Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить нарушения темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………………...
1.1Темпо-ритмическая сторона речи и особенности ее нарушений……...
1.2 Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………...
2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии……………………………………………………………………..
2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента……………
2.2 Методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Приложение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации речи при дизартрии.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

О. Г.Приходько обращает внимание на то, что комплекс массажных движений составляется с учетом того, какая групп движений больше нарушена. В любом случае, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, при нарушении движений обеспечиваемых работой круговой мышц губ при повышенном тонусе массаж начинается с косвенных мышц, т. е. с мышц шеи, затем мышц радиально расположенных и лишь в последнюю очередь следует приступать к массажу круговой мышц рта. При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. начинать логопедический массаж следует с наиболее пораженных (первичных мышц, лишь затем переходя к второстепенным [22, с.53].

Третья проблема касается состояния мышц языка.Ни одна мышца нашего тела не имеет такого строения, как язык. В этом смысле мышечное строение языка уникально. Во-первых, корень языка недоступен для непосредственных массажных движений. Во-вторых, все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части.

Е. Ю. Румянцева  пришла к выводу, что при составлении массажного комплекса, направленного на нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так и опосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны [23, с.58].

Е. Е. Шевцова подчеркивает, что последовательность массажных движений приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, известно, что при повышенном тонусе мышц языка, язык лежит горбом, оттянут кзади, при попытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкое усиление мышечного тонуса. В этом случае рекомендуется начинать массаж с косвенных мышц, т. е. с мышц шеи (группа подъязычных мышц), затем мышц дна полости рта, причем как с наружной, так и внутренней стороны. Это даст возможность расслабить собственно мышцы языка, после чего можно перейти к непосредственному массажу языка, становится возможным и эффективным.

При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т. е. можно начинать логопедический массаж с наиболее пораженных мышц, т. е. собственно с языка, лишь затем переходя к второстепенным. В данном случае, включение в массажный комплекс групп второстепенных мышц обеспечит более высокий результат коррекционного воздействия [30; 31].

А. Е. Воронова при составлении комплекса массажных движений при дизартрии обращает внимание на ряд принципов, которые должны быть учтены при использовании логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе:

Во-первых, это необходимость хорошего знания анатомии и физиологии периферического речевого аппарата.

Во-вторых, необходимость владения диагностическими методами, позволяющими определить состояние мышечного тонуса различных групп мышц речевого аппарата.

В-третьих, подбор соответствующих приемов массажных движений и установление определенной последовательности массажных движений в каждом конкретном случае.

В-четвертых, включение в массажный комплекс всех групп мышц, которые оказывают влияние на состояние нарушенной двигательной функции. [11, с.6].

Таким образом, только при наличии соблюдения данных принципов можно обеспечить высокую эффективность логопедического массажа, а, следовательно, более высокий результат коррекционно-педагогической работы.

 

 

 

2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии

2.1 Организация  и методика констатирующего эксперимента

Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей темпо-ритмической организации устной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих логопедическое заключение «дизартрия, ОНР III уровня.

Исследование проводилось в МДОУ «Детский сад № 65 комбинированного вида» г. Саранска. Эксперимент проводился в декабре 2012 года. В группу вошли дети старшего дошкольного возраста, в количестве 10 человек, из них 4 девочки и 6 мальчиков.

Нами была разработана методика экспериментального исследования, включавшая выполнение две серии заданий, связанных с восприятием и воспроизведением видов интонации (вопросительной, восклицательной, повествовательной), компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Первая серия заданий была направлена на исследование особенностей восприятия видов интонации. Прослушав интонированные фразы один раз, ребенок должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок – когда звучит восклицательная интонация; зеленый – когда фраза произнесена спокойным голосом.

Вторая серия заданий была направлена на исследование особенностей воспроизведения интонации. После первого воспроизведения ребенок должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем – восклицательную, далее – повествовательную.

Обе серии заданий повторялись 3-4 раза с различным речевым материалом.

Например: «Какой сегодня день! На улице идет снег? Наступила зима».

Система оценки была заимствована из методики Сорокиной Т. В.  по исследованию особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом. Сорокина  Т. В.  предложила пятибальную систему оценки видов интонации предложения.

Нами была модифицирована вышеуказанная система оценки видов интонации, а также дополнена система оценки компонентов интонации.

Оценка видов интонации проводилась по следующим параметрам:

1 балл – неправильное  определение и воспроизведение  всех типов интонации.

2 балла – правильное  определение только одного типа  интонации,

 нестойкие ошибки воспроизведения  интонации.

