Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Выявить нарушения темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с дизартрией.
3. Разработать методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………………...
1.1Темпо-ритмическая сторона речи и особенности ее нарушений……...
1.2 Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………...
2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии……………………………………………………………………..
2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента……………
2.2 Методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Приложение………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации речи при дизартрии.docx

— 110.30 Кб (Скачать файл)

 

 

Исходя из этой таблицы, можно отметить, что в целом, с предложенными заданиями справились 100 % детей. Лучшие результаты дошкольники показали в задании на воспроизведение различных видов интонации: повествовательной, восклицательной и вопросительной. В этих заданиях почти все испытуемые (80 %) передавали виды интонации в своей речи, но с ошибками. 20 % дошкольников испытывали значительные трудности при выполнении данных заданий. Наиболее слабые ответы были в заданиях на восприятия различных видов интонации. 10 % детей (Леша Ш.) правильно определили виды интонации. У  всех остальных дошкольников (90 %) наблюдались незначительные ошибки в определении только одно типа интонации или неправильное определение все типов интонации.

Самым большим количеством правильных ответов отличался Леша Ш., он набрал 6 баллов. Хорошо выполнили задание Алина С., Ваня Д., Даниил К., Егор И., Илья П., набрав 4 балла. Остальные дети набрали 3 балла. Самый худший результат у Жанны Л. – 2 балла.

 Результаты полученные в процессе исследования звуковысотных изменений (мелодики) дошкольников, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на определение доступности звуковысотных изменений, в баллах

№ п/п

 

Имя ребенка

Критерий оценки звуковысотных изменений

 

Всего баллов

Восприятие

Воспроизведение

Абс.

%

Абс.

%

1.

Алина С.

2

20 %

3

30 %

5

2.

Ваня Д.

3

30 %

3

30 %

6

3.

Даниил К.

2

20 %

2

20 %

4

4.

Егор И.

3

30 %

3

30 %

6

5.

Жанна Л.

2

20 %

2

20 %

4

6.

Илья П.

2

20 %

2

20 %

4

7.

Катя А.

3

30 %

3

30 %

6

8.

Леша Ш.

3

30 %

3

30 %

6

9.

Наташа О.

2

20 %

1

10 %

3

10.

Стас В.

1

10 %

2

20 %

3

 

Средний арифметический показатель

2,3

23 %

2,4

24 %

4,7


 

Анализируя данные этой таблицы отметим, что в целом, со всеми  заданиями испытуемые справились. Хорошие результаты дети показали в задании на воспроизведение мелодики. 50 % детей смогли правильно выполнить данное задание, еще 50 % дошкольников справились с ошибками

Лучший результат у Вани Д., Егора И., Кати А., Леши Ш. – 6 баллов, Алины С. – 5 баллов. Даниил К., Жанна Л., Илья П. набрали по 4 балла. Худшие результаты у  Наташи О. и Стаса В. – 3 балла.

Результаты полученные в ходе диагностики силы голоса дошкольников, отражены в таблице 3.

Таблица 3. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на изучение силы голоса, в баллах

№ п/п

 

Имя ребенка

Критерий оценки силы голоса

 

Всего баллов

Восприятие

Воспроизведение

Абс.

%

Абс.

%

1.

Алина С.

3

30 %

2

20 %

5

2.

Ваня Д.

3

30 %

3

30 %

6

3.

Даниил К.

2

20 %

2

20 %

4

4.

Егор И.

2

20 %

3

30 %

6

5.

Жанна Л.

2

20 %

2

20 %

4

6.

Илья П.

3

30 %

3

30 %

6

7.

Катя А.

3

30 %

2

20 %

5

8.

Леша Ш.

3

30 %

3

30 %

6

9.

Наташа О.

1

10 %

2

20 %

3

10.

Стас В.

2

20 %

3

30 %

5

 

Средний арифметический показатель

2,6

26 %

2,5

25 %

5,0


 

Анализируя полученные данные в ходе изучения силы голоса, отметим, что из всех заданий, которые были даны, все дети наиболее успешно справились с заданием на восприятие силы голоса. 60 % детей выполнили данное задание без особых трудностей. 40 % испытуемых допустили ошибки при выполнении этого задания. 50 %  дошкольников правильно назвали картинку по команде «тихо-громко». Еще половина детей затруднялись при выполнении данного задания.

Лучший результат у 40 % детей (Ваня Д., Егор И., Илья П., Леша Ш.) – 6 баллов.  Алина С., Катя А., Стас В. Набрали по 5 баллов. Остальные дети набрали по 4 балла. Худший результат показала Наташа О., набрав 3 балла.

Данные, полученные в ходе обследования темпа и ритма дошкольников, представлены в таблице 4.

