Это противоречие
разрешается в двух видах деятельности
ребенка: самостоятельной предметной
и в игре. Ребенок, освоивший способы
действия со многими предметами,
свободно действует с ними, он
самостоятелен и удовлетворяет
свое стремление к «самостоятельности».
Невозможность реализовать желание
действовать со сложными предметами
(автомобиль, швейная машина, кухонная
плита и т.д.) реализуется в
игре.
Однако такое
разрешение противоречия невозможно
без взрослого. Как может помочь
взрослый? Взрослый удовлетворяет
потребность ребенка быть активным
и самостоятельным там, где он
может быть таковым (не делает
за малыша то, что он может
сам, не запрещает осваивать предметный
мир, если это не вредит здоровью
ребенка и здравому смыслу). Кроме
того, взрослый, обеспечивая ребенка
игровым материалом, вступая с
ним в игровое взаимодействие,
раскрывает способы выполнения
тех или иных действий с
предметами в воображаемом плане
(«как будто»). То есть раскрывает
способы удовлетворения познания
мира, соучастия в жизни взрослых,
в игре.
Если взрослый
неразумно ограничивает возросшую
самостоятельность ребенка, это
вызывает его негативное поведение.
Некоторые ученые считают кризисом
не закономерно возникающее противоречие,
которое, по сути, позитивно и
движет развитие, а само негативное
поведение ребенка, спровоцированное
неграмотным поведением взрослого.
То есть бурных кризисных реакций
ребенка можно избежать.
Таким образом,
в процессе становления предметной
деятельности, на фоне усложняющегося
по содержанию и по способам общения с
взрослым, ребенок достигает нового уровня
личностного развития. Возросшая самостоятельность
ребенка и его потребность активного участия
в жизни взрослых ограничены объективной
сложностью предметного мира и отношений
между взрослыми. Эти факты вызывают у
ребенка потребность понять мир взрослых,
их действия и отношения. Поэтому на смену
одному виду ведущей деятельности – предметной
приходит другой – игра, в которой и удовлетворяется
эта потребность. В жизнь ребенка новые
игрушки должен вносить взрослый. Нужно
не просто подарить ребенку куклу, а обыграть
её, заинтересовать ею, побудить к общению
с новой игрушкой. «Смотри, какая красивая,
давай поиграем с ней». Игрушка для ребенка
полна смысла. В начале третьего года жизни
малыш не берет на себя роль, но фактически
выполняет её, совершая по отношению к
игрушкам те действия, которые свойственны
определенному лицу. Ребенок, манипулируя
куклой, копирует действия взрослых. Но
игрушка, не замена взрослого – это и средство
общения, и способ организации совместной
игры, и предмет, с помощью которого можно
объяснить так много! Но не надо забывать
о принципах организации работы с детьми
раннего возраста: это – посильность требований,
постепенность усложнений и последовательность.
Ведь, каждый ребенок уникален. Поэтому,
предметно развивающая среда группы организуется
с учетом возможности для каждого ребенка
играть и заниматься самостоятельно, а
пособия и игрушки располагаются так,
чтобы не мешать свободному перемещению
детей.
Список используемой литературы:
- В.И.Турченко «Дошкольная педагогика»
Учебное пособие – 4-е изд.,стереотипное,
М. изд-во «ФЛИНТА» НОУ ВПО «МПСУ» 2014.
- С.Н.Теплюк «Актуальные проблемы
развития и воспитания детей от рождения до 3-х лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, М., изд-во Мозаика-Синтез, 2010.
- Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова,
Д.В.Сергеева Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, М. изд-во «Просвещение», 2010.
- Г.Г.Григорьева «Педагогика раннего
возраста», изд.дом «Академия», 1998.
- Т.Н.Доронова Использование
игровых методов и приемов при обучении
детей от 2 до 7 лет //Ребенок в детском саду//.
– 2002, №2