Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа
цель моей работы - изучить влияние обучения на здоровье школьников; изучить технологий обучения иностранным языкам, которые способствуют укреплению здоровья учащихся.
Для этого были определены следующие задачи:
• изучить различные публикации ведущих учёных и методистов по теме;
• проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по данной проблеме;
• дать характеристику составляющим компонентам здоровья и влияние обучения на каждый из компонентов;
• определить роль здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка в средней школе;
1. Введение………………………………………………………………..…3
2. Глава 1. Технологии обучения иностранному языку и укрепление здоровья учащихся.
1.История изучения проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения………………………………………………………………………....5
2. Отрицательное влияние школы на здоровье учащихся………………8
3. Здоровьесберегающие технологии обучения иностранным языкам.…………………………………………………………………..………21
3. Глава 2. Практическое применение технологий обучения иностранному языку способствующих укреплению здоровья в средней школе……………………………………………………………………………37
4. Заключение……………………………………………………………40
5. Литература…………………………………………………………….42
И, наконец, третий компонент предмета психологии - это механизмы психической деятельности, каковыми являются сформированные интересы, потребности, мотивы, цели, которые играют роль внутренних механизмов внешнего поведения индивида.
Психологическая служба постепенно преодолевает узкие границы научно-методической деятельности, сфокусированной на структуре образовательной системы, и все решительней обращается к проблемам конкретного ребенка. Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Утверждается, что главная функция психологической службы образования - профессионалу забота о психическом и психологическом здоровье детей дошкольного и школьного возраста. Данный подход позволяет рассматривать практического психолога образования в качестве специалиста по проблемам психологического здоровья.
Выявление условий и закономерностей обеспечения ситуации психологического здоровья детей позволит привести в соответствие представление о профессионализме психологической системы образования: корректно определит сферу профессиональной компетенции и функциональны обязанности, разработать рациональные основы организационно-методические средства его профессионально деятельности.
Психологическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная жизнеспособность индивид жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием функционированием психического аппарата.
Психологическое здоровье ребенка имеет ярко выраженную интерсубъективную природу, т.е. зависят межличностных отношений с родителями или учителями.
Детско-взрослая общность как пространство нормального развития субъективности ребенка является условием его психологической защищенности. Отношение взрослого к ребенку не обязательно носит явно выраженный психотравмирующий характер, тем не менее, препятствует нормальному развитию ребенка, наносит ущерб его психологическому здоровью. Психологические дисфункции детско-взрослой общности является источником и интерсубъективной формы нарушения психологического здоровья детей, что выражается в явлении антропогении. Антропогения есть обозначение нарушений психологического здоровья в детском возрасте.
Нормативным субъектом сопереживания проблемной ситуации, которая несет угрозу психологическому здоровью ребенка, является детско-взрослая совместная жизнь. Переживание понимается как особая работа по перестройке психологического мира. Этот мир направлен на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, где общей целью является повышение осмысленности жизни. Конкретные проблемные ситуации могут быть рассмотрены как возможность развития нормальных взаимоотношений ребенка и значимого для него взрослого. При этом реабилитация детско-взрослой взаимосвязи становится общим способом предупреждения и преодоления нарушений психологического здоровья ребенка.
Психологическое здоровье - это, прежде всего, полнота самоосуществления, способность человека ставить перед собой цели, которые соответствуют его внутренней сущности. Основная причина нарушения психологического здоровья возникновения неврозов выступает недостаток направленности самоопределения. Дня интеграции и коррекции личности необходимо обретение жизненных целей. Отсутствие осмысленной цели в жизни является причиной ноогенного невроза, который проявляется в скуке и апатии, т.е. во внутренней опустошенности души. Такое состояние возникает в условиях отсутствия содержания и цели в жизни. Для сохранения психологического здоровья требуется поиск смысла своего существования, нужна выработка своей жизни и развитие перспективы существования.
Духовно-нравственное здоровье. Предыдущие три вида здоровья больше разработаны теоретически и имеются практические исследования, Самое сложное это проблема раскрытия сути духовно-нравственного здоровья человека. Такая трудность связана с тем, что наше общество уже почти сто лет живет в антидуховном и антинравственном мире из-за разрушительных революционных и контрреволюционных процессов. Однако в других более зрелых обществах проблемы духовного и нравственного развития всегда занимали ведущее, приоритетное место.
Духовно-нравственное развитие человека связано со становлением качеств мудрости. У совершенно мудрых людей духовность как будто и не существует. Нравственность изменяется, растет вместе со временем, в то же время сохраняет свое постоянство. Духовность человека употребляется каждый день, но не уменьшается количественно.
Духовная зрелость молодежи и взрослых непосредственно ведет к справедливости и спокойствию, а духовно-нравственная ущербность, недоразвитость выражается в чрезмерной развлекательности и веселье, которые оканчиваются печалью и гневом. Лучшее средство избавления от гнева — музыка; лучшее средство ограничивающее веселье — народные традиции и обычаи; лучшее средство соблюдения ритуалов и обычаев — это развитое чувство почитания старших, - все это и есть психологические механизмы развития духовно-нравственного здоровья.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, т.к. оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Основу нравственного здоровья составляет нормальное развитие человека в пределах индивидуальной жизни. Само понятие «норма» в данном случае является указанием на возможности высших достижений для каждого возраста. Норма-это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях.
Образование должно полагать в качестве нормы ценности саморазвития и становление субъекта, которые предполагают собственную деятельность и необходимость воспитания нравственной позиции человека. Оптимальной и наиболее общей формой заботы о нравственном здоровье детей является обучение и воспитание на основе самых эффективных педагогических способов, формируя у них духовность и нравственность.
Вся нравственность человека, его нравственное здоровье, все его здоровые силы концентрируются в выполненной работе. Основное природное призвание человека выражается в его выполненном труде. Уроки здоровья с детьми - это уроки созидательного труда, а созидательный труд является основным критерием нравственного здоровья детей, это прорыв в интеллектуально-духовном становлении нашего общества.4
Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, необходимо внедрение в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий, под которыми следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье учащихся.
Важное значение в оздоровительной работе играет личность учителя. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся как личность, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому важным направлением оздоровительной работы в школе является работа с педагогическим коллективом.
В частности, педагоги должны овладевать элементами адаптивной системы обучения, здоровьесберегающими технологиями – уметь диагностировать основные параметры интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, владеть навыками диалогичного общения, осуществлять психопрофилактику педагогического процесса, уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся, иметь достаточно высокую общую и речевую культуру. Чтобы учитель был способен осуществлять все эти виды деятельности, необходимо мотивировать его на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения, создать систему непрерывного образования педагогов и психологов, чтобы они могли активно использовать в преподавании арсенал современных психолого - педагогических технологий.
3. Здоровьесберегающие технологии ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесбергающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровьесберегающие образовательные технология, по определению Н.К.Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологи, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.5
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.6
Под здоровьесберегающей образовательной технологией Петров О.В. понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) 7
Здоровьееберегающие образовательные технологии это - системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников на основе качественной характеристики педагогических технологий по критерию их позитивного воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Здороеьесберегающая
педагогика это - педагогическая
система, основанная на разумном приоритете
ценности здоровья, которую необходимо
воспитать у учащихся и реализовать в
учебно-воспитательном процессе; это образовательная
система, провозглашающая приоритет культуры
здоровья и технологически обеспечивающая
его реализацию в организации обучения,
в учебно-воспитательной работе и содержании
учебных программ для педагогов, учащихся
и их родителей; это область медико-психолого-
Понятие здоровьесберегающие образовательные технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Здоровьесберегающие образовательные технологии составляют технологическую основу здоровьесберегающей педагогики. Если философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», а содержание образования - «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения учить нужно так, чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса -учащихся и педагогов.
Важным элементом здоровьесберегающих технологий является обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе. Отличительная особенность этих условий или факторов заключаете в том, что они регламентированы СанПиНами.
Влияние этих факторов на состояние и здоровье школьников составляет до 30% всех внутришкольных воздействий. Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. К гигиеническим условиям в классе относятся освещенность, воздушно-тепловой режим и уровень шума.9
Как уже отмечалось ранее на уроке иностранного языка имеет место интенсификация умственной деятельности и для более эффективного достижения практических общеобразовательных, и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых нужно использовать элементы здоровьесберегающих технологий. Прежде всего, надо учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимают напряжение и усталость. Урок проходит наиболее успешно, если создается непринужденная, приятная, располагающая к занятиям обстановка.
Элементы здоровьесберегающих технологий:
1. Зарядка с использованием движения, песен, танца. Эта форма релаксации основана па том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. Кроме того, у детей нередко наблюдаются нарушение чувства ритма и темпа, скованность движений, общая моторная неловкость.
Первое время такую зарядку нужно проводить под руководством учителя, далее это делают ученики сами, но необходимо следить за тем, чтобы движения выполнялись чётко, красиво. Подобные упражнения прекрасно развивают эстетический и музыкальный вкус.
2.Игра. Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, способствующая отдыху, вызывающая положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Издавна известно о потребности детского организма в игре. Не стоит забывать о том, что, играя, ребенок погружается в попятный лишь ему одному мир. Здесь никто кроме него не сможет решить то, как себя вести, здесь он сам решает проблемы, достигает поставленные цели.
Поэтому важно при разработке школьных игр учитывать не только и воспитательные цели, но и добиваться того, чтобы игра вызвала у ребенка живой интерес, т.е. при разработке игр хорошо бы взглянуть на игру глазами ребенка. Безусловно, это даст лучший результат. Многие педагоги давно говорили о необходимости внесения игры в процесс обучения. Применение игрового момента на уроках английского языка оказывает еще большее положительное влияние на процесс обучения.