Таблица 4. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на исследование темпа и ритма, в баллах

№ п/п

 

 

Имя ребенка

Критерии оценки темпа и ритма

 

 

Всего баллов

Темп

Ритм

Восприятие

Воспроизведение

Восприятие

Воспроизведение

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

1.

Алина С.

2

20 %

2

20 %

2

20 %

3

30 %

9

2.

Ваня Д.

2

20 %

3

30 %

1

10 %

2

20 %

8

3.

Даниил К.

3

30 %

2

20 %

2

20 %

1

10 %

8

4.

Егор И.

2

20 %

1

10 %

1

10 %

2

20 %

6

5.

Жанна Л.

2

20 %

3

30 %

2

20 %

3

30 %

10

6.

Илья П.

2

20 %

1

10 %

2

20 %

1

10 %

6

7.

Катя А.

2

20 %

2

20 %

1

10 %

2

20 %

7

8.

Леша Ш.

3

30 %

2

20 %

2

20 %

2

20 %

9

9.

Наташа О.

2

20 %

3

30 %

1

10 %

3

30 %

9

10.

Стас В.

2

20 %

2

20 %

2

20 %

2

20 %

8

 

Средний арифметический показатель

2,2

22 %

2,1

21 %

1,6

16 %

2,1

21 %

8,0


 

При выполнении заданий этого блока 100 % детей  успешно справились с инструкцией: «Прослушать изолированные удары: //, ///, ////. (с разной скоростью), а также определить количество ударов путем показа карточки с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами». 20 % детей выполнили данное задание безошибочно. Большинство дошкольников (80 %) справились с данным заданием с небольшими ошибками. С заданием на воспроизведение изолированных ударов и серии простых ударов, а также самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и их серии, дети справились без особых трудностей.

Самый лучший результат показала Жанна Л., набрав 10 баллов. 30 % детей (Алина С., Леша Ш., Наташа О.) набрали по 9 баллов. Ваня Д., Даниил К., Стас В. набрали по 8 баллов; Катя Л. – 7 баллов. Худший результат показали Егор И., Илья П., набрав по 6 баллов.

Результаты исследования тембра голоса дошкольников, отражены в таблице 5.

Таблица 5. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на изучение тембра голоса, в баллах

№ п/п

 

Имя ребенка

Критерий оценки тембра голоса

 

Всего баллов

Восприятие

Воспроизведение

Абс.

%

Абс.

%

1.

Алина С.

3

30 %

3

30 %

6

2.

Ваня Д.

1

10 %

1

10 %

2

3.

Даниил К.

2

20 %

2

20 %

4

4.

Егор И.

1

10 %

2

20 %

3

5.

Жанна Л.

3

30 %

3

30 %

6

6.

Илья П.

2

20 %

2

20 %

4

7.

Катя А.

2

20 %

1

10 %

3

8.

Леша Ш.

1

10 %

2

20 %

3

9.

Наташа О.

3

30 %

3

30 %

6

10.

Стас В.

2

20 %

1

10 %

3

 

Средний арифметический показатель

2,0

20 %

2,0

20 %

4,0


 

Из всех предложенных заданий, самыми доступными для детей были задания, направленные на изучение тембра голоса. 30 % детей выполнили задание на восприятие слов с разной степенью эмоций  – собака (испуганно),  кошка (ласково), лошадь (спокойно), муха (удивленно)  правильно. Остальная часть детей (70 %) справились с данным заданием с небольшими ошибками либо не смогли его выполнить. 30 % испытуемых выполнили инструкцию: «Скажи ласково, сердито, удивленно» безошибочно, а большая часть детей (70 %) испытали трудности при выполнении этого задания.

Лучшие результаты показали: Алина С., Жанна Л., Наташа О., набрав по 6 баллов. По 4 балла набрали: Даниил К., Илья П. Остальная часть детей набрали по 2-3 балла.

Данные изучения логического ударения во фразе дошкольников, представлены в таблице 6.

Таблица 6. Количественные показатели выполнения детьми заданий, направленных на определение логического ударения во фразе, в баллах

№ п/п

 

Имя ребенка

Критерий оценки логического ударения во фразе

 

Всего баллов

Восприятие

Воспроизведение

Абс.

%

Абс.

%

1.

Алина С.

1

10 %

2

20 %

3

2.

Ваня Д.

2

20 %

2

20 %

4

3.

Даниил К.

2

20 %

3

30 %

5

4.

Егор И.

2

20 %

1

10 %

3

5.

Жанна Л.

2

20 %

2

20 %

4

6.

Илья П.

2

20 %

1

10 %

3

7.

Катя А.

1

10 %

2

20 %

3

8.

Леша Ш.

2

20 %

2

20 %

4

9.

Наташа О.

1

10 %

2

20 %

3

10.

Стас В.

2

20 %

1

10 %

3

 

Средний арифметический показатель

1,7

17 %

1,6

16 %

3,5

Информация о работе Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии