Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа
Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.
- В чем особенность стилистического построения 2 строфы?
- Внешний смысл можно свести к короткой фразе-«все прошли». Начинается фраза торжественно: «вкусили смерть…», переходя к почти ироническому перечислению будничных, сниженных образов – «сплетниц старух», «солдат»- и Ахматова пригвождает их обобщающим словом – все. Заканчивается стихотворение величественно.
? Как лексически можно подтвердить эти наблюдения
-От намеренного книжного
– к сниженным, затем
А затем к возвышенным (священные розы)
? В чем особенность синтаксического построения 2-ой строфы?
- Вторая строфа -8строк- это одно большое предложение. Длинный перечень однородных подлежащих констатирует с убийственно кратким – «все прошли».
- Не зря Чуковский говорил о «непростой простоте» А.Ахматовой.
? – Какие
«философские величины»
- Вечен Бог, его заповеди, его жертва; все люди – пришли, прошли и ушли, добрые, злые, смешные, власть имеющие и неимеющие - все.
Чтобы подчеркнуть сущность, бессмысленность властных устремлений Ахматова допускает фактическую неточность: о Милате.
?- Сравните 1 и 2-ю строфу. Кто из героев 1-ой не присутствует во 2-ой?
Лирический герой, второе «я» поэта.
? Проследите, подтверждается ли наш вывод сделанный о 2-ой строфе в 3-й? Во первых 2-х строках – 4 простых (3 из них нераспр.предл.), Чуковский имел в виду именно это, что написала она «осторожно, скучно, медлительно взвешивая каждое слово». В них как раз и сформулирован вывод, подтверждающий наши мысли к смерти все готово. Но затем совершенно неожиданно появляются два объекта, претендующие на бессмертие – печаль и «царственное слово». 1и3 зеркальны: в 1-ой строфе Бог и сердце поэта в 3-й Бог и слово поэта.
Проведите параллель близка здесь Ахматова к пушкинскому пониманию роли поэта и поэзии: Поэт обязан выражать Божьи истины, учить переосмысленному Божью слову. В награду за выполнение долга бог дарует поэту царственное Слово.
- Как подтверждается эта мысль на морфологическом уровне?
- Всё людское, суетное,
материальное выражено
- процесс разрушения идет. В материальном нет ничего неподвластного смерти. Для обозначения вечного, вневременного используется прилагательные в превосходящей степени (как постоянный признак)- «всего прочнее», «долговечней».
- После глубочайшего исследования стихотворения на лингвистическом уровне, определите его основную мысль?
(все проходит, все
разрушается, как живое, так
и неживое.) Вечен только Бог,
его нравственные заповеди и
талантливое, «царственное
? Ответ на проблемный вопрос.
Смысл жизни поэта состоит в служении людям, добру, божьим истинам. Так считала Ахматова и всю свою жизнь следовала этому. Философский итог жизни поэта Ахматовы видит в том, чтобы поэт стал голосом своего народа, отражением народной души, эпохи, пусть и трагической. Предназначение поэта очень высокое, уже от одного того, что он помогает людям понять себя, свою душу и просто ощутить себя человеком, думающим и живым и т.д.
Учитель:
А теперь, постарайтесь в точной арифметической форме сформулировать основную мысль этого стихотворения, не прибегая к цитатам А. Ахматовой.
- Возьмите поэтические строки у других поэтов для подтверждения мысли.
Лермонтов:
Боюсь не смерти я, о нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.
Так каково поэтическое кредо Ахматовой;
Я была тогда с моим народом,
Там где мой народ, к несчастью был- может с гордостью сказать А. Ахматова.
6. Слово поэта должно быть вещим.
7. Слово поэта должно быть именно «царственным». «Царственность» в поэзии - высшая мера благородства, ума и любви ко всему живому.
-Все согласны с выводами? С определением поэтического кредо Ахматовой.
Учитель:
-Продолжая мысль о высоком «царственном» предназначении поэта и его Слова. Давайте обратимся к циклу «Тайны ремесла » и выясним, каковы творческие взгляды и поэтические принципы Ахматовой.
- Выпишите цитаты из стихотворений для подтверждения своих мыслей:
1. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда».
2. «Жестче, чем лихорадка оттреплет и опять весь год ни гу-гу».
3. «Чтоб быть современнику ясным / Весь настежь распахнут поэт».
4. «А каждый читатель как тайна / Как в землю закопанный клад».
5. «Я научила женщин говорить…»
6. «Многое еще, наверно, хочет быть воспетой голосом моим.»
7. Но в мире нет власти грозней и страшней, чем вещее слово поэта.
«Подарок» от группы.
Задание:
«Музей А.Ахматовой»
3 и 4 гр. «Подарок»
Обобщение
Д/З сочинение «Портрет Ахматовой»
Тема: Спор о принципах (по роману Тургенева «Отцы и дети»).
Цель:
1. Образовательная: рассмотреть развитие социального и философского конфликта, противоборство барской и демократической России, раскрыть внутренний мир противоборствующих сторон через творчество учащихся.
2. Развивающая: развить навыки вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову; развить ассоциативно-образное мышление, умение творчески и нестандартнр мыслить, иметь свою точку зрения.
3. Воспитательная: Воспитывать уважение к старшим, несмотря на глубокие противоречия, следовать заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою». Научить уважать чужое мнение.
Структура урока: групповая, поисковая деятельность учащихся, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание текста и глубину восприятия.
Частично-поисковый метод с постановкой проблемных вопросов.
Знать: содержание текста.
Уметь:
1) выразительно читать;
2) работать с текстом;
3) анализировать чувства и поступки героев;
4) давать развернутый устный ответ на вопрос;
5) воспитывать и сохранять в себе человека.
I. Вступительное слово учителя.
Уж много лет без утомленья
Ведут войну два поколенья,
Кровавую войну:
И в наши дни «отцы» и «дети»,
Разят друг друга те и эти
Как прежде в старину...
Кто устоял в неравном споре?
Которое ж из двух?
Кто победил? Кто лучших правил?
Кто уважать себя заставил?
Да, это вечные вопросы, которые стояли и будут стоять, пока «вертится мир земной», потому что жизнь - это движение, и движение обязательно вперед. Так пройдем же вместе с Тургеневым по дороге философских раздумий о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового. Постараемся понять, в чем суть конфликта, изображенного в романе «Отцы и дети», почему он возник и как разрешился. А также исследуем внутренний мир героев романа, следуя мудрой мысли Белинского, что «внутренний мир души человека - великий мир».
Форма работы на уроке будет групповая, коль нам придется сегодня решать сложнейшие вопросы, поставленные эпохой XIX века, выявлять противоречия и высказывать свое мнение.
Предлагается задания трем группам:
1 группа «Адвокаты отцов».
2 группа «Адвокаты детей».
3 группа «Присяжные заседатели».
- А почему так разделился класс, потому что к присяжным заседателям молодое поколение 60-х XIX века принесло в суд иск, который они же подали на старшее поколение, так как молодежь 60-х считает, что их «отцы» должны дать в суде ответ на ряд вопросов, их волнующих.
- «Присяжные заседатели», зачитайте иск. (зачитывают исковое заявление).
- И вот перед нами сама собой возникла проблема, которую в ходе урока мы должны решить:
Как
и почему у таких милых, добрых,
благополучных отцов вышли
Группы получили опережающее задание:
1. Выбрать эпиграф для своей группы, который станет их девизом и объяснить почему выбрали именно его.
2. Создать визитную карточку поколения 60-х гг. XIX века.
Представление групп (эпиграф на доске).
Учитель: Скажите, а каково произведение «Отцы и дети» по жанру? (Социалъно-философский, полемический роман). Значит, какого характера будут подниматься проблемы?
- А каким образом или при помощи чего они будут решаться? (Диалоги, споры, полемика).
- А что означает полемический? От какого слова оно произошло? Полемика - спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов.
- А для чего нужен спор вообще? Почему свой роман Тургенев сделал полемическим? (В спорах рождается истина, а истина - это высшая правда, к которой должны стремиться все люди, чтобы жить по законам правды и моральной чистоты).
- А почему человек должен жить по законам правды? Ваше мнение (высказываются ученики).
Перед группами стоит нелегкая задача: Исследовать:
1. По каким законам жили люди 60-х гг. XIX века?
2. К какой правде они стремились?
3. Над какими вопросами
мучались и спорили, чтобы
Гельвеций сказал, что «истина замечается и порождается только при брожении противоположных мнений».
- А сейчас групам
адвокатов противоборствующих
ТСО - Но давайте дадим ненадолго слово нашим истцам и ответчикам, виновникам сегодняшнего нашего спора.
(Включается запись) - 2 мин. (запись спектакля, 10 глю ром. «Отцы и дети»).
Наша задача - установить истину, у каждого она своя.
II. «Спор - диалог». (А присяжные заседатели получают задание составить сложный план к теме «Идеологическая «дуэль» двух поколений»).
Задание: адвокатам, используя 10 гл., установить свою мировоззренческую позицию и отразить ее, превратив в логическую схему в тетради и на доске. (Ведь в споре заключается идея романа).
1. Аристократизм.
Начинают «дети» с «зацепки», приводящей к конфликту.
«Дрянь аристократишко» - дети
Отцы – «Почему по вашим понятиям слова «дрянь» и «аристократишко» одно и тоже означают?» и затем аналитические выводы
«Дети»- «Мы считаем, что
аристократизм бесполезный
Запись маркером в логическую схему. (на доске ватман) мнение группы.
2. Нигилизм.
«Зацепка» - «отцы»: «В силу чего вы действуете? Какие у вас принципы?»
«Дети» -« Мы действуем обдуманно, исходя»...
Аналитические выводы.
Учитель: вопрос к «отцам»: какие недостатки вы видите в революционности Базарова?
(Строить на разрушенном месте он не считает своим делом. Нет положительной программы. П.П. страшно представить разрушение всего).
III. О русском народе.
«.Зацепка» - «отцы» - «Я не хочу верить господа».
Аналитические выводы.
(текст).
IV.О6 искусстве и природе.
Группа «Присяжных заседателей».
Мы внимательно слушали ваш спор и пришли к выводу в виде следующего сложного плана (зачитывают).
- Связь с современностью.
Учитель: Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов» и «детей» в романе - это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующими эпохами. Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни, о вечной борьбе «отцов» и «детей» волнуют и нас с вами.
- Интересно, как же думает молодежь начала XXI века? Волнуют ли вас взаимоотношения с вашими родителями, дедушками, бабушками? Как?
- Ваше мнение.
Вывод: Давайте мы с вами, как и И.С. Тургенев, будем видеть в этой философской
проблеме идеальную гармонию бытия. По доброму, с пониманием относится к родителям, «чтить отца своего и матерь свою» и решать все противоречия всегда помня:
Да, молодость крылата и задорна
Да, зрелости под силу все дела,
Но мудрых мыслей золотые зерна