Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся существовал всегда. Л. С. Выготский отмечал: «обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Всякое обучение является источником развития, вызывающим к жизни ряд таких процессов, которые без него вообще возникнуть не могут...» 13

Иностранный язык исторически является важнейшим предметом общеобразовательного обучения. Однако его развивающие резервы полностью до сих пор не изучены, и значение иностранного языка как предмета школьной программы, способствующего всестороннему развитию учащихся недооценивается на практике. Но процесс обучения иноязычной речи на уроках иностранного языка может быть действенным фактором всестороннего психического развития личности школьника. 

Традиционно в психологии понятие «речь» как психический познавательный процесс рассматривается в тесной связи с языком, общением и мышлением. Речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами. Придерживаясь взглядов А. Н. Леонтьева, что нужно, прежде всего, «обучать речи на иностранном языке», Б. В. Беляева, что надо «обучать не столько языку, сколько речи на изучаемом языке», И.М. Румянцевой, что нужно не просто обучать языку, а «обучать иноязычной речи», справедливо будет отметить, что на уроках иностранного языка имеются огромные возможности для всестороннего развития личности ребенка. Развивая и формируя речевые процессы учащихся на иностранном языке, мы можем способствовать всестороннему развитию личности учащихся с одной стороны, и значительно повысить эффективность процесса овладения иностранным языком, с другой стороны воздействуя на речь, мы можем воздействовать на психические процессы личности учащегося и, наоборот, развивая психические процессы, мы положительно влияем на процесс речеформирования и речепорождения, т. е. овладения иноязычной речью.

Ниже приводятся упражнения, которые иллюстрируют вышесказанное. Слово и интонация.

Цель: развитие воображения на слуховые образы, памяти, снятие внутренней напряженности, агрессии.

Учащимся читается предложение или фраза, затем им предлагается произнести их с резкой интонацией, пытаясь придать им иную эмоциональную окраску (по-доброму, грустно, ласково, весело, сердито, безразлично, жалобно и т. п.). С точки зрения овладения иностранным языком (иноязычной речью) таким образом можно потренировать сложную для усвоения фразу, клише, грамматическую конструкцию, фразеологизм, пословицу или скороговорку. Например: How are you? See you later! What sort of a man is he? Time is money.

Продолжи предложение, ситуацию.

Цель: развитие образного и воссоздающего воображения, памяти, творческого мышления.

Учащимся необходимо продолжить и закончить предложение (ситуацию). Работать можно как индивидуально (каждый ученик придумывает свое окончание рассказа), так и в группе (учащиеся по очереди продолжают рассказ, пока не придут к развязке). Второй вариант выполнения задания более привлекателен для учащихся и наиболее эффективен, на наш взгляд, т. к. помимо вышеназванных развивающих возможностей способствует еще и развитию межличностной чувствительности, взаимопониманию, а также процессам внутригруппового взаимодействия.

Например: 1. Once upon a time there lived a king and a queen. And they had a beautiful daughter... 2. Yesterday I heard a strange noise in the living-room. I went downstairs, opened the door and saw a man on the floor... 3.1 saw her dancing in the rain... 4. Last night I had a strange dream. I was in a world where all the colours were different. The grass was orange, the trees were white; in the green sky there was a purple sun...

Непривычные сочетания хорошо известных предметов и свойств, их необычное применение являются мощным стимулятором для развития воображения, творчества и фантазии. При обучении речи (иноязычной в том числе) мы должны всячески стимулировать развитие творчества учащихся, приучать использовать изученный материал в самых различных ситуациях и сочетаниях друг с другом.

Путешествие.

Цель: активизация воображения, эмоций, настроения; влияние на формирование личности и оптимистичного чувственного фона.

Все учащиеся выстраиваются друг за другом в затылок и идут по воображаемой дорожке. Маршрут движения зачитывается или проговаривается учителем и сопровождается соответствующей музыкой: «Мы спокойно идем по дорожке. Погода хорошая. Светит солнышко, поют птицы, цветут цветы» и т. д. С точки зрения усвоения языкового материала эту дорожку можно наполнить любым содержанием. Например, идти можно при ясной солнечной погоде или, наоборот, во время ненастья, снежной бури, шторма, подниматься высоко в горы, идти по пустыне, по болоту и пр. С точки зрения усвоения языкового материала эту дорожку можно украсить предлогами (идти по…, вдоль…, через…, позади…, над…, между ... и т. д.), глаголами (мы идём, мы прыгаем, мы бежим, мы карабкаемся, мы плывём и т. д.), прилагательными (красивый, солнечный, пёстрый, высокий, низкий и пр.), т.е. с позиций обучения иноязычной речи целью упражнения могут стать самые разнообразные грамматические, лексические и прочие аспекты. «Очень важным фактором запоминания является и чувство движения - кинестетика, обеспечивающая связь между мышцами тела, ощущениями и двигательными образами» (6, с.212).

