Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить нарушения темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………………...
1.1Темпо-ритмическая сторона речи и особенности ее нарушений……...
1.2 Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………...
2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии……………………………………………………………………..
2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента……………
2.2 Методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Приложение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации речи при дизартрии.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ДЕФЕКТОЛОГИИ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ И МЕДИЦИНСКИХ ОСНОВ ДЕФЕКТОЛОГИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии

 

 

Автор курсовой работы: О. В. Лушникова, студентка IV курса группы  ДЗЛ-109 заочной формы обучения ____________________________________

Специальность: 050715 Логопедия с дополнительной специальностью 050714.65 Олигофренопедагогика

Руководитель: К. С. Горшкова, ассистент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии _________________

 

Саранск 2013


 

Содержание

Введение

3

1 Теоретические основы  технологии использования логопедического  массажа в формировании темпо-ритмической  организации устной речи при  дизартрии………………………………………………………………...

 

 

 

6

1.1Темпо-ритмическая сторона  речи и особенности ее нарушений……...

6

1.2  Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………...

 

11

2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии……………………………………………………………………..

 

 

 

26

2.1 Методика  и результаты  констатирующего эксперимента……………

26

2.2 Методические рекомендации  по использованию логопедического  массажа при формировании темпо-ритмической  организации устной речи  при  дизартрии………………………………………………………….

 

 

 

36

Заключение……………………………………………………………………

43

Список использованных источников……………………………………….

45

Приложение………………………………………………………………….

48


 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Значение темпо-ритмической организации устной речи подчеркивали многие исследователи.                   Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова  подчеркивают, что ритмические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активация коры.

А. Е. Воронова считает, что система темпо-ритмических заданий способствует развитию внимания (его концентрации, правильному распределению, повышению объема, устойчивости), памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной).

О значении темпо-ритмической стороны речи писали:                            Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритмики на различные болезненные отклонения в просодической сфере человека, а также то, что ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Если вопросы преодоления звукопроизносительных расстройств при стертой форме дизартрии в исследованиях психологов и дефектологов представлены в достаточном объеме, то приемы преодоления темпо-ритмических нарушений изучены недостаточно. В настоящей работе поднимается проблема формирования темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе по преодолению дизартрических расстройств встречается в работах: Е. Ф. Архиповой, И. В. Блыскиной,             С. А. Бортфельд, Г. В. Дедюхиной, Е. А. Дьяковой, И. З. Заблудовского,     Л. Д. Могучей О. В. Правдиной, Е. Е. Шевцовой, Т. А. Яньшиной и др.

В последние годы появились публикации, посвященные описанию приемов логопедического массажа, но в логопедическую практику внедряются приемы пока недостаточно. В основном превалируют педагогические методы воздействия на людей, имеющих речевые нарушения, которые, к сожалению, не могут решить всех проблем. Вместе с тем целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия, ринолалия, заикание, афазия, алалия. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. В результате массажа усиливается мозговое кровообращение и метаболизм, что улучшает протекание и формирование многих психических процессов (памяти, внимания и т.д.), вызывает общее оздоровление, то есть гармонизирует все процессы, происходящие в целостном организме.

Вопрос организации логопедической помощи детям с дизартрией остается весьма актуальным, учитывая распространенность этого дефекта. Опираясь на опыт многих логопедов-практиков можно с уверенностью утверждать, что коррекция дизартрических расстройств будет мало эффективна без применения массажных комплексов.

Актуальность проблемы использования заключается в определении тактики работы над темпо-ритмической организацией устной речи у дошкольников со стертой формой дизартрии, в разработке направлений и форм организации работы над этой проблемой у детей данной группы, а также в устранении имеющихся нарушений в данной сферепозволила определить тему исследования: «Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии».

Объект исследования: процесс логопедического массажа при дизартрии.

Предмет исследования: технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу  по проблеме исследования.

2. Выявить нарушения темпо-ритмической  организации устной речи    у дошкольников с дизартрией.

3. Разработать методические  рекомендации по  использованию  логопедического массажа при  формировании темпо-ритмической  организации устной речи при  дизартрии.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; констатирующий эксперимент; количественная и качественная обработка экспериментальных данных.

Организация исследования. Констатирующее исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» 
г. Саранска. В эксперименте принимали участие 10 дошкольников с диагнозом «стертая форма дизартрия, общее недоразвитие речи».

 

1 Теоретические  основы технологии использования  логопедического массажа в формировании  темпо-ритмической организации устной  речи при дизартрии

 

1.1 Темпо-ритмическая  сторона речи и особенности  ее нарушений

 

Устная речь характеризуется многими физическими параметрами. Наряду с ее содержательной стороной большое значение для восприятия слушателем имеет просодическая сторона речи. Просодия, по мнению          Н. Г. Александровой, является высшим уровнем развития языка. Просодическое оформление текста подчинено семантико-синтаксической задаче речевого высказывания. Оно включает совокупность целого ряда показателей, таких как психофизиологические, ситуационные, потребностно-мотивационные и экстралингвистические. Этот комплекс в конечном итоге и определяет акустико-артикуляционные характеристики просодии в целом    [1, с. 34].

Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт утверждают, что основной составляющей просодии является интонация. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Речь без интонации невнятна и непонятна.              С помощью интонации говорящий эмоционально воздействует на слушателя. Интонация – сложное явление, включающее в себя несколько акустических компонентов. Это тон голоса, его тембр, интенсивность или сила звучания голоса, пауза и логическое ударение, темп речи. Все эти компоненты участвуют в членении и организации речевого потока в соответствии со смыслом передаваемого сообщения [9, с. 47].

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока. По исследованию В. А. Гринер, Н. П. Збруева, Н. С. Самойленко,темп речи принято определять как скорость ее протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи, измеренный без учета пауз, называют артикуляционным, при учете пауз говорят о полном темпе. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьирует от 90 до 175 слогов в минуту.

 В практике выделяют  три основных темпа: нормальный, быстрый, медленный. Резкие отклонения темпа речи от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания [12; 25].

Согласно исследованиям О. А. Новиковской, темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра – ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его «скелет», что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и не метрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи [17, с. 97].

Е. В. Оганесян замечает, что темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция), включает лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание) [18, с. 28].

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т. е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. По данным И. А. Поварова, синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации. В среднем паузы длятся около 0,1 секунды. Паузу принято определять как перерыв в звучании  голоса на определенное время [20, с. 107].

По выражению Н. А. Рычковой, все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т. е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды [24, с. 10].

На этом фоне отмечаются ограниченные по времени гиперсензитивные фазы. Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно  это период от года до 1,5 лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко разрушают формирующуюся речь. Это может выражаться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребенок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Г. А. Волкова пишет, что вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к периоду 2,5-3,5 года, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью. В это время он делает переход от несимволической вербализации к символической (от конкретных к отвлеченно-обобщенным формам общения), от односложных фраз к комплексным и иерархически организованным синтаксическим и семантическим структурам. Именно в этот период резко усложняется внутреннеречевое программирование. Реализация ребенком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением [10, с. 65].

Информация о работе Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии