Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа
Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.
Судьба в награду старости дала.
Тема: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Урок - исследование по роману «Война и мир».
Цель:
1. Обучающая. Показать «срывание всех и всяческих масок» с великосветского общества; раскрыть конфликт А. Балконского и П. Безухова с этим обществом; выявить идейно-художественные особенности войны 1805-1807 гг; раскрыть проблему истинного и ложного патриотизма; поставленные в романе идеи рассматривать в нерасторжимом единстве с художественными способами выражения этих идей и проблем; проследить композиционные особенности романа; уловить толстовские «сцепления», понять их взаимосвязь, проникнуть в своеобразие художественного мышления писателя.
2. Развивающая. Развивать умения и навыки связной монологической речи; давать характеристики героям; анализировать художественный текст; уметь наблюдать за композицией романа, характеризовать композиционные особенности; находить изобразительно-выразительные средства, создавать мини-сочинения.
3. Воспитательная. На примере положительных героев, самого автора стремиться к самосовершенствованию, духовной жизни, к красивым поступкам, видеть в людях прежде всего хорошее и жить по законам добра.
Структура урока: поисковая деятельность учащихся, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание текста и глубину восприятия.
Метод: частично-поисковый с постановкой проблемных вопросов.
Ход урока.
I. Разбор темы. Как вы понимаете название темы? Что такое величие? Величие - наличие выдающихся свойств, внушающих уважение, преклонение.
Вывод: ( ответы учащихся).
- Значит, что мы будем искать в героях?
«Цивилизация только тогда имеет цену, когда помогает добру, - единственной цели бытия человека, жизни народов и государств.
Л. Толстой.
Назовите ключевые слова?. Как вы понимаете эпиграф? Соотносится ли он с темой? Как?
Вывод: идейно-художественным стержнем романа будет именно стремление автора и лучших представителей дворянства к добру, простому народу, ненависть к агрессии, войне. Лучшие герои придут к выводу, что жить нужно так, чтобы быть вполне хорошим и не делать людям зла.
Проблемный вопрос: Почему, по мнению Толстого, ничтожны те, кто живет собой, роенном на несчастье других?
III. Вступительное слово учителя
Итак, мы сегодня непосредственно переходим к анализу романа «Война и мир», пойдем исследовательским путем, выявляя идейно-художественное своеобразие романа через проблемный анализ эпизодов. В центре нашего урока весь I том, который поможет нам выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает, раскроем проблемы истинного и ложного патриотизма, отношение автора и героев к войне, людям. Вообще к жизни. Подумаем над антитезой «ложное - истинное», используемую Толстым при изображении не только сцен войны, но и душевных движений своих героев. Идеи романа будем рассматривать в нерасторжимом единстве с художественными способами их выражения, т.е. будем следовать непреложному закону рассмотрения художественного произведения. - Какому? (Единство формы и содержания).
- Правильно: (форма - единственна,
а сущность формирована). Беседа
по композиционным
- Как назвал свой роман «Война и мир» сам Толстой? (Учащиеся зачитывают).
«Мой роман «Война и мир» - бесконечный лабиринт «сцеплений», в котором и состоит сущность искусства».
- Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся:
1. Весь роман состоит из ярких эпизодов, которые находятся во взаимной соотнесенности, т.е. один эпизод идейно «сцеплен» с другим. Как бы образуется живописная мозаика, своеобразная картина.
2. Роман похож на
яркую старинную мозаику,
Учитель: Верно, подмечено, что роман, похож на мозаику, состоящую из ярких стеклышек - эпизодов.
- А что такое эпизод?
(Основная композиционная
- А в чем своеобразие толстовского эпизода?
Учащиеся:
1. Эпизоды в романе Толстого самостоятельны, очень сценичны. Они как отдельные равноценные рассказы в романе, сцепленные друг с другом общими идеями, героями, темой.
2. У Толстого эпизод по сюжету завершен, имеет все элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действий, кульминацию, развязку.
3. Включает в себя
два жизненных потока: исторический
и общечеловеческий, передает непрерывность
повествовательного процесса.
Учитель: - Согласна с вами. И не только я, а еще исследователь Сабуров. Он пишет: «В центре эпизода «Война и мир» чаще всего драматически разработанная сцена, которая без существенных изменений может быть сразу же воспроизведена на подмостках театра. Диалог - ее основная форма».
- Какая еще особенность у толстовского эпизода?
(Сценическое построение
эпизода, сочетается с
- Мы сегодня работаем по I тому.
Просмотрим первые эпизоды из к/ф С. Бондарчука « Война и мир».
(Каковы режиссерские интерпретации?)
Назовите самые яркие эпизоды из первого тома.
(Салон А.Шерер, именины у Ростовых, борьба за мозаиковый портфель, Лысые Горы, смотр под Браунау, переход через Энс, Шенграбенское сражение, Аустерлиц).
(Начальная фраза 18 гл.).
- Эпизод очень сценичен.
Задание по карточкам.
Задание 5. - устно нарисовать, как бы вы поставили эту сцену в театре (декорации, герои, музыка)
Задание 6.- разбейте эпизод на элементы сюжета .
- Какова стилистическая особенность?
(Часть событий увидено глазами Пьера, через поток его мыслей).
- Какой метод использует Толстой при подаче этой сцены? (Психологический).
- Почему вы так думаете?
Учащиеся: Сама смерть графа не описана, а дано только впечатление, которое она произвела на окружающих. Запоминается психологическое состояние героев: испуг княжны, злоба старшей княжны, страх перед смертью и потерянность князя Василия, который на мгновение утратил контроль над собой и забывшего о своих расчетах, искреннее горе Пьера, скрытое торжество Анны Михайловны. - все это психологическое изображение героев).
- А еще, какой эпизод будет сцеплен с этим очень близко по теме и идее? (Развлечение «золотой молодежи»).
Вывод учителя: Итак, вместе с Львом Толстым мы сорвали лицемерную маску со светского общества, увидели, кто есть кто, увидели, что большинство - это люди бездушные, равнодушные к судьбе своего Отечества, занятые карьерой и интересуют их только деньги. И еще узнали, что Толстой не приемлет это общество и противопоставляет ему другое.
-Какое? (Народную Россию).
Верно, пустоте и ничтожеству света противопоставлен народ, простые солдаты, пусть бедные, безграмотные, без красивых манер, но искренне добрые, готовые за Отечество ни минуты не медля отдать жизнь.
Толстому простые солдаты
очень дороги, именно в нем, народе,
он воплощает свои мысли о единстве,
простоте, добре, а значит и величии.
Какую тональность использует Толстой, изображая «светское общество»? (Сатирическую).
- Встает проблема для исследования: как изображен простой народ? В каких сценах изображен простой народ?
(Смотр под Браунау,
переход через Энс,
- А почему в военных сценах?
(По мнению Толстого, народ вершит историю).
VI. Анализ «Смотр под Браунау».
Задание 6. План эпизода.
Задание 7. Художественные приемы.
- Какую особенность вы заметили в изображении народа? (На доске атрибутика времен Отечественнной войны 1812 г.)
Особенности в изображении народа (учащиеся)
А) Народ показан в массовых военных сценах.
Б) Эпизоды, где говорится о народе, похожи на народный эпос.
В) Активно звучит суворовская тема.
- А что такое война? Ваше мнение.
- Как Толстой относится к войне?
Учитель: Да, главные герои проходят испытания войной. Это экстремальная ситуация позволяет выявить сущность человеческой личности: кто есть кто? Это выявление сущности происходит уже в эпизоде Шенграбенского сражения.
- Так что же такое война? Что чувствует человек, когда он становится жертвой?
- Что такое героизм истинный и ложный?
- Попробуем в сцеплении
образов и событий найти ответ,
Задание по группам. (Письменно, 5 минут).
1 группа - написать от
лица простого солдата,
2группа - князь Андрей пишет о Шенграбенском сражении отцу в Лысые Горы. Чтение по одному сочинению.
Вывод: учащиеся.
Толстой показывает, как
велик нравственно простой
- Что ищут все герои романов XIX века? (Смысл жизни).
Учитель: Воплощением толстовских исканий смысла жизни становится Андрей Балконский. За один день Аустерлицкого сражения в нем происходит перелом. Какой? (Именно в этот день - и высший взлет, ему кажется, что он найдет свой Тулон, - и первое глубочайшее разочарование, которое в корне изменит его мировоззрение).
- Как называет Толстой глубочайшие нравственные изменения в душе человека, способность измениться в лучшую сторону? («Диалектикой души»).
- Почему князь Андрей пошел на войну?
VII. Чтение и анализ 3 части главы 12 (конец) « Ночь была туманная...»
Ваше мнение. Беседа с учащимися.
1) Как вы думаете
слава - это и есть то самое
главное, что необходимо
2) Что такое слава?