Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:43, курсовая работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Выявить нарушения темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с дизартрией. 3. Разработать методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.
Содержание работы
Введение 1 Теоретические основы технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………………... 1.1Темпо-ритмическая сторона речи и особенности ее нарушений……... 1.2 Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………... 2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………………………………………………………….. 2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента…………… 2.2 Методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………… Список использованных источников………………………………………. Приложение………………………………………………………………….
После команды логопеда: «солнышко
пригрело, и сосулька начала таять», дети
медленно опускают руки, расслабляя все
тело, опускаются и ложатся, полностью
расслабившись. «Сосулька растаяла и превратилась
в лужу».
д) Логопедический
массаж
Во время массажа логопед
проговаривает стихи в такт движениям,
такие:
«Мама лобик деткам
мыла,
Мама мыла лобик
мылом.
Мама щечки деткам
мыла,
Мама мыла щечки
мылом.
Мама носик деткам
мыла,
Мама мыла носик
мылом.
Мама глазки деткам
мыла,
Мама мыла глазки
мылом.
Мама ротик деткам
мыла,
Мама мыла ротик
мылом.
Подбородок деткам
мыла,
И его не позабыла.»
е) Закрепление модели
словообразования существительных с частицей
НИЦА.
Логопед: «Выбрать картинку с продуктом,
если в названии посуды для него есть частица
НИЦА»
Каждый ребенок объясняет, почему
он выбрал именно эту картинку.
Объяснение значения слов, образованных
по аналогии от названия продукта:
-лимонница;
- капустница;
- грибница;
- молочница.
Логопед: «Давайте подумаем, что обозначают
эти слова»
2. Игра с мячом
Дети вместе с логопедом выходят
на поляну (ковер) и встают в полукруг.
Логопед: «Я буду бросать каждому
мяч и называть продукт, а вы должны кинуть
мне его обратно и назвать посуду для этого
продукта»
ж) Практическое применение
навыка словообразования.
Логопед приглашает детей подойти
к столу, на котором продукты были разложены
в соответствующую посуду в начале занятия.
Заранее была создана путаница
(продукты были неправильно разложены
в посуду)
Логопед: «Кто самый внимательный, кто
правильно разложит продукты и назовет,
какая посуда нужна каждому продукту.
Первой задание буду выполнять я: для конфет
нужна конфетница».
Дети по очереди выполняют задание.
4. Итог занятия.
Логопед: «Кто из вас вспомнит, что нового
мы узнали на сегодняшнем занятии? Какая
маленькая частица помогала придумывать
новые слова?
Логопед: «Молодцы, ребята!»
Таким образом, с целью дальнейшего
формирования и развития темпо-ритмической
организации устной речи при дизартрии
нами были разработаны методические рекомендации
логопеду дошкольных образовательных
учреждений.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что
в ходе работы над темой: «Технологии использования
логопедического массажа в формировании
темпо-ритмической организации речи при
дизартрии» в первой части изучены теоретические
аспекты темпо-ритмической организации
речи и особенности ее нарушений; проанализирована
особенности использования логопедического
массажа в формировании темпо-ритмической
организации устной речи при дизартрии.
В результате проведенной работы
мы выяснили, что дизартрия является одним
из тяжелых речевых нарушений, встречающихся
в логопедической практике. Вопрос содержания
коррекционно-логопедической помощи лицам
с данным дефектом является открытым как
в теоретическом, так и в практическом
плане.
На основании проделанной работы
можно сделать вывод о необходимости логопедического
массажа при работе с детьми, страдающими
дизартрическими расстройствами. Но, при
этом, не стоит забывать о том, что каждый
человек индивидуален в силу своих психических,
психологических и физиологических возможностей
и особенностей. Поэтому при коррекционно-логопедической
работе по преодолению дизартрических
расстройств следует осуществлять дифференцированный
подход.
При написании работы нами была
изучена специальная логопедическая и
психолого-педагогическая литература
по проблеме коррекции дизартрии при помощи
логопедического массажа. Рассмотрено
влияние логопедического массажа на мышцы
артикуляционного аппарата при коррекции
дизартрии.
Применение логопедического
массажа позволяет значительно сократить
время коррекционной работы, особенно
над формированием произносительной стороны
речи. Благодаря использованию этого метода
механического воздействия, который приводит
к постепенной нормализации мышечного
тонуса, формирование нормативного произнесения
звуков может происходить в ряде случаев
спонтанно. В том случае, если обучаемый
имеет выраженную неврологическую симптоматику
(которая и присутствует при дизартрии),
только использование логопедического
массажа, особенно на начальных стадиях
коррекционной работы, может обеспечить
положительный эффект. Логопедический
массаж оказывает общее положительное
воздействие на организм в целом, вызывая
благоприятные изменения в нервной и мышечной
системах, играющих основную роль в речедвигательном
процессе.
Изученные теоретические положения
позволили провести констатирующее исследование
с целью выявления особенностей темпо-ритмической
организации устной речи у детей старшего
дошкольного возраста, имеющих дизартрию.
Проведенный нами констатирующий
эксперимент показал, чтоуровень сформированности
темпо-ритмической организации речи у
детей старшего дошкольного возраста
следует охарактеризовать в целом как
средний. Следует отметить, что дети с
дизартрией нуждаются в коррекционной
работе по формированию темпо-ритмической
организации устной речи.
Итак, можно утверждать, что
поставленная цель достигнута и сформулированные
в начале работы задачи выполнены.
К сожалению, объем данной работы
не позволяет в должной мере осветить
все способы и условия проведения логопедического
массажа. Но даже на основании вышеприведенных
примеров можно сделать вывод о громадной
работе, проведенной многими логопедами
всего мира для того, чтобы помочь реабилитации
и социальной адаптации людей, страдающих
речевыми расстройствами различной этиологии,
в частности – дизартрией.
Список использованных
источников
Александрова, Н. Г. Ритмическое
воспитание / Н. Г. Александрова. – М. : Просвещение, 2001. – 245 с.
Архипова, Е. Ф. Логопедический
массаж при дизартрии /
Е. Ф. Архипова. – М. : «Астрель», 2008. – 167 с.
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия
/ Е. Ф. Архипова. – М. : Владос, 2006. – 341 с.
Бабушкина, Р.Л. Логопедическая
ритмика / Р. Л. Бабушкина,
О. М. Кислякова // Методика работы
с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием
речи.– М. : Владос, 2005. – 219 с.
Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание
/ Л. И. Белякова,
Е. А. Дьякова. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 436 с.
Блыскина, И. В. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств / И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1995. – 198 с.
Блыскина, И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей / И. В. Блыскина // Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 112 с.
Бортфельд, С. А. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе / С. А. Бортфельд, Е. И. Рогачева. – М. : Академия, 1996. – 258 с.
Власова, Т. М. Фонетическая
ритмика / Т. М. Власова,
А. Н. Пфафенродт. – М. : Владос, 1996. – 234 с.
Волкова, Г. А. Логопедическая
ритмика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей
5-7 лет / А. Е. Воронова. – М. : Просвещение, 2006. – 145 с.
Гринер В. А. Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика /
В. А. Гринер, Н. С. Самойленко. – М. : Просвещение, 1991. – 276 с.
Дедюхина, Г. В. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом /
Г. В. Дедюхина, Л. Д. Могучая, Т. А. Яньшина. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 32 с.
Дьякова, Е. А. Логопедический
массаж / Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – 261 с.
Заблудовский, И. З. Техника массажа / И. З. Заблудовский.– М. : Просвещение, 2003.– 345 с.
Микляева, Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением / Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс,
2010. – 115 с.
Новиковская, О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях / О. А. Новиковская. – СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 2008. – 264 с.
Оганесян, Е. В. Логопедическая
ритмика / Е. В. Оганесян. – М. : Просвещение, 1998. – 96 с.
Поваляева, М. А. Справочник
логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 445 с.
Поварова, И. А. Коррекция заикания
в играх и тренингах: Практическое руководство
для заикающихся и логопедов / И. А. Поварова.
СПб. : Союз, 2001. – 287 с.
Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог.
фак-тов пед. ин-тов / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 2003. – 272 с.
Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста /
О. Г. Приходько. – СПб. : КАРО, 2008. – 297 с.
Румянцева, Е. Ю. О формировании
чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей с церебральным параличом / Е. Ю. Румянцева // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. – СПб. : ДЕТСТВО ПРЕСС, 1994. – 349 с.
Рычкова, Н. А. Логопедическая
ритмика / Н. А. Рычкова. – М. : Гном и Д, 2000. – 32 с.
Збруева, Н. П. Ритмическое воспитание:
пособие для театральных техникумов, вузов,
студий / Н. П. Збруева. – М. : Просвещение, 2006. – 145 с.
Самойленко, Н. С. Логопедическая
ритмика для дошкольников /
Н. С. Самойленко. – М. : Просвещение, 2001. – 115 с.
Селиверстов, В. И. Заикание
у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / В. И. Селиверстов. – М. : Просвещение, 2001. – 348 с.
Смирнова, Л. Н. Логопедия при заикании.Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду / Л. Н. Смирнова. – М. : Мозаика Синтез, 2006. – 64 с.
Флоренская, Ю. А. Избранные
работы по логопедии /
Ю. А. Флоренская. – М. : Просвещение, 2005. – 472 с.