Технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 13:43, курсовая работа
Описание работы
Задачи исследования: 1. Изучить литературу по проблеме исследования. 2. Выявить нарушения темпо-ритмической организации устной речи у дошкольников с дизартрией. 3. Разработать методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии.
Содержание работы
Введение 1 Теоретические основы технологии использования логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии………………………………………………………………... 1.1Темпо-ритмическая сторона речи и особенности ее нарушений……... 1.2 Особенности логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………... 2 Опытно-экспериментальное использование логопедического массажа в формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………………………………………………………….. 2.1 Методика и результаты констатирующего эксперимента…………… 2.2 Методические рекомендации по использованию логопедического массажа при формировании темпо-ритмической организации устной речи при дизартрии…………………………………………………………. Заключение…………………………………………………………………… Список использованных источников………………………………………. Приложение………………………………………………………………….
Из всех предложенных заданий,
самыми доступными оказались задания
направленные на восприятие логического
ударения во фразах: «Девочка играет с
мячом» и «Девочка играет с мячом?». 70 %
детей выполнили данное задание с небольшими
трудностями, остальная часть (30 %) испытуемых
не смогла справиться с данным заданием.
С заданием на воспроизведение логического
ударения во фразах «Мальчик катает машину»
и «Мальчик катает машину?» правильно
справились 10 % детей. Большинство дошкольников
(90 %) выполнили данное задание с ошибками
либо не смогли с ним справиться.
Наибольшее количество баллов
смог набрать Даниил К. – 5 баллов. Небольшая
часть детей (30 %): Ваня Д., Жанна Л., Леша
Ш. набрали по 4 балла. Остальные дошкольники
набрали по 3 балла.
Проанализировав количественные
и качественные показатели выполнения
детьми заданий, направленных на изучение
разных видов интонации, звуковых изменений,
силы голоса, темпа и ритма, тембра голоса,
логического ударения во фразе, мы составили
сводную таблицу особенностей темпо-ритмической
организации устной речи у детей, имеющих
логопедическое заключение «стертая форма
дизартрии, общее недоразвитие речи III
уровня», представленную в приложении
(см. таблицу 7).
Таким образом, анализ результатов
обследования темпо-ритмической стороны
речи дошкольников, имеющих логопедическое
заключение «стертая форма дизартрии,
общее недоразвитие речи III уровня» показал,
что у испытуемых наблюдается недоразвитость
интонационной стороны речи в специально
организованной ситуации и естественная
выразительность в повседневном общении.
Восприятие и самостоятельное воспроизведение
интонационной структуры, предполагающее
дифференциацию повествовательной и вопросительной
интонации, вызывает значительные трудности
у детей. В целом восприятие и воспроизведение
компонентов интонации доступно детям,
но с ошибками, что свидетельствует о нарушении
интонационной стороны речи.
Наиболее трудным как для восприятия,
так и для воспроизведения является употребление
логического ударения во фразе. Наблюдается
перенос логического ударения с одного
на другое слово в предложении. Наиболее
легкими компонентами интонации при восприятии
и при воспроизведении являются сила голоса
и звуковысотные изменения тона (мелодика),
но наблюдается « затухание» голоса к
концу фразы. У большинства детей наблюдается
ослабленное речевое дыхание и, как следствие,
использование необоснованных пауз в
середине фразы. Процесс слуховой дифференциации
интонационных структур оказывается наиболее
нарушенным, чем процесс их самостоятельной
реализации.
2.3 Методические
рекомендации по использованию
логопедического массажа в формировании
темпо-ритмической организации устной
речи при дизартрии
По результатам проведенной
экспериментальной работы можно дать
методические рекомендации, которыми
следует руководствоваться логопеду при
формировании темпо-ритмической организации
устной речи у дошкольников, имеющих дизартрию.
В качестве методических рекомендаций
мы приводим пример конспекта логопедического
занятия по формированию темпо-ритмической
организации устной речи при дизартрии(по
методике В. И. Селиверстова).
Задачи: учить детей вычленять морфему
НИЦА из слов; учить детей осуществлять
синтез (склеивание) морфем (образовывать
имена существительные с помощью суффикса
НИЦА);закрепить данную модель словообразования;формировать
навык практического применения слов
сложной слоговой структуры; развивать
психологическую базу речи:развитие тактильного
восприятия, развитие линейной слуховой
памяти (до 5-6 единиц),развитие регулирующей
функции речи.
Лексический материал:
Хлеб – хлебница,
Сахар – сахарница,
Суп – супница,
Сухарь – сухарница,
Конфета – конфетница,
Селедка – селедочница.
Слова, сложные по
семантике:
Объяснение семантики слов
через создание проблемной ситуации.
Молочница,
Грибница,
Масленица,
Капустница,
Лимонница.
Слова, сложные по
слоговой структуре:
Конфетница, селедочница.
Ход занятия
Организационный
момент.
Логопед: Сегодня мы начнем наше
занятие необычно, сегодня мы будем строиться
в круг
Дети вместе с логопедом встают
в круг.
2.Развитие диафрагмального
дыхания и снятие мышечного
напряжения.
Методические рекомендации:
а) глубокий вдох носом, руки через стороны
поднимаются вверх; б) задержать дыхание;
в) выдох ртом, звук Ф.
Логопед: «Вдох – надуваем воздушный
шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух
из него выходит – Ф – Ф – Ф».
б)Снятие мышечного
напряжения.
Логопед:
Все умеют танцевать, прыгать,
бегать, рисовать,
Но не все пока умеют расслабляться,
отдыхать!
Есть у нас игра такая – очень
легкая, простая:
Замедляется движение, исчезает
напряжение
И становится понятно: расслабление
приятно!
Рекомендации детям: правая
нога вперед, руки поднять вверх, пальцы
растопырить в напряжении.
Логопед: «Представим себя оленями»
Действия сопровождаются стихотворением
«Мы – олени»:
Рвется ветер нам навстречу,
Он сбивает нас с пути,
Не дает никак пройти.
Ветер стих, расправил плечи.
И становится понятно:
Расслабление приятно!
в) Формула правильной
речи.
Логопед: «Наша речь плавная и слитная,
мы говорим спокойно и неторопливо»
3. Сообщение темы занятия
(введение в тему).
а) Развитие тактильного
восприятия.
Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: «Нам по почте прислали посылку,
а в ней волшебный мешочек. Давайте определим
на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть
одно условие: не подглядывать!
Дети по очереди определяют,
что лежит в мешочке, достают по одному
предмету, выкладывая на поднос (хлеб,
сухарь, сахар, конфета).
Логопед: Сергей, как ты догадался, что
это сахар. Даша, как ты догадалась, что
это хлеб и т.д.?
При затруднениях в определении
продуктов, логопед предлагает ребенку
определить, какой предмет на ощупь.
Мягкий, пористый – хлеб,
Жесткий, твердый, сухой – сухарь,
Шероховатый, твердый – сахар.
После того, как все продукты
окажутся на столе, логопед спрашивает:
«Что объединяет все эти предметы?»
Дети: «Это продукты питания»
б) Формирование операции
вычленения суффикса НИЦА в словах.
Логопед: «Для каждого продукта есть
своя посуда.
Где хранится хлеб? (в хлебнице)
Где хранится сахар? (в сахарнице)
Где хранятся конфеты? (в конфетнице)
Где хранятся сухари? (в сухарнице)
На столе появляются хлебница,
сахарница, конфетница, сухарница.
Логопед: Положите каждый продукт в
соответствующую посуду.
Дети раскладывают продукты.
Логопед: Куда ты положил хлеб? Как называется
посуда для хлеба и т.п.
Какая посуда осталась пустой?
(селедочница)
Логопед накрывает поднос с
посудой тканью.
Логопед: Давайте вспомним и повторим
названия посуды, стоящей на столе, слушайте
внимательно (логопед подчеркивает голосом
суффикс НИЦА) Маленькая частица НИЦА
помогла нам назвать эту посуду. Я открою
вам секрет. Часто в названии для посуды
есть частица НИЦА. Эта частица помогает
придумывать большие слова из маленьких.
Логопед показывает детям символ
частицы НИЦА (треугольник)
в)Обучение синтезу
морфем – образованию имен существительных
с помощью частицы НИЦА.
Работа у доски. Дети за партами.
Логопед выставляет на доске
в линейный ряд картинки:
Сухарь, салат, хлеб, сахар, суп.
Логопед: «Назовите слова-картинки».
Задание: «Закройте глаза, будем
внимательно слушать. Расставьте картинки
в следующем порядке:
Сахар, салат, хлеб, суп.
Суп, салат, сахар, хлеб, сухарь.
Дети выходят (по желанию), изменяют
линейный ряд картинок в соответствии
с инструкцией логопеда.
Логопед приглашает двух детей
к доске (Алину и Лешу)
Логопед: Поучимся придумывать слова
из этих картинок и символа частицы НИЦА
Оле одевали на голову ободок
с картинкой СУП, Антону – ободок с треугольником.
Логопед: «Будьте внимательны. Чтобы
получилось новое слово, продукт и частица
должны соединиться и слитно произноситься.
Было слово СУП, добавим частицу НИЦА,
получилось новое слово СУПНИЦА. Ира, что
обозначает это слово? (посуда для супа)
Логопед жестом показывает
детям, что две части слова должны соединиться
и получится новое слово (дети должны встать
вплотную дуг к другу)
Аналогичная работа проводится
с другими картинками, в этой работе были
задействованы все дети по очереди.
г) Динамическая пауза
Упражнения на снятие мышечного
напряжения:
«Бревнышки – веревочки»
Логопед: Поднять руки в стороны, слегка
наклонившись вперед. Напрячь мышцы рук,
сжав пальцы в кулаки, как «бревнышки».
Уронить расслабленные руки. Обратить
внимание, как они пассивно покачиваются
сами по себе, словно «веревочки».
«Сосулька»
Из положения сидя на корточках
медленно подниматься вверх, представив,
что «сосулька растет», поднять руки вверх
и, привстав на носочках, стараться как
можно сильнее вытянуться, напрягая все
тело («сосулька выросла»)