а в рамках соответствующей культуры и в контексте определенной философской, психологической и педагогической традиции.

В соответствии с педагогическим идеалом  ставится цель педагогического проекта  – диагностируемый образ достижимого должного (доступный измерению), предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия или деятельность людей. В соответствии с педагогическим идеалом строится дерево педагогических целей – комплекс осознанных педагогических намерений, задающих направленность развития педагогических систем и технологий. В педагогической деятельности сегодня прослеживается несоответствие декларируемых ценностей с целями и задачами педагогического процесса, содержанием и технологиями образования. В педагогической практике преобладает технократическое мышление, для которого, по точному высказыванию В.В.Давыдова и В.П.Зинченко, "характерен примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над реальностями современного мира, техники над человеком и его ценностями" (10, с.7).

Фундаментом ценностных ориентаций образованияявляется  философская концепция человека. Решение вопроса о сущности человека задаёт ценностно-образовательную  парадигму. Допущение, что природа ребёнка “во зле лежит” приводит нас к практико-педагогической деятельности, стремящейся ”сокрушить злую волю ребёнка” (И. Гербарт). Если человек по своей природе “не добр и не зол”, то педагогика формирует человека - функцию общественной системы (Д. Локк). Человек, наделённый от рождения идеями блага и добродетели, нуждается в педагогической свободе ради развития (Ж.Ж. Руссо). Концепция человека, утверждающая, что он содержит в себе идеи и добра, и зла приводит к педагогической практике освобождения от зла и культивированию доброты (Ф.М. Достоевский).

Педагогическое проектирование может  быть рассмотрено в рамках двух противоположных  подходов: объектно-ориентированном  и субъектно-ориентированном.

В рамках объектно-ориентированного подхода проектирование это деятельность по целенаправленному формированию педагогического процесса с заданными конкретными параметрами. Оно не должно опираться на субъективные ценности или намерения участников образовательного процесса.  Педагогическое проектирование понимается как создание новых или реконструкция старых дидактических и воспитательных систем в рамках неизменных нормативно-ценностных идей, в русле политических целей и задач, поставленных государством. Результатом становятся «модели личности» В.С. Ильина, «оптимальная» постановка целей воспитания Ю.К. Бабанского, «примерное содержание воспитательной работы» И.С. Марьенко и др. Такое проектирование является проектированием «сверху», учитель и учащийся, характер их педагогического взаимодействия, содержание образования выступают в качестве проектируемых объектов, а сами учитель и ученик не рассматриваются как субъекты проектной деятельности, а также и образовательного процесса.

Информация о работе Сущность педагогического проектирования