Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Формы проблемного  урока:

1.Урок сообщения  новых знаний.

Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок решения познавательных задач, лабораторная работа, ученическое теоретическое исследование.

Решает дидактические  задачи: усвоение новых понятий и навыков в самостоятельной поисковой деятельности.

2.Изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов.

Вариант 1. При объяснении нового материала учитель четко формулирует основную мысль, раскрывает суть изучаемой закономерности, а иллюстрирует ее всего двумя-тремя примерами, фактами. Затем предлагает проблемный вопрос, требующий от учащихся умения на основе сознательно полученной информации обнаружить проявление изучаемой закономерности в конкретной ситуации. Решение учащимися проблемы дополняет рассказ учителя и делает урок более содержательным и ярким.

Например: Урок в 11 классе по теме: «Революция и гражданская война в литературе 20-30-х годов». Учитель в ходе обзорной лекции ставит проблемный вопрос: почему в гражданской войне нет ни правых, ни виноватых, нет справедливых и несправедливых. Нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ?

Вариант 2. При изложении нового учебного материала учитель сообщает о той или иной нерешенной научной проблеме или задаче. Затем предлагает вопрос, побуждающий учащихся в ходе поисковой беседы высказать свое мнение о возможных путях решения конкретной проблемы или задачи.

Например: в конце изучения лермонтовской лирики (9кл.) ставится вопрос: «Не отдаляет ли нас романтическая поэзия от реальной действительности?» Или: «Всякий человек сам себя воспитывать должен…»- считает Базаров. Прав ли он? Что это значит? Может ли человек сам себя воспитать? В какой мере зависит от самого человека степень его полезности в обществе, его взаимоотношения с людьми.

Урок решения  познавательных задач

В основе познавательной задачи лежит определенное противоречие между известным знанием и  тем, которое требуется выявить. Каждая область научного знания ставит и решает широкий круг проблем. Проблемы возникают также на основе научного и житейского знания.

Структура: включает условие, в котором сообщаются определенные сведения, и требование – вопрос. Для ответа на поставленный вопрос следует совершить определенные интеллектуальные действия.

По содержанию условий можно выделить следующие типы заданий:

  1. В условии использованы реальные факты общественной жизни прошлого и современности. Например: Б. Пастернак и его роман «Доктор Живаго». Почему с вашей точки зрения, присуждение Б.Пастернаку Нобелевской премии за этот роман было негативно воспринято руководителями страны, давшими импульс оскорбительной для писателя кампании?
  2. Условия сформулированы в виде афористических, нередко спорных высказываний. Например: редактор журнала «Русский вестник» М.Катков увидел в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенева апофеоз Базарова, критик «Современника» М.Антонович расценил роман как «панегирик отцам и обличение детям». Кто из них прав?

Как сделать  урок проблемным?

Важной особенностью подлинно художественных произведений литературы и искусства является то, что в них самих содержатся те или иные проблемы, поставленные автором. Задача учителя заключается в том, чтобы создавать условия, при которых наиболее важные из этих проблем станут проблемными и для учащихся.

Основные требования к проблемизации учебного материала.

Проблемизация – предварительная деятельность учителя по приданию содержанию изучаемых на уроках знаний характеристик проблемности.

Разработка  проблемных вопросов: Проблемный вопрос должен быть:

- сложным, сопряженным  с противоречиями;

- емким, способным  охватить широкий круг вопросов;

- предполагающим научный  спор на базе различных истолкований;

- создающим затруднения,  необходимые для проблемной ситуации.

Перевод проблемного  вопроса в проблемную ситуацию:

- через углубление  проблемного вопроса;

- через поиск разных  граней его решения;

- через сопоставление  разных вариантов ответа.

Формы решения  проблемной ситуации:

- дискуссии;

- научный спор;

- проблемная лекция;

- проблемные задачи  и задания;

- задачи исследовательского  характера;

- документы, тексты, материалы  с проблемной направленностью.

Примеры приемов  создания учителем проблемных ситуаций:

1.Учитель сам  ставит проблему

«В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М.Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги  в повседневном труде? Можно ли назвать подвигом готовность умереть во имя бесчеловечной идеи?

Герои Чернышевского  руководствуются теорией «разумного эгоизма».Что такое эгоизм и альтруизм? Как сочетать личные желания человека со служением общественным идеалам?

2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

При изучении комедии  А.С. Грибоедова «Горе о ума» учитель, знакомя учеников с образом Молчалина, говорит: «Чацкий считает Молчалина  глупцом. По словам В.Г.Белинского, Молчалин умен, как дьявол, когда речь идет о его личных выгодах. Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет?»

З.Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения литературных фактов.

Сравниваться могут  художественные произведения близкие  по теме, по жизненному материалу, в них отраженному, но различные по истолкованию и оценке.

Например: сопоставьте  стихотворения К.Ф.Рылеева «Гражданин»  и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дума». Какие общие мотивы есть в них? Чем можно объяснить разницу  настроения в каждом из этих произведений?

4.Проблемную  ситуацию можно создать, сопоставляя  литературные произведения с  иллюстрациями к нему или иллюстрации  нескольких художников к произведению, или музыкальные произведения, содержащие  разную интерпретацию поэтического  творения, исполнения артистами одной и той же роли и т.п.

Например: сопоставьте Манилова на иллюстрациях П. Боклевского и А.Лаптева. Кто из художников, по - вашему мнению, точнее воспроизводит внешность и характер Манилова?

5.Проблемное  задание, целью которого является  раскрытие идейного содержания.

Например: почему пушкинское стихотворение «Узник» стало песней, очень популярной в народе?

