Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа
Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.
Технология проблемного обучения
Пояснительная записка
Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком. Только личность, обладающая такими качествами, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, способность выходить из тупиковых ситуаций, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающего потока информации и ее компетентному использованию в практике, стремление к открытию нового для себя, будет востребована современными условиями и жизненными реалиями рынка.
Одной из возможностей развития и достижения таких качеств у личности является технология проблемного обучения, проблемный урок, положительными моментами которого могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект – субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность. Постоянная постановка перед учащимися проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что ученик не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что «знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью».
Для воспитания личности, востребуемой рынком, технология проблемного обучения имеет ряд положительных характеристик и преимуществ:
В связи с переходом Казахстана на 12-летнее образование технология проблемного обучения становится наиболее приоритетной в организации учебного процесса, так как не даёт готовые задания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его, исследовательскую активность, создаёт условия для совершенствования обучения.
Цели и задачи технологии проблемного обучения полностью отвечают целям и задачам 12-летнего образования: способность к становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.
Технология проблемного обучения, что очень важно, готовит учащихся к самоменеджменту, и позволяет:
- определять проблему
в различных ситуациях,
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет осуществить при переходе на 12-летнее образование подготовку учащихся к проектному и исследовательскому обучению, что в полной мере разовьёт их интеллектуальные и творческие способности, создаст условия для современного самоменеджмента личности, востребуемой современным казахстанским обществом.
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
Технология проблемного обучения относится к развивающим
педагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Схема 1.
ДП
Создание проблемной
ситуации
исследования
Управление поисковой
Деятельностью обучаемых
ДП – действие педагога
ДУ – действие ученика
Центральные понятия проблемного обучения:
- проблема;
- гипотеза;
- проблемная ситуация;
- проблемный вопрос;
- проблемная задача;
- творческая задача;
- самостоятельная работа.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Например: проблема Добра и Зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; проблема нравственного выбора и ответственности за него в произведениях М. Шолохова.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным. Проблема может быть научной и учебной. Научная проблема – «белые пятна», неисследованные участки известных знаний.
Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
- выявление проблемы;
- формулирование;
- поиск решения;
- решение.
Признаки учебной проблемы:
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение). –предположение, касающееся возможного пути решения проблемы, которое еще не подтверждено, но и не опровергнуто. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условным: «Если …, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…». Например: предположим, что у теории Раскольникова нашлось бы много последователей и почитателей, что произошло бы на Земле?
Алгоритм по работе с гипотезой:
- выдвижение гипотезы;
- ее теоретическое обоснование;
- экспериментальная проверка гипотезы.
Проблемная ситуация – это центральное звено в проблемном обучении, а также психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Признаки проблемной ситуации:
Например: почему, по мнению Л.Толстого, ничтожны те, кто живет собой, своим счастьем, построенном на несчастье других?
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
Например: Печорин не любит Мери, зачем же он добивается ее любви? Победитель или побежденный Чацкий? Можно ли Сатина считать антиподом Луки?
Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.
Например:
1.Прокомментируйте данные высказывания знаменитых писателей, как вы их понимаете?
2.Предложите свои варианты
решения тех или иных духовных
и нравственных проблем,
Например: духовная жизнь сегодня: возрождение или регресс? Мы становимся нечитающей нацией. Падает культура речи. Современные школьники не могут описать свои чувства, потому что не знают им названий. Откуда, как не из художественной литературы, можно почерпнуть, что из себя представляет грусть, печаль, тревога, сострадание, сопереживание, томление, предательство, покорность?
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Творческие задачи позволяют:
- обобщить, повторить и усвоить учебный материал;
- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес,
абстрактное и логическое мышление;
- формировать навыки совместной работы;
- устанавливать межпредметные связи.
Например: «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – Бог свободного человека! (М.Горький «На дне»). Как понять эти слова? Бывают ли обстоятельства, когда правда вредна, а ложь оправдана?
Методы проблемного обучения:
Типы проблемных уроков:
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- частично-поисковый;
- урок – исследование.
Задачи проблемного урока.
Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний.
Развивающие: способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
Рекомендации
по использованию проблем в