Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Башкирский Государственный  Педагогический университет им. М.Акмуллы

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

 

Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  ФИЯ 3 курса

304 группы Валиуллина Р.Х

 

Проверил: проф. Рахимов А.З.

 

 

 

 

 

 

Уфа, 2010

План:

 

  1. Введение………………………………………………………………..…3

 

2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.

1.История изучения  проблемы сохранения здоровья  детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5

2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8

3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21

 

3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37

 

4.   Заключение……………………………………………………………40

 

5.   Литература…………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и  политической ситуации», - такое определение  здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.

Значимость проблемы сохранения и  укрепления здоровья подрастающего  поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают  условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

Состояние здоровья подрастающего  поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение  здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными  и экологическими факторами много  говорится об отрицательном влиянии  школы на здоровье детей. Специалисты  считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным Института  возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений  зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.

Современный урок иностранного языка  характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Хорошо известно, что внимание учащихся неустойчиво. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Стоит также  отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает надлежащего эффекта.

Исходя из вышесказанного актуальным представляется использование здоровьесберегающих технологий.

В разное время разработкой проблемы использования здоровьесберегающих  технологий при обучении иностранному языку занимались Н.К. Смирнов, Б.Ф. Базарный, Л.Ф. Тихомирова, В.Н. Зайцев и другие ученые.

Таким образом, цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.

Для этого были определены следующие задачи:

  • изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
  • проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
  • дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
  • определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;

Разработка эффективных  мер по укреплению здоровья детей  и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи  между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.

 

 

ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.

1.История изучения  проблемы сохранения здоровья  детей в процессе обучения.

Проблемы сохранения здоровья ребенка в процессе школьного  обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента  организации систематического обучения детей в России.

В конце 18 в. И.И.Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских  учреждений (воспитательных домов), отмечая  неблагополучие со здоровьем своих  воспитанников, главную роль в этом отводил порочной системе обучения, которая не учитывала элементарные правила гигиены и физического воспитания. Начиная с середины 19 в. Ряд врачей, физиологов и педагогов в России посвящают свои работы изучению состоянию здоровья школьников, разработке рекомендаций по его сохранению и укреплению. С этого времени начинает накапливаться большой фактический материал, включающий результаты не только наблюдений, и специальных экспериментальных исследований. Его анализ позволяет выделять два традиционных подхода к решению данной проблемы. Представители одного из них ведущую роль в ухудшении здоровья школьников отводили несоблюдению гигиенических требований к условиям обучения. Указывая на возрастание случаев нарушений осанки школьников от младших к старшим классам, они связывали это с низким уровнем оснащенности учебных помещений и несоответствием парт росту учащихся.

Представители другого  традиционного подхода главную  причину ухудшения  здоровья школьников видели в несоблюдении гигиенических  требований к режиму обучения, в  частности, большом объеме учебной  нагрузки.

С первых лет советской власти охране здоровья школьников в процессе обучения была придана государственная значимость. При Комиссариате по просвещению начал работать руководимый В.М.Бонч-Бруевичем «школьный-гигиенический отдел». Открылись воспитательно-оздоровительные учреждения. В начале тридцатых годов решением партии и правительства было введено всеобщее обязательное обучение. В этой связи принято специальное постановление, направленное на охрану здоровья школьников и регламентирующее продолжительность учебных занятий, перемен и каникул.

После Великой Отечественной  войны в нашей стране были возобновлены и интенсифицированы исследования по изучению состояния здоровья школьников. Проведенные исследования свидетельствовали  о том, что нагрузка способствует возникновению стойких отклонений в состоянии здоровья (близорукость, нарушений осанки, повышенному артериальному давлению, неврозам).

В этой связи особую актуальность приобрела необходимость преодоления  перегрузки учащихся учебными занятиями, посредством ее перевода на новые учебные планы и программы, регламентирующие количество обязательных учебных часов.

Однако перевод школы  на новые учебные планы (1966), как  показало время, не улучшил положение  дел со здоровьем школьников в  той степени, как это ожидалось. В медицинской и педагогической литературе продолжали появляться сведения о неблагоприятном влиянии занятий на состояние здоровья учащихся.

В 1984 г. был принят очередной  документ «Основные направления  реформы общеобразовательной и  профессиональной школы», в котором предписывалось устранение чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся и начало систематического обучения детей в школе с 6-летнего возраста.

Как показало время, переход  детей на более ранний срок обучения обострил проблему сохранения их здоровья. К концу 80-х годов в педагогической и медицинской литературе появился ряд тревожных сообщений, указывающих на неблагополучие физического и психического здоровья школьников. Более раннее начало систематического обучения детей в школе способствовало увеличению числа отклонений в состоянии ведущих органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, органов зрения, опорно-двигательного аппарата).

В 1992 г. выходит в свет Закон Российской Федерации об образовании. Впервые были узаконены образовательные стандарты, в рамках которых стало возможным обучение по индивидуальным планам, введение дополнительных образовательных услуг, новых форм обучения и т.д. Но эти нововведения не сняли остроту проблемы здоровья школьников.

В 1995 году состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации, посвященная здоровью школьников, где было констатировано крайне неблагополучное его состояние. Так, уже в 1 классе 15% детей – с хронической патологией, 80% - с морфофункциональными отклонениями и лишь 5% детей практически здоровых. Но за годы обучения еще более снижается количество здоровых школьников. В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А.Сухомлинский, в равной степени внимательный как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Известно, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. А если обучать и воспитывать в соответствии с природосообразными и научно-эффективными технологиями, то это ведет к укреплению и развитию здоровья детей.1

 

 

 

 

 

2. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.

Охрану здоровья детей  можно назвать направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать поученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существует более 300 определений  понятия «здоровье». Согласно определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и специального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: это телесное, психическое, психологическое и нравственное здоровье.

Соматическое (телесное) здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье является показателем уровня роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Трудность обучения школьников средней школы связана, в основном тем, что в этом возрасте они находятся на стадии полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

В связи с быстрым  развитием возникают трудности  в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому  для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.2 Поэтому при обучении нужно учитывать возрастные особенности детей, что часто не выполняется в школе.

При традиционном обучении детей иностранному языку учебная  работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы. Создается  значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Длительное статическое напряжение у детей приводит к нарушению подвижности нервных процессов, нарушению артериального давления, что может провоцировать обморочные состояния, нарушение кислородного обмена.

Информация о работе Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников