Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;
1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42
Известно, что на уроке иностранного языка имеет место интенсивная умственная деятельность, при которой у детей может развиваться утомление. С одной стороны это защитный механизм от истощения организма, но с другой – это первый шаг к переутомлению, нарушению физиологического баланса.
Признаки утомления у ребенка во время урока следующие: снижение продуктивности труда, увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций; ослабление внутреннего торможения, которое проявляется в виде двигательного беспокойства, отвлекаемости, рассеянности внимания; ухудшение регуляции физиологических функций, как нарушение сердечного ритма и координации движения; появляется субъективное чувство усталости, о котором дети могут сказать учителю, родителям или в условиях слишком строгой дисциплины и боязни наказания промолчать. Последнее крайне опасно для здоровья.
Утомление - это временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Развитию утомления способствуют следующие факторы: монотонность работы (например, статическая работа, при которой нагрузка падает на одну и ту же группу мышц или утомительная динамическая работа); плохие условия труда (шум, загазованность, плохая освещенность, низкий уровень технического оснащения и т.д.); отсутствие мотивационной основы учебной деятельности, (подневольный труд тяжелее, чем работу, которую человек выполняет с удовольствием и сознанием своей личностной зависимости в процессе); негативная результативность учебного труда (отсутствие результатов или отрицательные результаты способствуют развитию утомления).
Утомление проявляется в следующем: на поведенческом уровне понижается производительность и качество труда; на физиологическом уровне - затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность нервных процессов. После перемены между первым и вторым уроком дети быстрее включаются в учебный процесс, чем после перемены между третьим и четвертым уроками. У них накопилась общая усталость за первые три урока, процесс суммарного утомления захватил большую часть мозга, это относится к инерционности; на психологическом уровне нарушается внимание, память, сдвигаются в сторону минуса интеллектуальные процессы, нарушается эмоционально-мотивационное состояние.3
На протяжении более
чем вековой истории
Исходя из неблагоприятного воздействия школьного обучения на состояние одних и тех же физиологических систем, необходимой задачей представляется создавать в школе условия, препятствующие указанным нарушениям. Для нужно включать проведение в школе мероприятий по профилактике нарушений осанки, зрения и нервно-психического здоровья у обучающихся.
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Как известно, под осанкой понимают привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы.
Правильная физиологическая оса
Нарушение осанки в виде увеличения естественных изгибов позвоночника, появление боковых искривлений, крыловидных лопаток, асимметрии плечевого пояса не только нарушают фигуру, но и затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность.
Малая двигательная активность в сочетании с избыточным весом усугубляют формирование патологической осанки еще в дошкольном возрасте. С самого начала обучения в школе к указанным отрицательным моментам присоединяются и другие: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, усвоенные еще в дошкольном возрасте неправильные привычки сидеть, горбясь и искривляя позвоночник вбок. Стоять с упором на одну ногу, ходить с наклоненной вниз головой и опущенными и сведенными вперед плечами. Конечно, на первый план здесь нужно поставить необходимость поддержания длительной статической позы, сидя за рабочим столом, партой. Отсюда понятно, какое важное значение приобретает подбор оптимальной школьной мебели и обучение школьника правильной посадке.
При резкой наклоненной позе выполнения письменных работ значительно возрастает нагрузка также и на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также расстояние глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ученику приходится опираться поверхность стола. Это еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов н неблагоприятно сказывается на их функционировании. Из сказанного следует, что принятая в школах организация учебного процесса при сидячей рабочей позе требует проведения специальных профилактических мер, направленных на сохранение нормальной осанки у школьников.
Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
В последние годы вопросы охраны здоровья детей и подростков делаются все белее и более актуальными. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящие в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Среди выпускники школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми Напрашивается вывод, что школа не прибавляет детям здоровья, а только отнимает. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к школе было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости школьников убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет частота встречаемости таких заболеваний, как болезни дыхательных путей, патология органов пищеварения, нарушение осанки, заболевания глаз, пограничные нервно-психические расстройства.
Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей? Есть мнение, что все недостатки наших школ, связанные с отрицательным воздействием на здоровье детей носят объективный характер. Во многом такие высказывания справедливы: это связано и со школьной мебелью, и с созданием теплового и светового режима, и с недостатками питания и т.д. Однако, имеет место и другая причина ухудшения здоровья детей в процессе их пребывания в школе, которая носит субъективный характер, т.е. она связана или с антипедагогическими действиями учителей, или, с их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников. Это проистекает в первую очередь из-за элементарной безграмотности учителей в вопросах валеологии, а иной раз - и из-за лени, равнодушия, чисто формального отношения к своим обязанностям.
Термин «психическое здоровье» чаще и по праву используется врачами. Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Жизнеспособность, или умение выживать, приспосабливаться и развиваться в изменяющихся условиях, является предпосылкой психического здоровья. Психическое здоровье характеризует индивида, как субъекта жизнедеятельности, распорядителя телесных, душевных и духовных сил и способностей.
«В здоровом теле здоровый дух» - гласит античная поговорка. Влияние тела на психику всем хорошо известно. Трудно сохранить бодрый дух, если болит сердце, хронические заболевания внутренних органов ведут к изменению характера человека.
Эти изменения личности учащихся в процессе школьной жизни могут дорасти до степени дебильности, что является самой легкой формой малоумия (т.е. олигофрении). Многие дети в школу приходят не дебильными, а таковыми в результате «антипсихологических» методов обучения и общения. Такое состояние выражается в снижении умственных способностей. Эти дети, пострадавшие от традиционной дидактики и непрофессионализма учителей с большим трудом учатся в школе, остаются в классе повторно из-за неуспеваемости, отличаются ненаходчивостью и слабой сообразительностью. В то же время способны хорошо заучивать стихотворения и отрывки из текста. Они могут приобрести определенный круг знаний, дающие возможность выполнять трудовые действия. При этом они не способны понимать тонкость взаимоотношений между людьми и не могут выделить в вещах, в ситуациях, в обстоятельствах, в учебном материале существенное и главное. Поэтому их высказывания бывают поверхностны и примитивны, им трудно пользоваться отвлеченными понятиями, мышление только на уровне наглядных представлений. Эти учащиеся переоценивают свои возможности, обижаются на справедливые замечания, самокритичность снижена, отличаются повышенной внушаемостью.
Если психологически верно, педагогически профессионально обучать и воспитывать учащихся, то учащиеся могут развиваться вполне нормально.
В школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, в результате которой выявляется множество отклонений в его поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенное состояние и.т.д.
С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет». С другой стороны, приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Они стремятся оправдать ожидания, и возникает страх оказаться плохим учеником. Эти противоречия могут порождать фрустрацию, т.е. психическое состояние неудовлетворенностей и непреодолимых барьеров.
Неудовлетворенные притязания вызывают отрицательные аффективные переживания тогда, когда возникает расхождение между этими притязаниями и такими способностями ребенка, которые в состоянии обеспечить их удовлетворение. Признать свою несостоятельность для ребенка означает, что он неспособный, ущербный, а это ведет к развитию комплекса неполноценности.
В школьной практике эмоциональный стресс у детей часто провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для многих детей являются непосильными.
Поведение психически нездорового человека от здорового отличается тем, что его поступки непонятны для окружающих. Психически расстройства оказывают сильнейшее влияние воображение неразвитого человека. У развитого ребенка воображение является основой творческого становления, а лиц с расстройствами воображение вызывает страх и тревогу порождает нездоровые фантазии и мистические представления сверхъестественной силе. Они особо страдают разными маниями, которые физиологически выражаются в чувстве тяжести головы, учащения пульса, ослаблении зрения» появления искр в глазах, в плохом сне; в психологическом аспекте душевное расстройство выражается в развитии тревожного состояния, недоверчивости к окружающим, раздражительности по ничтожному поводу, а затем болезнь переходит к бредовым состояниям поведения.
Возникает весьма серьезный вопрос: каким образом первоначально психически здоровые дети постепенно приобретают патологические черты и становят душевно больными?
Наш ответ неполный, но точный. Каждый ученик хочет иметь полную информацию о своих знаниях, об их оценке учителем и сверстниками, об отношениях родителей к нему, своих способностях и перспективах и т.п. Однако ребенок имеет такую информацию, а неполная информация вызывает состояние неуверенности, а неуверенность вызывает повышенную тревожность, тревожность рождает отрицательные эмоции и так по ступенькам ребенок доходит до психического нездоровья, - вот поэтому ребенок стремится уменьшить степень своей неуверенности.
Психологическое (личностное) здоровье. Для того, чтобы отличить психологическое от психического необходимо вспомнить, что психика это - совокупность психических процессов, состояний и свойств. Психические болезни связаны с отклонениями в познавательной, эмоциональной и волевой сферах, когда человек не в состоянии нормально управлять своим поведением.
Психологическое здоровье, в первую очередь, связано с предметом изучения психологии, как особой науки. Сюда относятся три составные части. Во-первых — это конкретные факты психической жизни ребенка или взрослого. Например, таким фактом является плохое настроение, или неуспеваемость ученика и т.п. Во-вторых, предметом изучения психологии являются психологические законы или закономерности. Например, школьный психолог должен выявить причины плохого настроения или его неуспеваемости. Факты психической жизни лежат наверху и всем видны, а законы их возникновения никому не ведомы, т.е. «чужая душа — потемки». Если ребенка осуждать и наказывать только по внешнему факту, не раскрывая психологические законы, приведшие к этим фактам, - то мы получим психологическую болезнь, т.е. болезнь взаимоотношений, болезнь несправедливости. Как писал в свое время великий Кант: «Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». Другой гений человечества Аристотель высоко оценивал данное качество: «Справедливость — это верность, стойкость и правдивость в словах и принятых на себя обязательствах». Еще до нашей эры великий Цицерон так же отмечал, что существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу, что является основным фактором психологического здоровья.