Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Игра помогает сделать  процесс обучения интересным и творческим. Она создаёт атмосферу отвлеченности  и снимает напряжение у детей. К тому же в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребёнка.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. В игре всегда следует  принимать быстрые решения, которые  привели бы к победе. Именно это  обостряет мыслительную деятельность играющего, а именно усилия, направленные на преодоление языковых трудностей в процессе игры. Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приёмов обучения. Развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп игры заставляет учеников быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь  важна какая; важно чтобы она  помогала воспроизводить разнообразные  человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношений между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.10

Игры хороши тем, что  в них все равны. Они посильны даже слабым ученикам. Слабый по языковой подготовке ученик в игре может быть первым, т.к. находчивость и сообразительность здесь иногда бывает важнее знания предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности задачи помогают ребятам преодолеть стеснительность, которая мешает свободно употреблять в речи русские слова. Ребёнок быстро усваивает языковой материал и начинает говорить наравне со всеми.

Игра-пантомима

а) При изучении алфавита изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или движениями частей тела). Ученик (и) у доски выполняет (ют) это задание, а учащиеся отгадывают букву алфавита.

б) При изучении темы "My pet" изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

в) При изучении темы "My day" изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

г) Ролевая игра-пантомима "In the shop".

Ситуация: "В Лондонском магазине ты хочешь купить какую-либо вещь. Недостаточно хорош владея английским языком, ты пытаешься объясниться с продавцом жестами, мимикой.

Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.  
3. Песня на уроке.

Хорошим видом релаксации является песня, которая не только предоставляет учащимся возможность отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать песни задорные, веселые, шуточные.

В целях релаксации можно и слушать, и разучивать, и исполнять песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Музыка и пение играют большую роль в эстетическом воспитании школьников, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа, его литературно музыкальным наследием, позволяет оценить его. Литературный текст песен дает учащимся возможность обогатить свой словарный запас новыми лексическими единицами, активизировать пройденный языковой материал (отдельно слова, грамматические формы и конструкции), облегчает усвоение труднодоступных звуков, звукосочетаний, интонационных моделей, совершенствует умения экспрессивной устной речи.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознании учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Одним из наиболее эффективных  способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания». Передовые мыслители и педагоги прошлого постоянно заботились о том, чтобы пение занимало определенное место в обучении подрастающего поколения. К, Д. Ушинский считал, что совместное пение на уроке - это могучее педагогическое средство, которое организует, объединяет школьников, воспитывает их чувства. А известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. В школах Древней Греции многие тексты разучивали пением, а в начальной школе Индии азбуку и арифметику выучивают пением и сейчас. Вместе с детьми пост и учитель, как правило, увлеченно и радостно.

В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они написаны в современном ритме, сопровождаются текстом и с пояснительными комментариями, а также заданиями (цель которых - проверка понимания и обсуждения содержания);

Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находится в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д.; песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус

Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.

Таким образом, на основе поэтических и музыкальных произведений обучение способствует развитию у учащихся языковых способностей, логического  мышления, самостоятельности и творческой активности, эстетического вкуса, а также расширению кругозора, повышения уровня общей культуры, интеллекта. Это является одним из важнейших компонентов формирования школьника как гуманной личности, т.е. способствует гуманизации личности. Также ученые установили, что музыка каким-то образом воздействует на подсознание человека, изгоняя оттуда страхи, неуверенность и тоску.

4. Новизна и нетрадиционность учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служат целям релаксации учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Интерес может вызывать знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе и т.д.

Может возникнуть вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования?

При аудировании преподаватель  учит школьников воспринимать речь на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Он апеллирует к произвольному вниманию учащихся. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения и начинающийся словами: "Сейчас я расскажу вам что-то интересное", - не носит учебного характера, а строится на понятном для учеников языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение длится на 2-3 минуты.

5. Шутливые истории  на уроке. Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни, используя сметные игрушки, картинки.

  1. Аутогенная тренировка (АТ)

Особенно сложными являются проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации, интереса к получению образования.

Современный урок характеризуется  большой интенсивностью и требует  концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить  ребят на овладение знаниями в  середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут ещё "отойти" от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает, что необходима психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом можно использовать элементы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка (АТ) - это система приемов саморегуляции  функций организма. Она позволяет  активно управлять высшими психическими функциями, укрепляет силу воли, улучшает внимание, регулирует частоту сокращений сердца, нормализует дыхательный ритм.

Центральной задачей  АТ является овладение собственными эмоциями. В средних и старших классах обычно АТ проводят в течение 3-5 минут, при необходимости в начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем - повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к АТ, нужно уменьшить освещённость кабинета, включить тихую, спокойную  музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять  удобную позу,  отрегулировать дыхание, расслабиться. Учитель просит их слегка наклонить туловище вперёд, голову опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять "позу кучера".

Расслабление.Очень важно привести к расслаблению мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, рук, грудной клетки, живота и ног. Отдыхает всё тело.   Дыхание  спокойное.     Не  отвлекаться   на посторонние мысли: I am ready to rest. I want to be quiet. All my muscles are relaxed. Etc.

Чувство тяжести. Расслабление мышц субъективно воспринимается как чувство тяжести. Сначала его можно вызвать в одной руке, на следующих уроках - в другой, а затем в обеих одновременно. Со временем чувство тяжести может смениться приятным ощущением легкости, невесомости: My left arm is heavy. My right leg is heavy. I am quiet. Etc.

Чувство тепла. Ощущение тепла обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему. My right arm is warm. My body is warm. Nothing diverts my attention. Etc.

Заключительная  часть. Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным. I open my eyes. I have a lot of energy. I am active and strong. I can do any work easily. My body is light.

  1. Проектная работа.

Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в продуктивную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. Обучение английскому языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению английского языка, развивает воображение, творческое мышление, самостоятельность, способствует социализации личности школьника, формирует деятельностный подход в освоении учебного материала. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения как на родном, так и на иностранном.

 

Применительно к профилактике нарушений осанки и искривления позвоночника у школьников, к таким технологиям следует отнести использование нетрадиционных видов учебной деятельности, например, внедрение технологии творческого развития. Уроки при обучении по технологии творческого развития проходят как в индивидуальной, так и групповой форме. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий характер обучения.

Технология творческого  развития способствует формированию диалектического, самостоятельного творческого мышления, развитию способности к самоконтролю и самооценке, самоуправлению и саморегуляции  своих учебных и поведенческих  действий.11

Технология обучения в групповой форме принципиально отличается от принятой, так как меняет характер рабочей позу обучающихся: из сидячей она становится преимущественно подвижной и создается возможность чередовать позы в процессе урока. Главное достоинство групповой деятельности состоит в том, что она обеспечивается преимущественно работой мышц, расположенных вдоль позвоночного столба. При ней вся масса тела  приходится   на  поверхность стоп, эволюционно приспособленных к такому воздействию. То и другое вместе уменьшает при учебной работе нагрузку на позвоночные  диски   и   способствует   более   устойчивому равновесию тела в пространстве, чем при сидячей рабочей дозе. Все это способствует формированию у детей нормальной осанки.12

Соматические      заболевания      детей оказывают непосредственное    влияние   на   развитие   личности. Это выражается, прежде всего, в развитии мотивационной сферы ребенка. Вот почему так важно сохранение и укрепление соматического здоровья детей в школьные годы.

 

Федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам определяется, что «изучение иностранных языков направлено на достижение следующих целей: формирование умений общаться на ИЯ с учетом речевых возможностей и потребностей…; развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком; обеспечение коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения». Учителей не надо убеждать, что каждый учащийся является личностью и обладает неповторимыми индивидуально-психологическими особенностями и своей историей психического развития.

Информация о работе Технологии обучения иностранным языкам в средней школе и укрепление здоровья школьников