Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 23:06, курсовая работа
Цель исследования - освоить принципы и выработать методику организации предметной деятельности детей раннего возраста
Объектом исследования является процесс интеграции предметной деятельности с игровой.
Предмет исследования – способы и методы организации предметной деятельности.
Введение
Глава I. Педагогические условия организации деятельности детей раннего возраста.
I.1. Теоретические основы предметной деятельности
I.2. Педагогические условия по организации предметной деятельности
Глава II. Характеристика развития детей раннего возраста
II.1. Анатомо-физиологические особенности ребенка
II.2. Психическое и личностное развитие ребенка раннего возраста
II.3. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста
Глава III. Методика организации предметной деятельности детей раннего возраста
III.1. Характеристика этапов развития предметного действия
III.2. Развитие предметно - игровой деятельности детей 2-го года жизни
III.3. Развитие предметно - игровой деятельности детей 3-го года жизни
Глава IV. Методы и приемы организации предметной деятельности детей раннего возраста
Заключение
Список используемой литературы
Как любой вид деятельности, предметная
деятельность на этапе 2-го – 3-го
года жизни осваивается только
в условиях общения ребенка
с взрослыми людьми. Процесс освоения
действий с предметами
Психологами
определены этапы развития
При самостоятельном
выполнении действия ребенок
принимает или сам ставит цель,
ориентируется в условиях, исполняет,
осуществляет элементарный
Таким образом,
при обучении детей предметным
действиям взрослые должны
Не менее
важно педагогу иметь в виду
разделение функции между ним
и ребенком в процессе
Педагогам
важно помнить и об
Особое внимание
следует обратить на развитие
ориентировочной основы
Ребенок продолжает
учиться употреблять по
Например, использование
ложки. Действие ложкой – это
предметное действие
Таким образом,
в качестве условий, регулирующих
действие, выступают соотношения
воспринимаемых ребенком
Л.А.Венгер
разработал систему
Начинать обучение следует с действий, требующих соотнесения только по одному свойству, а при переходе к более сложным действиям – по двум свойствам.
Необходимо
первоначально учить ребенка
выполнению каждого элемента
действия отдельно. Например, при
обучении вкладыванию
Большое значение
имеет количество объектов, с
которыми действует ребенок. На
втором году жизни в занятиях,
требующих выбора
На третьем
году жизни количество
С точки
зрения задач сенсорного
Следует учитывать,
что, если обучать ребенка
Так, при сборке пирамидки ребенок может, например, научиться нанизывать кольца правильно, не соотнося их по величине, а путем проб добиваясь того, чтобы пирамидка получилась «гладкой», без впадин и выступов.
Знакомя детей
с различными свойствами
По мере
упражнения предметное
Предметное действие развивается и по линии обобщения (Д.Б.Эльконин, Ф.И.Фрадкин). Ребенок переносит действие на другой подобный предмет (обобщение функции); в другую ситуацию (рисует карандашом на бумаге, стене, мебели и т.п.).
Перенос и
обобщение действия требуют
Одним из
показателей развития
Для освоения
предметной деятельности
Во-первых, необходимо создать условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша надо побеспокоиться о своевременном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств, первых элементарных действий. Уже после шести месяцев жизни малыша общение с ним строится преимущественно через предметы, совместные игры с ними.
Второе условие (после года жизни): расширять круг предметов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидактические материалы, и предметы быта. Имеются в виду не только занятия с различными матрешками, пирамидками, вкладышами, коробочками, мозаикой и пр., но и освоение предметов ближайшего окружения во время бытовых процессов (кормление, одевание и раздевание детей, привлечение к элементарным трудовым действиям, рисованию и лепке и т.п.).
Предметная
деятельность, как и общение, не
исчезает, а органически включается
в другие виды деятельности. Превращается
в них в отдельные действия:
в труде – действия с
Третье условие освоение предметной деятельности - обучение со стороны взрослых. Не нужно спешить помогать ребенку, тем более действовать за него. Необходимо позволить ребенку самому учиться и помогать только в той мере, в какой это необходимо. Нужно предоставить ребенку возможность экспериментировать с разными вариантами действия. Это не означает, что ему предоставляется возможность двигаться вперед только путем проб и ошибок. Учить следует тому, что ребенок не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. То есть активность познания, поиск, находки надо поддерживать и с их учетом строить обучение. Это касается не только освоения предметной, но и всех других видов деятельности и обучения вообще.
При наблюдениях за ребенком нужно определить, какого характера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть помощь взрослого.
При этом
степень самостоятельности
Четвертое условие успешного развития предметной деятельности малыша – характер общения с ним. Доброжелательность, вера в ребенка, поддержка и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, крайне необходимы. Нужно предоставить ребенку возможность упражняться в действиях, возможность выбора (предметов, способов действия, его длительности). Таким образом, взрослому надо содействовать освоению малышом предметного мира, больше сотрудничать с ним, порадоваться его удачам, поддерживать и помогать тогда, когда он сам с чем-то справиться не может, дозируя такую помощь. То есть обучать, не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.
Следует помнить
о том, что в недрах предметной
деятельности зарождаются все
другие виды продуктивной
Итак, в раннем
возрасте ведущая деятельность
– предметная. Действуя с предметом,
ребенок осваивает функцию
В совместной
деятельности взрослый
Связь действия с предметами проходит три фазы развития: ребенок выполняет с предметом все известные действия; употребляет предмет только по назначению; производит различные действия при твердом усвоении основной функции предмета. Таким образом, появляются зачатки игровой ситуации.
III.3. Развитие предметно - игровой деятельности детей 3-го года жизни
Игра является
«ведущей деятельностью, с развитием
которой происходят главнейшие
изменения в психике ребенка
и внутри которой развиваются
психические процессы, подготавливающие
ребенка к новой высшей
Игровая деятельность,
как отмечено А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым,
Н.А.Коротковой, Д.В.Менджерицкой, Н.Я.Михайленко
и др., не изобретается ребенком,
а задается ему взрослым, который
учит малыша играть. Знакомит
с общественно сложившимися
Информация о работе Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста