Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - освоить принципы и выработать методику организации предметной деятельности детей раннего возраста
Объектом исследования является процесс интеграции предметной деятельности с игровой.
Предмет исследования – способы и методы организации предметной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические условия организации деятельности детей раннего возраста.
I.1. Теоретические основы предметной деятельности
I.2. Педагогические условия по организации предметной деятельности

Глава II. Характеристика развития детей раннего возраста
II.1. Анатомо-физиологические особенности ребенка
II.2. Психическое и личностное развитие ребенка раннего возраста
II.3. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

Глава III. Методика организации предметной деятельности детей раннего возраста
III.1. Характеристика этапов развития предметного действия
III.2. Развитие предметно - игровой деятельности детей 2-го года жизни
III.3. Развитие предметно - игровой деятельности детей 3-го года жизни

Глава IV. Методы и приемы организации предметной деятельности детей раннего возраста
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 102.39 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РФ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  УР

БОУ  СПО УР  «САРАПУЛЬСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

ТЕМА:  Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста

 

 

 

 

Богданова Наталья Георгиевна

Специальность 050144

Курс   5       Группа   5 А

Форма обучения:  заочная

                                                                     Руководство:

                                                                     Андриянова Нина Сергеевна

 

                                                    2014 г.

                                             Содержание

      Введение

Глава I.  Педагогические условия организации деятельности детей   раннего возраста.

      I.1. Теоретические основы предметной деятельности

I.2. Педагогические условия по организации предметной деятельности

 

      Глава II. Характеристика развития детей раннего возраста

      II.1. Анатомо-физиологические особенности ребенка

II.2. Психическое и личностное развитие ребенка раннего возраста

II.3. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

 

  Глава III. Методика организации предметной деятельности детей раннего       возраста

      III.1. Характеристика этапов развития предметного действия

III.2. Развитие предметно - игровой деятельности детей 2-го года  жизни

III.3. Развитие предметно - игровой деятельности детей 3-го года жизни

 

 Глава IV. Методы и приемы организации предметной деятельности  детей раннего возраста

     Заключение

    Список используемой литературы

   

 

 

 

 

 

                                            Введение

     Ранее детство (1- 3 лет) - возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.  
     Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго -  третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.  
   Этот принцип называется принципом опосредованного действия орудие - средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления не только, что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период  дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.  
    Цель исследования - освоить принципы и выработать методику организации предметной деятельности детей раннего возраста

    Объектом исследования является процесс интеграции предметной деятельности с игровой.

    Предмет исследования – способы и методы организации предметной деятельности.

    Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили необходимость решения следующих задач:

  1. Изучить все принципы организации предметной деятельности детей раннего возраста, используя научную литературу.
  2. Подобрать методы организации предметной деятельности детей раннего возраста для непосредственного применения в детском саду.
  3. Разработать предметно-развивающую среду, отвечающую современным требованиям и возрасту, для возможности применения изученных и подобранных методов на практике.

 

      1. ГЛАВА:  Педагогические условия организации деятельности детей раннего возраста.

           I.1. Теоретические основы предметной деятельности

     Ранее детство (1- 3 лет) - возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.  
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго - третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями, ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.  
Этот принцип называется принципом опосредованного действия (орудие - средство выполнения действия). За орудиями жестко закреплен способ употребления не только, что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и, в доступных пределах, технику выполнения этих действий.  
В возрасте от 1 г. до 3 лет зарождается сюжетно-ролевая игра. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.). 
   Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: моет руки кубиком, измеряет температуру палочкой. Это игровые заместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека.

Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте. 
В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования - ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка. 
Таким образом, произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении. 
В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность, целиком определяется их привлекательностью для ребенка. 
   Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение с взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. 
Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении с взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.

    Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. 
     К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. 
    Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление. 
    Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным - оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал. 
   Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.  

I.2. Педагогические условия по организации предметной деятельности

Педагогические условия - это субъективные и объективные требования и предпосылки, реализации которых педагог добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и предметов.

Предметная деятельность является ведущей в ранний период жизни ребенка и направлена на восприятие окружающей действительности, вначале бессознательное (ребенок случайно наткнулся на предмет), затем, (на 2-3 году) на сознательное, целенаправленное. В основе предметной деятельности лежат ориентировочные реакции -  ребенок тянется к предмету, стремится пощупать, взять в рот, рассматривает и т.д.

Чтобы предметная деятельность эффективно способствовала развитию и воспитанию детей, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Организация предметной среды.

 Для детей 1-го года  жизни и для других возрастных  периодов необходимо тщательно  продумывать подбор, размещение, оформление пособий, помещение. Игрушки и предметы должны быть близко расположены от ребенка, игрушки должны быть яркие, контрастных цветов. Одновременно перед ребенком должно быть 2-3 предмета разного цвета, чтобы не утомлять зрение. Необходимы: кубы – вкладыши, цветные колпачки, гирлянды шаров, горка – манеж, небольшие мячи, надувные игрушки.

Для 2-го года жизни во время бодрствования используется вся площадь групповой комнаты. Необходимы: горка, игрушки – двигатели (тележки, машинки), надувное бревно. На потолке групповой комнаты устройство для подвешивания крупных игрушек («карусель»), воротца для подлезания, мягкие игрушки, дидактический столик для сенсорного развития (скаты, кубы, столбики для нанизывания, втулочки), кукольный уголок, зеркало.

Целесообразно периодически приносить в группу рыбок в аквариуме, птичку в клетке.

  1. Активизирующая роль взрослых.

Сама по себе предметная среда не в полной мере будет развивать ребенка. Взрослый, педагог делает эту среду доступной и понятной ребенку. Отношение взрослого, его эмоциональное общение с каждым ребенком является причиной первых радостей и огорчений малыша. После 6-и месяцев – только ласки и внимания уже недостаточно в общении с ребенком. Необходимо, чтобы взрослый выступал как активный партнер ребенка. На 2-м году жизни общение взрослых и детей все больше приобретает познавательный характер (общение по поводу интересных предметов), совместная деятельность взрослых и детей.

  1. Специальное обучение – условие, повышающее развивающий эффект предметной деятельности.

Обучение самых маленьких отличается своеобразием. У малышей отсутствуют мотивы, произвольные действия, необходимые для учения. Занятия носят игровой характер, но имеют цель, задачи и средства. Обучение происходит при непосредственном участии взрослых на занятиях и в совместной деятельности. Подражание взрослому в процессе обучения – эффективный способ овладения предметной деятельностью. Обучая действиям с предметами и дидактическими игрушками, воспитатель использует следующие приемы:

  1. Показ, просьба зеркально повторять действия, затем ребенок действует самостоятельно.
  2. Предлагает действовать детям одновременно с ним
  3. Может быть предложено действовать по аналогии.

На первом году жизни предлагают занятия – упражнения: раскрыть ладони, вкладывать шарик, палочки, вкладыш, мешочки, веревочки с узелками. С 6-и месяцев необходимо обучать выполнять действие с 2-3 предметами, изменяя положение в пространстве, выкладывать предметы из емкости, вкладывать, проталкивать, прокатывать предметы, снимать с опоры, нанизывать, рассоединять, открывать коробочки. Л.Н.Павлова разработала систему занятий для детей первого и второго жизни по сенсорному воспитанию, развитию предметных действий: для первого года – 53 занятия, для второго года – 61 занятие, для третьего года – 31 занятие на год.

На втором году жизни на занятиях с дидактическими игрушками обращается внимание детей на свойства предметов, предлагаются задания на соотнесение, группировку, сортировку по сходству и различию; дети узнают зависимость между частью и целым, знакомятся с количеством. Такие занятия развивают мелкую моторику рук, координацию движений. На занятиях взрослый должен стремиться поддерживать у детей устойчивый ориентировочный интерес к игрушкам и давать возможность самостоятельно действовать.

На занятиях используются пять видов дидактических игрушек:

- Игрушки для нанизывания  на стержень (кольца, втулки, шары, кубы);

- Объемные геометрические  фигуры (шары, кубы, призмы) для группировки  по цвету, величине, форме;

- Игрушки – вкладыши;

- Народные сборно-разборные  игрушки (яйца, матрешки);

- Небольшие сюжетные игрушки (куколки, грибочки, овощи и т.д.);

На втором году жизни для развития предметной деятельности можно использовать следующие игры и упражнения (Г. Григорьева):

- Найди колечки такого  же цвета;

- Собери башенку (конус) из 3-5 частей;

Информация о работе Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста