Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

3) Как вы относитесь  к словам Суворова: «Плох тот  солдат, который не хочетё стать  генералом»?

Ответы учащихся.

-  И вот та минута  настала (гл.16).

 А. К. Сабуров   считает, что в пейзажах Толстого: «Элемент большой и цельной картины жизни, без которой она была бы не полна».

Картины природы выступают  как участники действия, как элемент  сюжета. Задание 8. Выразительное чтение «Небо над Аустерлицем», (конец 16 гл.).

- Давайте исследуем описание неба над Праценскими высотами, где лежит раненый князь Андрей.

- Толстой всегда видел  гармонию в единении человека  и природы. Рассмотрим толстовский  пейзаж.

- Какие изобразительные  средства создают пейзаж?

(Эпитеты, многие из  них повторяющиеся).

Назовите их.

(Синеющая   бесконечность,   плывущие   облака,   Небо   -   высокое,   справедливое, бесконечное).

- Однозначны ли эти  эпитеты? (Нет).

1) Часть дает представление  о внешности предмета.

2) другие вносят эмоциональную  окраску.

3) третьи дают моральную оценку.

Работа по таблице.

Синеющий - описательный.

Плывущие - метафорические.

Справедливый - оценочный.

А вот эпитеты бесконечное, высокое могут показаться описательными, но их значение

более глубокое.

Толстой не только рисует поэтическую картину неба, но дает моральную оценку устремлений князя Андрея, его еще не вполне четким идеалам.

- К каким мыслям  пришел князь Андрей?

Эпитеты - справедливое и доброе - стали средствами выражения его мысли.

В его изменившейся душе уже хочется не славы, а добра и справедливости.

Эти эпитеты высокое, безбрежное оценивают идеалы героя и автора, а не сколько живописуют небо. Их следует отнести к оценочным.

Наблюдения ваши:

Толстой при создании пейзажа использует минимальное  количество художественных приемов. (Это эпитеты и их повторы).

Пейзаж у Толстого несет огромную идейную и философскую  функцию.

-Какую? (Пейзаж   проникнут   толстовским   осуждением   агрессивности   войны, антигуманности, эгоистическом устремлении, призывом  к высоким идеалам добра и справедливости.

Пейзаж дает почувствовать, что в жизни князя Андрея начинается перелом, что герой очевидно откажется  от честолюбивых помыслов и военной  карьеры.

Учитель: рассмотрите  картину Левитана «Над вечным покоем».

- Что общего у этих  двух величайших художников кисти и слова?

(Одухотворенность, сочетание  объективного и субъективного,  постоянное присутствие мысли  о человеке).

Чтение сочинения о  двух пейзажах. (Левитана и Толстого) - карточка.

Вывод:

Пейзаж у Толстого философский по мысли, необычайно лаконичный в средствах изобразительности, имеет большое значение для понимания образа князя Андрея и мыслей автора о смысле жизни.

 

VIII. Ответ на проблемный вопрос урока.

 

IX. Просмотр видеофильма (конец) по роману «Война и мир» (сцена ранения князя Андрея).

 

Итак, мы рассмотрели  роман в соответствии с законом: единство формы и содержания.

Вывод: учащиеся.

 

Учитель: Сахратова  Н. Ф.

Идейно-художественное своеобразие произведений Николая  Семеновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

и хроники «Очарованный странник».

 

Цели урока. Изучение своеобразия произведений, развитие навыков литературного анализа, сопоставления, построение ассоциациативных связей.

Формирование навыков  умственных операций и действий, навыков  переноса знаний в незнакомую ситуацию, развитие внимания, творческого воображения.

Воспитание стремления познать  себя,   воспитать  себя.

 

                                     Каждый человек-алмаз, который может очистить и не очистить себя.  

                                           В той мере, в которой он  очищен, через него светит вечный свет.

                                                                     Стало быть, дело человека не  стараться светить, 

                                                                                                но стараться очищать себя.

                                                                                                                            Л. Н. Толстой.

 

Слово учителя. Каждого человека хоть раз в жизни мучили вопросы «Как найти себя? Какой выбрать путь?» Не остаются в стороне от  этой проблемы и главные герои Н.С.Лескова -  хроники «Очарованный странник» и очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Иван Северьяныч «…я бы очень хотел…очень   понравился…но, верно,   своего   пути  не  обежишь».  И Катерина Львовна «…все это видела и не видала…, шагала, как заведенный автомат».             

-Подчеркните в эпиграфе слова,  ставящие проблему перед каждым  человеком. (Очищать себя). Это ещё  значит найти себя, пройти свой  жизненный путь. 

 Проследим путь героев, проверяя домашнее задание - прочтение (повестей) произведений. Каждый из вас прочитал полностью одно и знает эпизоды другого произведения и может выбрать себе вид теста. 

 Проверка  домашнего задания.

  1. Два ученика у доски готовятся к сжатому пересказу и самостоятельно выбирают форму записи на доске содержания: кластер, схема ( + или –. Распределение героев на две- три группы: отрицательные или положительные), план эпизодов, композиционный план.
  2. Решение теста «Восстанови хронологию». Взаимопроверка в группах.
  3. Ответы учеников у доски -  сжатые пересказы, Задание классу при прослушивании ответов: устранение речевых ошибок, недочетов в содержании, если они будут.

Проверка домашней работы с материалами  учебников с записью тезисов. Какие тезисы вы записали после прочтения учебника с. 368-378.

  1. Предварительно учащимся дана была справка.

Тезисы – очень краткое изложение основных мыслей текста; короткий и чёткий ответ на мысль плана (пункта).  Тезисы бывают:

- свободными, т. е. излагаются своими словами;

-текстуальными, т.е. дословно выписываются из текста;

- смешанными, т. е. излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста;

- простыми, т. е. не содержащими пояснения и доказательств;

- развёрнутыми, т. е. упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства.

  Каждый тезис нумеруется  как логически законченная часть.  Язык тезисов краткий, сжатый, без лишних слов и повторений.

 Работа с произведениями.

1. Просмотр видеофрагмента   хроники «Очарованный странник».

и обсуждение (гл. 6,7,8)  «Иван Флягин в плену»

             а) Составить план

             б) Самостоятельно выделить 3 эпизода  и работа с одним из них  (Памятка по литературе. Анализ  эпизода художественного произведения).

             в) Какую интересную мысль,  деталь об испытании  героя судьбой вы отметили?

             г) Роль пейзажа.

              д) Выводы.

              Трудным был путь героев, но  все события его для нас  - это (решение) постижение художественной  идеи Николая Семеновича.

2. Просмотр видеофрагмент или инсценировка эпизода  повести «Леди Макбет Мценского уезда» - «Разговор Катерины Измайловой и приказчика Сергея перед домом купца. (Можно следить по произведению).

После просмотра устный анализ по памятке по литературе. Анализ эпизода  художественного произведения, особенно пункты (1- 2- 4- 5- 6- 7).Запись ответа по пунктам 1-2-4-5-6-7 соответственно своему варианту.

3. Инсценировка эпизода из хроники  «Очарованный странник».

Иван Северьяныч  хочет помочь брошенной  хозяином Груше.

Глава 18 – 2 диалог. Задание по памятке. Анализ эпизода 7 6 5 4 2 1.

1)Последняя встреча, смерть Груши.

2)Герой совершает убийство любимой  грех, который потом придется  отмаливать.

4)Поражает сила любви героя,  противоречие в поступках - любит-  убивает.

5)Речь описание, сравнения, эпитеты, обращения.

6)Герой не понимает себя, он  ищет.

7)Мы на стороне Ивана, ему  труднее?

Вы проанализировали эпизоды. Много  интересных собственных находок.

Ролевая игра. Ученица от имени цыганки Груши рассказывает свою историю, и учащиеся задают вопросы. Кто задаст лучший вопрос нашей героине, цыганке Груше. (Неужели сумела бы убить   и его и ее? Ведь грех? Табор фактически продал тебя, разве они не понимали, куда отдают тебя? Чувствовала, предвидела, что тебя бросят?).

              Как глубок человек… Каждый человек алмаз - неповторимая личность. У каждого свой путь, свой крест, свой подвиг.

Выводы по проделанной  работе.

Обобщим все сказанное  и обратимся  к словам А. Н. Толстого.

Очистили ли себя герои?

Насколько сложен был путь к очищению?

А вы знаете свой путь, свое предназначение?

Но нам поможет Лесков. В чем? Может быть в том, чтобы не совершать  того, что нельзя никоим образом?

Какие нравственные законы нарушают герои?

Домашнее задание.  Характеристика героя по памятке (письменно) с опорой на эпиграф сегодняшнего урока. Запись вывода и 3 аргументов.

 Итог урока. 

 Что на сегодняшнем уроке  удивило, взволновало, заставило  задуматься что? 

Литературоведы и критики обращают наше внимание на особые черты русского национального характера: нравственная, душевная сила. Щедрость, способность поддержать, помочь, любовь к народу, родине, природе. Самопожертвование, страсть, способность вынести любые испытания, нести свой крест, покориться, бороться. Есть ли рядом с вами такой человек? Способны ли вы сами на такое?

     Приложение.

Памятка по литературе. Анализ эпизода художественного произведения.

Эпизод ( от греческого epesodion – буквально вставка) – относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говориться о законченном событии, происшествии. Анализ – это прежде всего, вдумчивое прочтение, которое привело бы к проникновению в мысль и чувства, выраженные писателем.

  1. Определение границ эпизода.
  2. Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).
  3. Как раскрывается в данном эпизоде герой (его мысли, чувства, переживания).
  4. Определение темы эпизода.
  5. Место эпизода в идейном замысле писателя.
  6. Наиболее значимые художественные детали ( пейзаж, речь, интерьер).
  7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

 

Конспект  урока.

«Проблематика  пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад».

 

Цели: изучение I действия  пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»; проверка знания учащимися  содержания пьесы, постановка и решение проблемных вопросов на основе жизненного опыта.

           Развитие навыков целостного анализа действия драматического             произведения, формирование коммуникативных компетенций

 

Ход урока.

Коммуникативная атака (вызов к проблемному общению). Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия? Встречали очень близкого человека? Ваши чувства, эмоции в этот момент? (Ответы учащихся). А как происходит встреча наших героев в пьесе А.П. Чехова? Не испытываете ли вы неловкости за поступки, поведение, слова какого-либо из героев? Почему? 

Слово учителя.

    Пьеса «Вишневый  сад» никого не оставила равнодушным.  Так, например, О. Книппер телеграфировала  Чехову: «Дивная пьеса. Читала  c упоением, слезами». Позже она говорила ему: «... А вообще ты такой писатель, что сразу никогда всего не охватишь, так все глубоко и сильно».

Актриса М.П. Лилина писала Чехову: «Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины: мне она показалась жизнерадостной. А сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила «Чайку», потом «Вишневый сад», и почему-то мне представилось, что «Вишневый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей...»

Спектакль на первых порах  не удовлетворял ни автора, ни театр. Писатель резко отозвался о спектакле  в письме к О.Л. Книппер: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса упорно называется драмой?»

           Это, наверное, было потому, «что  было просто недопонимание Чехова, недопонимание его тонкого письма, недопонимание его необычайно  нежных очертаний». Так считал В.И. Немирович-Данченко. Тем не менее, уже первые зрители сумели оценить и поэтический дух чеховского произведения, и его светлые, жизнеутверждающие интонации.

            Каждое отдельное действие занимает свое место в идейно-драматургическом плане, в развитии сюжета, решении художественной задачи всей пьесы. Наблюдение за развитием сюжета (действия) неотрывно от работы над характерами героев.

      Проблемный вопрос. Каков же, на ваш взгляд, жанр пьесы? Кто лучше понимает произведение, Вы,  автор, или читатель? Чем обусловлено название пьесы? Какую роль играет в пьесе образ вишневого сада?   Могут ли люди разного социального статуса понимать друг друга? Выберите из предложенных для решения вопросов наиболее волнующий Вас и наметьте пути его решения с опорой на идеи пьесы Антона Павловича.    

Информация о работе Технология проблемного обучения