6.Исследовательское  наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия  с целью более глубокого восприятия  картин и характеров, созданных автором.

Например: почему в 3 явлении II действия в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» у городничего много реплик «в сторону», а у Хлестакова их нет?

7.Исследовательское  познание произведения через  нравственную оценку героев, выяснения  авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.

Например: Проблема обновления в повести М.Булгакова «Собачье сердце». Действительно ли жизненный  путь Родиона Раскольникова-это  возвращение к жизни.

8.Проблемные  задания, стимулирующие исследование  языковой ткани произведения в различных аспектах.

Например: сделайте сопоставительный анализ стиля двух отрывков: Чичиков  покидает уездный город (гл.11) и следующее  за тем лирическое отступление «Русь! Русь! Вижу тебя…». Как связаны две  разные стилевые линии в повествовании с идейным содержанием поэмы?

«Активные»  методы обучения и психологические  эффекты на проблемном уроке.

Проблемное обучение требует перенесение акцентов на развитие творческого потенциала учащихся, углубление и развертывание всех их способностей. «Активные методы» - совокупность способов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности и использование таких методов, которые направлены не на сообщение учащимся готовых знаний, а на организацию их для самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности, направленной на решение образовательных проблем. К данным приемам обучения в проблемном уроке могут быть отнесены: «коммуникативная атака», опорные схемы, мозговой штурм, моделирование.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное  мнение. Высказывать его, уметь  аргументировать;

- учиться слышать и  слушать другого человека, уважать  мнение собеседника;

- обогащать свой социальный  опыт путем включения и переживания  тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать  учебный материал, активно и творчески  работать, проявлять свою индивидуальность;

- уметь разрешать конфликты  в повседневной жизни.

Например: «коммуникативная атака» (вызов к проблемному общению). Смысл этого приема  состоит в том, чтобы в начальный период взаимодействия  увлечь, мобилизовать учеников, дать «что-то такое», что заставило бы учеников мгновенно «включиться» в урок. Дейл Карнеги, основоположник американской теории и практики менеджмента, советовал: «Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно. Так поступают в кино и на радио, так почему же вы так не поступаете?»

Основные направления  коммуникативной атаки:

  1. Захватывающий аудиторию факт, вопрос.
  2. Вопрос, близко связанный с личным опытом, недавно пережитым учащимися.
  3. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.
  4. Оригинальное, яркое, необычное начало урока, притягивающее внимание аудитории, своей неожиданностью.

Например: фрагмент видеозаписи  телепрограммы (урок посвящен творчеству А.С. Грибоедова). Телепередача начинается с того, что на экране сверкает огромный бриллиант, а закадровый голос произносит: «Этим алмазом персидский шах расплатился с русским царем за смерть русского писателя Грибоедова, Вазир-Мухтара…».

Или: Пушкин, «Пиковая дама».

Учитель:

- Вы когда-нибудь в  карты играли?

- Еще бы!

Учитель:

- А вот эти три  карты – тройка, семерка, туз  – определили судьбу человека  и стали полноправными «героями»  пушкинского произведения. Впрочем,  главная героиня, кажется, эта  карта: пиковая дама.

Моделирование.

Одним из эффективных  приемов продуктивного обучения является моделирование.

«Что могло  произойти, если бы…»

Для того, чтобы научить  учащихся творчески мыслить, можно  предложить им задания на самостоятельное  моделирование.

- Если бы в годы  Великой Отечественной войны Советский союз не одержал победу над фашистской Германией.

- Если бы Семена  Мармеладова по-настоящему смогла  полюбить и понять Катерина  Ивановна.

- Если бы Тихон Кабанов  и Борис Дикой обладали бы  более сильным характером, как  сложилась бы  судьба Катерины?

Как поступили  бы вы ?

- В разговоре оскорбительно  отозвались о вашей стране, матери, подруге?

Постарайтесь  ответить на знаменитые кантовские вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Учебный мозговой штурм (УМШ)

Основная цель: развитие творческого мышления.

Дидактические ценности УМШ:

- это активная форма  работы, хорошее дополнение и  противовес репродуктивным формам  учебы;

- учащиеся тренируют  умение кратко и четко выражать  свои мысли;

- участники штурма  учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддерживать  трудного ученика, обратив внимание  на его идею;

- наработанные решения  часто дают новые подходы к изучению темы.

Технология  УМШ (кратко)

Обычно штурм проводится в группах численность 7-9 учащихся.

До штурма:

  1. Группу перед штурмом инструктируют. Основное правило на первом этапе – Никакой критики!
  2. Проводится первичное обсуждение и уточнение условий задачи.
  3. Учитель определяет время (до 20 минут)

Первый этап. Создание банка идей.

Цель – наработать как можно больше возможных решений.

Второй этап. Анализ идей.

Цель – рассмотреть  каждую идею и в каждой идее найти  что-то полезное, рациональное, возможно усовершенствовать.

Третий этап. Обработка результатов.

Цель – отобрать от 2 до 5 самых интересных решений и  назначить спикера, который расскажет  о них классу и учителю.

Как выбрать  задачу для УМШ?

Мозговой штурм пройдет  гарантированно интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Например:

  1. Предложите идею создания оригинального памятника Мцыри. (Обсуждение идей позволит еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни)
  2. Создать проект помощи семье Мармеладова (со стороны государства, Раскольникова, самого Мармеладова)

 

Итак, технология проблемного обучения сводится к следующей схеме:

 

 

 


—                   


учитель


                                 ‚

Информация о работе Технология проблемного обучения