3 балла – правильное  определение и воспроизведение  всех типов интонации.

После первой и второй  серии заданий детям предлагались упражнения на восприятие и воспроизведение компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Детям предлагались следующие задания (3-4 раза, на разном речевом материале).

Доступность звуковысотных изменений изучалось с помощью упражнения «большой – маленький»

1. Восприятие.  «Маленький пароход гудит тоненьким голосом, а большой – низким. Послушай, как гудит пароход и покажи картинку с маленьким пароходом или большим».

2.  Воспроизведение. «Прогуди, как маленький и как большой  пароход».

Система оценки:

1балл – не справился  с заданием.

2 балла – справился  с ошибками.

3 балла – правильно  выполнил задание.

Сила голоса определялась с помощью упражнения «громко – тихо».

1. Восприятие. Я называю  слова. Покажи красный флажок, когда  я говорю громко. Покажи синий  флажок, когда я говорю тихо.

2. Воспроизведение. Показ  картинок. Ребенок называет картинку  по команде «Громко – тихо».

Оценка:

1 балл – излишне тихо  или излишне громко.

2балла – допускает  ошибки.

3 балла – правильно  выполняет задание.

Темп и ритм диагностировался с помощью изолированных ударов и ударов по подражанию.

1. Восприятие. Прослушать  изолированные удары: //, ///, ////. (с  разной скоростью). Определить количество  ударов путем показа карточки  с записанными на ней соответствующими  ритмическими структурами. Затем  предлагается аналогичное задание  с сериями ритмических структур: // // // //, /// ///, //// ////.

2. Воспроизведение. Отстучать  по подражанию (без опоры на  зрительное восприятие) предъявленные  изолированные удары и серии  простых ударов, а также самостоятельно  воспроизвести по предъявленной  карточке удары и их серии.

Оценка:

1 балл – излишне быстро  излишне медленно (темп)  не правильно  выполнил задание (ритм)

2 балла – ближе к  норме, но сбивается (темп, ритм).

3 балла – норма (средний подвижный)

Тембр голоса исследовался с помощью упражнения «эмоции».

1. Восприятие. Перечисляются слова с разной степенью эмоций – собака (испуганно),  кошка (ласково), лошадь (спокойно), муха (удивленно). Дети называют, с какой эмоцией связано слово.

2. Воспроизведение. Показ  картинок. Скажи ласково, сердито, удивленно.

Оценка:

1 балл – не справился  с заданием.

2 балла – справился, с  небольшими ошибками.

3 балла – выполнил  правильно.

Логическое ударение во фразе изучалось с помощью упражнения «вопрос – ответ».

1. Восприятие.  Ребенку  предъявляется картинка. Педагог  произносит фразы, выделяя голосом  одно из слов предложения. Ребенок  показывает объект, выделенный голосом.

Например: «Девочка играет с мячом», «Девочка играет с мячом?».

2. Воспроизведение. Ребенку  предъявляется картинка. Педагог  задает вопросы, выделяя голосом  одно из слов. Ребенок отвечает  на вопросы, выделяя голосом соответствующее  слово. Например: «Мальчик катает  машину?», ответ – «Мальчик катает  машину», «Мальчик катает машину?», ответ – «Мальчик катает машину».

Оценка:

1 балл – не справился  с заданием.

2 балла – справился  с небольшими ошибками 

3 балла – выполнил  правильно.

Таким образом, изучив особенности темпо-ритмической организации речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих  логопедическое заключение «стертая форма дизартрии, общее недоразвитие речи», мы получили количественные и качественные результаты выполнения детьми заданий констатирующего эксперимента, представленные в таблице 1.

Таблица 1. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на восприятие и воспроизведение разных видов интонации, в баллах

 

 

№ п/п

 

Имя ребенка

Критерий оценки интонации

 

Всего баллов

Восприятие

Воспроизведение

       

1.

Алина С.

2

20 %

2

20 %

4

2.

Ваня Д.

1

10 %

3

30 %

4

3.

Даниил К.

2

20 %

2

20 %

4

4.

Егор И.

1

10 %

3

30 %

4

5.

Жанна Л.

1

10 %

1

10 %

2

6.

Илья П.

2

20 %

2

20 %

4

7.

Катя А.

1

10 %

2

20 %

3

8.

Леша Ш.

3

30 %

3

30 %

6

9.

Наташа О.

1

10 %

2

20 %

3

10.

Стас В.

2

20 %

1

10 %

3

 

Средний арифметический показатель

1,6

16 %

2,1

21 %

3,1

Информация о работе Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии