Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;
1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Башкирский Государственный Педагогический университет им. М.Акмуллы
Кафедра психологии
Курсовая работа:
Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников
Выполнила: студентка ФИЯ 3 курса
304 группы Валиуллина Р.Х
Проверил: проф. Рахимов А.З.
Уфа, 2010
План:
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения
проблемы сохранения здоровья
детей в процессе обучения……………
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения
иностранным языкам.……………………………………………………………
3. Глава 2. Практическое применение технологий
обучения иностранному языку способствующих
укреплению здоровья в средней школе…………………………………………………………………
4. Заключение……………………………………………………
5. Литература……………………………………………………
Введение
«Здоровье – это одно из естественных прав человека независимое от расы, пола, а также экономической и политической ситуации», - такое определение здоровью даёт всемирная организация здравоохранения.
Значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения подчёркивается в статье 51 Закона «Об образовании», где говориться, что «образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
Состояние здоровья подрастающего
поколения – важнейший
В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.
По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В связи с этим на сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.
Современный урок иностранного языка
характеризуется большой
Исходя из вышесказанного актуальным представляется использование здоровьесберегающих технологий.
В разное время разработкой проблемы
использования
Таким образом, цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
ГЛАВА 1 ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения.
Проблемы сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России.
В конце 18 в. И.И.Бецкой, основоположник и руководитель закрытых детских учреждений (воспитательных домов), отмечая неблагополучие со здоровьем своих воспитанников, главную роль в этом отводил порочной системе обучения, которая не учитывала элементарные правила гигиены и физического воспитания. Начиная с середины 19 в. Ряд врачей, физиологов и педагогов в России посвящают свои работы изучению состоянию здоровья школьников, разработке рекомендаций по его сохранению и укреплению. С этого времени начинает накапливаться большой фактический материал, включающий результаты не только наблюдений, и специальных экспериментальных исследований. Его анализ позволяет выделять два традиционных подхода к решению данной проблемы. Представители одного из них ведущую роль в ухудшении здоровья школьников отводили несоблюдению гигиенических требований к условиям обучения. Указывая на возрастание случаев нарушений осанки школьников от младших к старшим классам, они связывали это с низким уровнем оснащенности учебных помещений и несоответствием парт росту учащихся.
Представители другого традиционного подхода главную причину ухудшения здоровья школьников видели в несоблюдении гигиенических требований к режиму обучения, в частности, большом объеме учебной нагрузки.
С первых лет советской власти охране здоровья школьников в процессе обучения была придана государственная значимость. При Комиссариате по просвещению начал работать руководимый В.М.Бонч-Бруевичем «школьный-гигиенический отдел». Открылись воспитательно-оздоровительные учреждения. В начале тридцатых годов решением партии и правительства было введено всеобщее обязательное обучение. В этой связи принято специальное постановление, направленное на охрану здоровья школьников и регламентирующее продолжительность учебных занятий, перемен и каникул.
После Великой Отечественной
войны в нашей стране были возобновлены
и интенсифицированы
В этой связи особую актуальность
приобрела необходимость
Однако перевод школы на новые учебные планы (1966), как показало время, не улучшил положение дел со здоровьем школьников в той степени, как это ожидалось. В медицинской и педагогической литературе продолжали появляться сведения о неблагоприятном влиянии занятий на состояние здоровья учащихся.
В 1984 г. был принят очередной документ «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором предписывалось устранение чрезмерной усложненности учебного материала и перегрузки учащихся и начало систематического обучения детей в школе с 6-летнего возраста.
Как показало время, переход детей на более ранний срок обучения обострил проблему сохранения их здоровья. К концу 80-х годов в педагогической и медицинской литературе появился ряд тревожных сообщений, указывающих на неблагополучие физического и психического здоровья школьников. Более раннее начало систематического обучения детей в школе способствовало увеличению числа отклонений в состоянии ведущих органов и систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, органов зрения, опорно-двигательного аппарата).
В 1992 г. выходит в свет Закон Российской Федерации об образовании. Впервые были узаконены образовательные стандарты, в рамках которых стало возможным обучение по индивидуальным планам, введение дополнительных образовательных услуг, новых форм обучения и т.д. Но эти нововведения не сняли остроту проблемы здоровья школьников.
В 1995 году состоялась коллегия Министерства образования Российской Федерации, посвященная здоровью школьников, где было констатировано крайне неблагополучное его состояние. Так, уже в 1 классе 15% детей – с хронической патологией, 80% - с морфофункциональными отклонениями и лишь 5% детей практически здоровых. Но за годы обучения еще более снижается количество здоровых школьников. В то же время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Недаром В.А.Сухомлинский, в равной степени внимательный как к интеллектуальному развитию учеников, так и к их здоровью, отмечал, что замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания. Известно, что дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, обладают слабой успеваемостью вне зависимости от системы обучения. А если обучать и воспитывать в соответствии с природосообразными и научно-эффективными технологиями, то это ведет к укреплению и развитию здоровья детей.1
2. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ.
Охрану здоровья детей можно назвать направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать поученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений
понятия «здоровье». Согласно определению
Всемирной организации
В настоящее время принято
Соматическое (телесное) здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Физическое здоровье является показателем уровня роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Трудность обучения школьников средней школы связана, в основном тем, что в этом возрасте они находятся на стадии полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность.2 Поэтому при обучении нужно учитывать возрастные особенности детей, что часто не выполняется в школе.
При традиционном обучении детей иностранному языку учебная работа требует длительного сохранения вынужденной рабочей позы. Создается значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Длительное статическое напряжение у детей приводит к нарушению подвижности нервных процессов, нарушению артериального давления, что может провоцировать обморочные состояния, нарушение кислородного обмена.