Печатная машинка

Цель: развитие внимания (таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение).

Учащиеся становятся в круг. В зависимости от количества учащихся между ними распределяются буквы алфавита изучаемого иностранного языка. Учитель произносит какое-либо слово (на первых порах оно может быть очень простое), а учащиеся должны хлопками «напечатать» слово, далее упражнение можно усложнить, «печатая» фразы и предложения. Упражнение можно изменить, заменив буквы частями речи (напр. существительное, предлог и т. д.) и «печатать» целые предложения.

Расскажи о чем!

Цель: развитие внимания (концентрация, объем, распределение)

Учитель раздает учащимся разрезанную по отдельным предложениям небольшую сказку, рассказ, историю сюжетного характера. Учащиеся, читая по-цепочке каждый свое предложение, в итоге должны передать смысл прочитанного таким образом рассказа. Помимо внимания это упражнение способствует развитию и формированию навыков и умений восприятия иноязычной речи на слух.

Составление предложений .

Цель: развитие творческого мышления,  способности искать между словами, внешне  никак не связанными, определенные виды отношений, создание новых образов из разрозненных предметов.

Учитель предлагает учащимся три не связанные по смыслу слова. Учащиеся  должны составить как можно больше предложений, которые обязательно включали  бы все эти три слова. Время выполнения задания ограничено. Упражнение можно выполнять как индивидуально, так и в группе.  Можно усложнить задание, предложив составить предложения, связанные сюжетом. 

Для развития мышления можно предлагать упражнения на преобразование функций и свойств предметов, сопоставление противоположных мнений, нахождение  максимально возможных способов использования предметов, отделение одного предмета от другого, привычно существующих  во взаимодействии, а также всевозможные  игры со словами, ребусы, кроссворды и пр. 

Занимательные вопросы-головоломки на  иностранном языке также способствуют как  развитию и совершенствованию языковых навыков и умений, так и развитию логического мышления, помогают разнообразить уроки иностранного языка.

Таким образом, все вышесказанное убеждает нас в том, что иностранный язык как предмет школьной программы может стать действенным средством всестороннего развития личности учащегося. Однако для этого требуется глубокая перестройка профессиональной подготовки учителя иностранного языка, ее реализация требует огромных усилий от методистов и учителей-практикантов, также необходим поиск, разработка и внедрение в практику преподавания иностранного языка обоснованных и адекватных методов и приемов обучения.

 

2 ГЛАВА. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СПОСОБСТВУЮЩИХ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ  В ОБУЧЕНИИ ИНОСТАРННОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

Здоровье школьников - это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка - задача особой важности для преподавателей ИЯ. Задача современной школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

На основе наблюдений за образовательным процессом и бесед с руководством и учителями иностранного языка во время 2-х недельной практики мною было выявлено, что задача сохранения здоровья учащихся учителями английского языка выполняются на должном уровне. На уроках иностранного языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

  1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).
  2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
  3. Формируется здоровый образ жизни.

Учителями иностранного языка широко используются игровые моменты во время проведения урока. Обязательным условием проведения всех уроков являются мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Учебная нагрузка соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Учителя иностранного языка неукоснительно им следуют. Строго ограничен объем домашних заданий.

Воздушно-тепловой и световой режим во всех кабинетах полностью соблюдается. Дети занимают места в классе согласно физической конституции и особенностей зрения. Учителя используют разные методики введения, закрепления и использования материала в речевой деятельности с учетом того, чтобы дети с визуальной, аудиальной и кинестетической системами мировосприятия одинаково хорошо освоили материал. Для формирования здорового образа жизни с самого раннего возраста дети изучают и на практике применяют знания по следующим тематикам:

«Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; «Климат и его влияние на здоровье человека»; «Спорт и здоровый образ жизни»; «Здоровое питание и влияние его на здоровье»; «Экстремальные виды спорта»; «Генетачески-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; «Профилактика болезней»; «Природная среда как фактор здоровья населения»; «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»; «Проблемы выживания в современном мире»; «Проблемы молодежи»; «Здоровье и культура общения»; «Труд, здоровье, долголетие»; «Генетические проблемы здоровья»; «Технический прогресс и человеческие способности».

Учителя, работающие в  начальных классах, часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом уроке в первом классе дети поют песни. На уроках учителей, работающих в начальных классах, в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению.

Введение и закрепление  слов происходит в игровой форме  с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно  используют движения, то есть они не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

Учителя широко используют на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.

Элементы театрализации  на уроках, а также подготовка театральных  постановок являются прекрасным средством  снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года.

Разучивание и исполнение стихов и песен на родном языке  играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Особенно широкое поле деятельности для привития детям  правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой  дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья.

Проблемы взаимозависимости  правильного питания и поддержания  организма в хорошей форме, диетического питания и активности, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни – это темы, которые изучают в средней и старшей школе. Всесторонне обсуждаются вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма, на деторождение и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Информация о работе Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников