Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

- В чем особенность  стилистического построения 2 строфы?

- Внешний смысл можно  свести к короткой фразе-«все прошли». Начинается фраза торжественно: «вкусили смерть…», переходя к почти ироническому перечислению будничных, сниженных образов – «сплетниц старух», «солдат»- и Ахматова пригвождает их обобщающим словом – все. Заканчивается стихотворение величественно.

? Как лексически  можно подтвердить эти наблюдения

-От намеренного книжного  – к сниженным, затем нейтральным. (арка, утес, море)

А затем к возвышенным (священные розы)

? В чем особенность  синтаксического построения 2-ой  строфы?

- Вторая строфа -8строк-  это одно большое предложение. Длинный перечень однородных подлежащих констатирует с убийственно кратким – «все прошли».

- Не зря  Чуковский  говорил о «непростой простоте» А.Ахматовой.

? – Какие  «философские величины» помогут  нам обеспечить главную мысль  2-ой строфы? 

- Вечен Бог, его заповеди, его жертва; все люди – пришли, прошли и ушли, добрые, злые, смешные, власть имеющие и неимеющие - все.

Чтобы подчеркнуть сущность, бессмысленность властных устремлений  Ахматова допускает фактическую  неточность: о Милате.

?- Сравните 1 и  2-ю строфу. Кто из героев 1-ой не присутствует во 2-ой?

Лирический герой, второе «я» поэта.

? Проследите, подтверждается ли наш вывод  сделанный о 2-ой строфе в  3-й? Во первых 2-х строках –  4 простых  (3 из них нераспр.предл.), Чуковский имел в виду именно это, что написала она «осторожно, скучно, медлительно взвешивая каждое слово». В них как раз и сформулирован вывод, подтверждающий наши мысли к смерти все готово. Но затем совершенно неожиданно появляются два объекта, претендующие на бессмертие – печаль и «царственное слово». 1и3 зеркальны: в 1-ой строфе Бог и сердце поэта в 3-й Бог и слово поэта.

Проведите параллель близка здесь Ахматова к пушкинскому пониманию роли поэта и поэзии: Поэт обязан выражать Божьи истины, учить переосмысленному Божью слову. В награду за выполнение долга бог дарует поэту царственное Слово.

- Как подтверждается  эта мысль на морфологическом  уровне?

- Всё людское, суетное,  материальное выражено глаголами  в настоящем времени –«ржавеет»

- процесс разрушения  идет. В материальном нет ничего неподвластного смерти. Для обозначения вечного, вневременного используется прилагательные в превосходящей степени (как постоянный признак)- «всего прочнее», «долговечней».

- После глубочайшего  исследования стихотворения на  лингвистическом уровне, определите его основную мысль?

(все проходит, все  разрушается, как живое, так  и неживое.) Вечен только Бог,  его нравственные заповеди и  талантливое, «царственное слово  поэта, которое живет в веках.  По мнению Ахматовой и мы  к нему присоединены.- вечно духовное, нравственное, которое ведет людей по пути добра, света, справедливости. Все остальное уходит в забвение.   Мы люди, должны стремиться именно к духовности. Ко всему в жизни подходить с позиции библейских заповедей: не убий, не укради, не пожелай…

? Ответ на  проблемный вопрос.

Смысл жизни поэта  состоит в служении людям, добру, божьим истинам. Так считала Ахматова и всю свою жизнь следовала  этому. Философский итог жизни поэта  Ахматовы видит в том, чтобы поэт стал голосом своего народа, отражением народной души, эпохи, пусть и трагической. Предназначение поэта очень высокое, уже от одного того, что он помогает  людям понять себя, свою душу и просто ощутить себя человеком, думающим и живым и т.д.

Учитель:

А теперь, постарайтесь в точной арифметической форме сформулировать основную мысль этого стихотворения, не прибегая к цитатам А. Ахматовой.

- Возьмите поэтические  строки у других поэтов для  подтверждения мысли.

Лермонтов:

Боюсь не смерти я, о нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда-нибудь увидел свет.    

Так каково поэтическое  кредо Ахматовой;

  1. Помочь понять человеку себя, свою душу, научить красиво любить и понимать.
  2. Во все времена и во всех трудностях быть вместе со своим народом.
  3. Поэт должен стать «голосом и отражением народной души, народной жизни». «Я голос ваш, жар вашего дыханья. Ведь все равно я с вами до конца».
  4. Облагораживать людей, нести переосмысленное Божье слово людям, учить жить по библейским заповедям:…
  5. В трагическое время уметь говорить от имени всего народа и страны:

  Я была тогда с моим народом,

Там где мой народ, к несчастью был- может с гордостью  сказать А. Ахматова.

6. Слово поэта должно быть вещим.

7. Слово поэта должно быть именно «царственным». «Царственность» в поэзии -  высшая мера благородства, ума и любви ко всему живому.

-Все согласны с выводами? С определением поэтического кредо Ахматовой.

Учитель:

-Продолжая  мысль о высоком «царственном» предназначении поэта и  его Слова. Давайте обратимся к циклу «Тайны ремесла » и выясним, каковы творческие взгляды и поэтические принципы Ахматовой.

- Выпишите  цитаты из стихотворений для  подтверждения  своих мыслей:

1. «Когда б вы знали,  из какого сора растут стихи,  не ведая стыда».

2. «Жестче, чем лихорадка  оттреплет и опять весь год  ни гу-гу».

3. «Чтоб быть современнику  ясным / Весь настежь распахнут поэт».

4. «А каждый читатель  как тайна /  Как в землю  закопанный клад».

5. «Я научила женщин  говорить…»

6. «Многое еще, наверно,  хочет  быть воспетой голосом  моим.»

7. Но в мире нет  власти грозней и страшней, чем  вещее слово поэта.

«Подарок» от группы.

Задание:

  1. «Подарок» - чтение Цветаевой «О муза плача, прекраснейшая из муз».
  2. «Подарок» - мир А. Ахматовой через предметы. Важное в стихах – художественная  деталь.

«Музей А.Ахматовой»

3 и 4 гр. «Подарок»

 

Обобщение

Д/З сочинение  «Портрет Ахматовой»

Тема: Спор о  принципах (по роману Тургенева «Отцы  и дети»).

Цель:

1. Образовательная: рассмотреть развитие социального и философского конфликта, противоборство барской и демократической России, раскрыть внутренний мир противоборствующих сторон через творчество учащихся.

2. Развивающая: развить навыки вдумчивого чтения, внимательного и бережного отношения к художественному слову; развить ассоциативно-образное мышление, умение творчески и нестандартнр мыслить, иметь свою точку зрения.

3. Воспитательная: Воспитывать уважение к старшим, несмотря на глубокие противоречия, следовать заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою». Научить уважать чужое мнение.

Структура урока: групповая, поисковая деятельность учащихся, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание текста и глубину восприятия.

Частично-поисковый  метод с постановкой проблемных вопросов.

Знать: содержание текста.

Уметь:

1) выразительно читать;

2) работать с текстом;

3) анализировать чувства  и поступки героев;

4) давать развернутый устный ответ на вопрос;

5) воспитывать и сохранять  в себе человека.

I. Вступительное слово учителя.

Уж много лет без  утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну:

И в наши дни «отцы» и «дети»,

Разят друг друга те и  эти

Как прежде в старину...

Кто устоял в неравном споре?

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил?

 

Да, это вечные вопросы, которые стояли и будут стоять, пока «вертится мир земной», потому что жизнь - это движение, и движение обязательно вперед. Так пройдем же вместе с Тургеневым по дороге философских раздумий о смене поколений, о вечном движении жизни и вечной борьбе старого и нового. Постараемся понять, в чем суть конфликта, изображенного в романе «Отцы и дети», почему он возник и как разрешился. А также исследуем внутренний мир героев романа, следуя мудрой мысли Белинского, что «внутренний мир души человека - великий мир».

Форма работы на уроке  будет групповая, коль нам придется сегодня решать сложнейшие вопросы, поставленные эпохой XIX века, выявлять противоречия и высказывать свое мнение.

Предлагается задания  трем группам:

1 группа «Адвокаты  отцов».

2 группа «Адвокаты  детей».

3 группа «Присяжные заседатели».

- А почему так разделился  класс, потому что к присяжным  заседателям молодое поколение 60-х XIX века принесло в суд иск, который они же подали на старшее поколение, так как молодежь 60-х считает, что их «отцы» должны дать в суде ответ на ряд вопросов, их волнующих.

- «Присяжные заседатели»,  зачитайте иск. (зачитывают исковое  заявление).

- И вот перед нами  сама собой возникла проблема, которую в ходе урока мы  должны решить:

Как и почему у таких милых, добрых, благополучных отцов вышли такие  угловатые, резкие, все осуждающие, ничему не верящие дети?

Группы получили опережающее  задание:

1. Выбрать эпиграф  для своей группы, который станет  их девизом и объяснить почему  выбрали именно его.

2. Создать визитную  карточку поколения 60-х гг. XIX века.

Представление групп (эпиграф  на доске).

Учитель: Скажите, а каково произведение «Отцы и дети» по жанру? (Социалъно-философский, полемический роман). Значит, какого характера будут подниматься проблемы?

- А каким образом  или при помощи чего они  будут решаться? (Диалоги, споры,  полемика).

- А что означает полемический? От какого слова оно произошло? Полемика - спор при обсуждении, выяснении каких-нибудь проблем, вопросов.

- А для чего нужен  спор вообще? Почему свой роман  Тургенев сделал полемическим? (В  спорах рождается истина, а истина - это высшая правда, к которой должны стремиться все люди, чтобы жить по законам правды и моральной чистоты).

- А почему человек  должен жить по законам правды? Ваше мнение (высказываются ученики).

Перед группами стоит  нелегкая задача: Исследовать:

1. По каким законам жили люди 60-х гг. XIX века?

2. К какой правде  они стремились?

3. Над какими вопросами  мучались и спорили, чтобы найти  ее эту святую истину, мерило  всех мерил.

Гельвеций сказал, что  «истина замечается и порождается  только при брожении противоположных  мнений».

- А сейчас групам  адвокатов противоборствующих сторон  предстоит высказать свое мнение, может быть даже спорное.

ТСО - Но давайте дадим ненадолго слово нашим истцам и ответчикам, виновникам сегодняшнего нашего спора.

(Включается запись) - 2 мин. (запись спектакля, 10 глю ром. «Отцы и дети»).

Наша задача - установить истину, у каждого она своя.

II. «Спор - диалог». (А присяжные заседатели получают задание составить сложный план к теме «Идеологическая «дуэль» двух поколений»).

Задание: адвокатам, используя 10 гл., установить свою мировоззренческую позицию и отразить ее, превратив в логическую схему в тетради и на доске. (Ведь в споре заключается идея романа).

1. Аристократизм.

Начинают «дети» с «зацепки», приводящей к конфликту.

«Дрянь аристократишко» - дети

Отцы – «Почему  по вашим понятиям слова «дрянь»  и «аристократишко» одно и тоже означают?»  и затем аналитические выводы

«Дети»- «Мы считаем, что  аристократизм бесполезный принцип…»

Запись маркером в  логическую схему. (на доске ватман)  мнение группы.

2. Нигилизм.

«Зацепка» - «отцы»: «В силу чего вы действуете? Какие у вас принципы?»

«Дети» -« Мы действуем обдуманно, исходя»...

Аналитические выводы.

Учитель: вопрос к «отцам»: какие недостатки вы видите в революционности  Базарова?

(Строить на разрушенном  месте он не считает своим делом. Нет положительной программы. П.П. страшно представить разрушение всего).

III.    О русском народе.

«.Зацепка» - «отцы» - «Я не хочу верить господа».

Аналитические выводы.

(текст).

IV.О6 искусстве и природе.

Группа «Присяжных заседателей».

Мы внимательно слушали  ваш спор и пришли к выводу в  виде следующего сложного плана (зачитывают).

-  Связь с современностью.

Учитель: Стало уже аксиомой положение о том, что борьба «отцов» и «детей» в романе - это борьба различных идеологий, рожденных новой и предшествующими эпохами. Философские раздумья о смене поколений, о вечном движении жизни, о вечной борьбе «отцов» и «детей» волнуют и нас с вами.

- Интересно, как же  думает молодежь начала XXI века? Волнуют ли вас взаимоотношения с вашими родителями, дедушками, бабушками? Как?

- Ваше мнение.

Вывод: Давайте мы с вами, как и И.С. Тургенев, будем видеть в этой философской

проблеме идеальную гармонию бытия. По доброму, с пониманием относится к родителям, «чтить отца своего и матерь свою» и решать все противоречия всегда помня:

Да, молодость крылата  и задорна

Да, зрелости под силу все дела,

Но мудрых мыслей золотые  зерна

Информация о работе Технология проблемного обучения