Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 23:06, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - освоить принципы и выработать методику организации предметной деятельности детей раннего возраста
Объектом исследования является процесс интеграции предметной деятельности с игровой.
Предмет исследования – способы и методы организации предметной деятельности.

Содержание работы

Введение
Глава I. Педагогические условия организации деятельности детей раннего возраста.
I.1. Теоретические основы предметной деятельности
I.2. Педагогические условия по организации предметной деятельности

Глава II. Характеристика развития детей раннего возраста
II.1. Анатомо-физиологические особенности ребенка
II.2. Психическое и личностное развитие ребенка раннего возраста
II.3. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

Глава III. Методика организации предметной деятельности детей раннего возраста
III.1. Характеристика этапов развития предметного действия
III.2. Развитие предметно - игровой деятельности детей 2-го года жизни
III.3. Развитие предметно - игровой деятельности детей 3-го года жизни

Глава IV. Методы и приемы организации предметной деятельности детей раннего возраста
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 102.39 Кб (Скачать файл)

 

 

II.3. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

Примерные показатели анатомо-физиологического развития детей 2—3 лет

Воз-

раст

Рост,

см

Увеличение роста, см

Масса,

кг

Прибавка в массе, кг

Окружность грудной клетки, см

Частота дыхания, мин

Частота пульса, удары в мин.

2 года

86-88

12-13

12-13

2,5-3

50-51

25-30

110-115

3 года

94-95

7-9

14-15

2

51,5-52,5

25-30

105-110




    Одним из важнейших факторов физического развития ребёнка является правильная организация его двигательной активности. В первые годы жизни самостоятельная двигательная активность ребёнка постоянно увеличивается, упущенное же в этом возрасте, компенсируется в дальнейшем с большим трудом. Благодаря правильно организованной двигательной деятельности создаются благоприятные условия для обмена веществ, что стимулирует развитие нервной системы, костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы и органов дыхания, улучшает пищеварение. Малышу полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, ползанием, бросанием, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Основу воспитания у детей физической культуры составляют игровые методы и приёмы.

 

Из таблицы видно, что в течение года происходит увеличение в показателях физического развития ребёнка. Однако эти показатели не являются единственными, свидетельствующими об общем развитии движений и двигательной активности маленького ребёнка. Одним из приобретений детей третьего года жизни является возрастающая целенаправленность движений, ребёнок, как правило, двигается с целью — везёт кубики «на стройку», влезает на стул, чтобы достать пирамидку. Второе приобретение — способность и желание выполнять имитационные движения, что позволяет разнообразить игровые задания, планировать сюжетное содержание подвижных игр.

  1. ГЛАВА:  Методика организации предметной деятельности детей раннего возраста

      III.1. Характеристика этапов развития предметного действия

Исследователи Новосёлова, Кисленко, Гальперин и другие изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы её развития:

1 этап: 1-1,5 года - ребёнок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года - жёсткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет - отделение действия от предмета, ребёнок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребёнок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

   Усвоение техники выполнения предметных действий - трудный и длительный процесс. В раннем возрасте ребенок может научиться самостоятельно, выполнять только самые простые из них. Это - еда ложкой, питье из чашки, черкание карандашом по бумаге, копание песка совочком, надевание некоторых простых частей одежды, разборка и складывание пирамидки из 4-5 колец и др.

   Трудность овладения действиями для малыша состоит не только в том, что у него еще плохо развиты произвольные движения - плохо «слушаются» руки, пальчики, но и в том, что для большинства таких действий необходимо перестроить привычные движения, подчинить их целой системе правил. Возьмем для примера еду ложкой. К тому времени, когда ребенок начинает учиться есть ложкой, он уже умеет, есть, беря пищу (например, кусочек хлеба) рукой и поднося ее ко рту. При этом рука движется по косой линии от стола, где лежит пища, ко рту. Когда ребенка начинают учить пользоваться ложкой, он пытается действовать ею, как рукой: захватывает ее как можно ближе к углублению, зачерпывает пищу и по косой линии несет ко рту. Но из этого ничего не выходит - пища вываливается по пути. Рука ребенка только постепенно и ценой немалых усилий может приспособиться к соблюдению требований правильного пользования ложкой. Но зато он овладеет человеческим действием с человеческим предметом.

  Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными. (Этот принцип на языке психологии называется принципом опосредствованного действия: орудие - средство выполнения действия.)

  Значит, обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям.

  Теперь мы можем заключить, что, овладевая предметными действиями, ребенок усваивает, что делают с тем или другим предметом и как это делают. Вместе с тем, он учится сам выполнять соответствующие действия. Иначе говоря, дети усваивают назначение предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.

  Уже в период младенчества ребенок выполняет довольно сложные манипуляции с предметами, может научиться некоторым действиям, показанным ему взрослым, может перенести усвоенное действие на новый предмет. Но манипуляции младенца направлены лишь на использование внешних свойств и отношений предметов - ложкой он действует так же, как палочкой, карандашом или совочком.

   Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая, закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом, овладении. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода.

  Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим, ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка.

  Ребенок усваивает постоянное значение предметов, закрепленное за ними обществом и не изменяющееся в зависимости от потребностей данной минуты. Это, конечно, вовсе не означает, что, усвоив то или иное предметное действие, ребенок всегда употребляет предмет только по назначению. Так, научившись черкать карандашом по бумаге, он может вместе с тем катать карандаши или строить из них колодец. Но важно то, что ребенок при этом знает истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, надевает на голову свой ботиночек, он смеется, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка.

  На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу, действие распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предметы не по прямому назначению.

  Таким образом, связь действия с предметом проходит три фазы развития. На первой из них с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому - к свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета.

  Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребёнком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека.

 

III.2. Развитие предметно - игровой деятельности детей 2-го года  жизни

    Предметная деятельность – это освоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно. 

     Именно в  возрасте от года до трех  лет ребенок начинает осваивать  существующие в обществе способы  употребления различных предметов. Вначале он приучается использовать  по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш  и т.п.

     Знакомясь  с предметами и осваивая их, ребенок выделяет их признаки, свойства, а значит, развивается  и его восприятие. Он запоминает  предметы, их признаки, названия  – развивается память и речь. Пытаясь понять, как действовать  с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие  при этом мелких мышц, движений  руки влияет на развитие его  речи, интеллекта.

     Овладение  действиями с предметами влияет  на освоение других видов деятельности. Предметная деятельность – основа, из которой берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др.

     Мария Монтессори (итальянский педагог и гуманист) в ходе многолетний работы  с детьми установила сензитивные  периоды – периоды особой восприимчивости  детей к усвоению знаний и  умений. Понятие сензитивные периоды  у М. Монтессори является одним  из ключевых для представления  процесса развития ребенка. Сензитивные  периоды являются универсальными, они индивидуальны, так как время  их возникновения, длительность  и динамика протекания могут  быть различными у конкретных  детей. Тем не менее, имеются приблизительные  среднестатистические границы различных  сензитивных периодов. Весь образовательный  процесс в данной системе строится  в соответствии с сензитивными  периодами:

     - сензитивный  период развития речи и языка (от 0 до 6 лет);

     - сензитивный  период восприятия порядка  (от 0 до 3 лет);

     - сензитивный  период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет);

     - сензитивный  период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет);

     - сензитивный  период интереса к маленьким  предметам или развитие мелкой  моторики рук (от 1,5 до 2,5 лет);

     - сензитивный  период движений и действия  с предметами (от 0 до 4 лет).

     Как развиваются  предметные действия? Сначала это  манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т.д.), затем результативные (переложил игрушку с места  на место, передвинул). Потом появляются  собственно предметные действия, которые малыш выполняет в  соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает  и т.п.). Позднее появляются орудийные  действия, то есть ребенок использует  предметы как орудия, с их помощью  воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой  причесывает куклу и т.п.). Таким  образом, уже в пределах раннего  возраста действия постепенно усложняются.

     Предпосылки  развития предметной деятельности  закладываются в младенческом  возрасте, в недрах ведущего вида  деятельности младенца – непосредственного  эмоционального общения. В частности, во втором полугодии жизни  в контексте ситуативно-делового  общения предмет опосредует общение  взрослого и ребенка. Предмет, будучи  в этот период одним из средств  деятельности общения, на втором  году жизни становится мотивом  другой ведущей деятельности  – предметной. Формирование этого  мотива происходит постепенно: от  интереса к взрослому через  интерес к действию взрослого  с предметом, к собственно предмету  и способу действия с ним  – как главному, доминирующему  мотиву предметной деятельности. 

     Ползание ребенка (примерно к 6 месяцам), а к концу 1 – го года жизни ходьба  расширяют пространство, возможное  для познания. Этот факт существенным  образом влияет на становление  ведущего мотива предметной деятельности.

     В младенческом  возрасте появляются предпосылки  развития предметных действий, составляющих  предметную деятельность. В структуре  любого действия есть ориентировочная, исполнительская и контрольно  – оценочная части. Такими предпосылками  является развитие сенсорных  систем как ориентировочной основы предметных действий.

     Все эти  приобретения в развитии ребенка  – младенца подготавливают акт  хватания, а это уже направленное  действие, осуществляемое под контролем  зрения.

     Хватание –  это своеобразный прообраз предметного  действия, в котором впервые сочетается  элементарная ориентировочная и  исполнительская части. Упражнение  ребенка в хватании развивает  руку, возникает противопоставление  большого пальца. Благодаря этому  возможно дальнейшее развитие  руки: осязание, манипулятивные, а затем  собственно предметные действия, т.е. использование предметов в  соответствии с их функциональным  назначением.

Информация о работе Своеобразие организации предметной деятельности детей раннего возраста