Технология проблемного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Республика Казахстан – мирное, открытое для всех людей доброй воли государство, равноправный партнер мирового сообщества. Реформы, проводимые независимым Казахстаном, в первую очередь направлены на формирование основ рыночного хозяйства, демократизацию общественной жизни. Залогом успешного развития страны в современных условиях будет воспитание гармонически развитого подрастающего поколения, способного успешно жить и трудиться в рыночной экономике, уметь создавать материальные и духовные блага, быть патриотом своей родины и законопослушным гражданином. Задачей средней школы нашей республики становится воспитание личности, востребуемой рынком.

Файлы: 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                           Ученик

 

Приложение

 

 

Памятка по организации проблемного обучения

Технология проблемного  обучения – это такая организация  учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций и организацию самостоятельной активной деятельности учащихся по их разрешению.

Проблемная ситуация – основа проблемного обучения. Это разрыв или рассогласование  между целями и возможностями  субъекта.

Условия для создания проблемной ситуации:

  1. Субъективное понимание целей, отношение к объекту изучения.
  2. Видение неопределённости, существующей в явном или скрытом виде, в ситуации имеющегося разрыва между тем, что известно, и тем, что неизвестно.

Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировке учебной проблемы.

Моделирование учебной  проблемы связано с рядом предварительных  действий:

* педагогической разработкой  конкретной задачи обучения и  воспитания;

* анализом содержания  учебного материала;

* анализом подготовленности учеников и определением уровня их операционных знаний, умений и навыков, а также их психологической готовности;

* установлением соответствия  между уровнем сложности учебной  проблемы и подготовленности  учеников к её решению.

Непосредственные  действия учителя по организации

Проблемного обучения.

1. Формирует проблему  в виде вопросов или задания.

2. Проектирует педагогическое  управление решением учебной  проблемы со стороны учащихся, для чего разрабатывает методику  руководства учебными действиями, составляет инструктивную часть задания.

3. Создаёт методический  аппарат по корректировке ошибок, которые могут быть допущены.

4. Составляет систему  дополнительных заданий и вопросов  для выявления неправильных действий.

5. Определяет способы  методической подсказки и педагогической  помощи.

6. Организует самоконтроль  за выполнением работы посредством  серии контролирующих вопросов  и заданий.

7. Проверяет выполнение  работы, вводит в учебно-педагогический  процесс дискуссию по результатам работы.

8. Итоги самостоятельной  работы включает в изучение  новой проблемы.

 

Проблемный вопрос –  импульс к созданию проблемной ситуации, но ранг проблемного получают только те вопросы, которые предполагают выполнение ряда действий, свойственных исследовательской процедуре.

 

 

 

 

Приложение

Шевцова С.Н.

 

 

Тема: «Я – отраженье  вашего лица…»

(урок – исследование  художественного мира А. Ахматовой)

Цель:

Обучающая:

продолжить знакомство с лирикой А. Ахматовой, её тематикой, проблематикой; выявить черты поэтической индивидуальности, расширить представление о лирической героине и художественной своеобразной поэзии.

 

Развивающая:

развивать ЗУН анализа  лирического произведения; выразительное  чтение, умение обобщать, делать выводы, ассоциировать, проводить параллели, давать развернутый монологический ответ.

 

Воспитывающая:

интерес к поэзии А.Ахматовой  учится на примере её лирической внимательности к внутреннему миру, любви к  род.

 

На доске: !!! знать, уметь!!! и оформление, магнит.

Структура урока:

групповая поисковая деятельность, основанная на разнообразных заданиях творческого характера, выявляющих понимание лирического текста и глубину восприятия.

 

Метод:

 

частично – поисковый  с постановкой проблемных вопросов.

 

Учитель:

 

- Ребята, вы уже выпускники. У вас богатейший ученический опыт, потому что  вы уже посетили за 11 лет не одну сотню уроков.

- Предлагаю вам самим  определить задачи урока. Пожалуйста.

 

Задачи:

 

  1. Разгадать секреты поэтического мастерства А. Ахматовой;
  2. Проникнуть в мастерскую стиха поэтесс, осознать её пророческий дар, предощущение будущей трагедии:

От странной лирики, где  каждый шаг – секрет,

Где пропасти налево и  направо,

Где под ногой, как  лист увядший, слава,

По – видимому мне  спасенья нет.

 

  1. Познать законы и своеобразия поэтического мира А. Ахматовой.
  2. Определить образ лирической героини.

Ход урока.

Синтез -

(соединение, сочетание)

Лирика А. Ахматовой  – это синтез женственности и  мужественности,  тонкого чувства  и глубокой мысли, эмоциональной  выразительности и редкой для  лирики изобразительности.

В. Стасов


 

- Как вы понимаете  эпиграф? Ваше мнение?

- А какой эпиграф  вы бы подобрали к теме нашего  урока, который бы характеризовал  богатый художественный мир поэтессы?

- Пожалуйста! Обоснуйте  ваш выбор.

1. «Ахматова захватила,  чуть ли не всю сферу женских переживаний, каждой современной поэтессе, чтобы найти себя, надо пройти через её творчество»

Н. Гумилев

2. «О муза плача,  прекраснейшая из муз»

М. Цветаева

3. «Поэзия Ахматовой  – это целая книга женской  души»

Коллонтай

Обоснуйте ваш выбор.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы откроем для  себя художественный мир А. Ахматовой. Посмотрим, а как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? С красоты, не увиденной другими? С радостного удивления перед  открытием неведомого и чудесного? С душевной ранимости и сострадания ко всем горестям и «слезам людским»? С души, распахнутой навстречу всем «впечатлениям бытия»? Кто знает? Но без умения видеть мир по-своему, без способности сопереживать, без впечатлительности и искренности нет поэта. А каким видела мир поэтесса А. Ахматова? Каковы законы его художественного мира? Как удалось этой хрупкой, утонченной женщине являться отражением целой эпохи и стать некоронованной  королевой поэзии – «Златоустой Анной Всея Руси»?

- Какое задание было дано на дом?

1) Разделиться на группы  и каждой группе представить  поэтессу программным с точки  зрения всей группы стихотворением, своеобразным литературным памятником, выражающим сокровенный смысл  творчества, проанализировать, обосновать  свой выбор. Стихотворение – квинтэссенция.

2) Выписать выдержки  из работ исследователей творчества  Ахматовой,.

3) Приготовить каждой  группе «подарок».

 

- Метод нашей работы  групповой, исследовательский. Поэтому  у нас на уроке сегодня будет  много ассоциативных связей, сопоставлений, отступлений. Не бойтесь параллелей, духовных озарений, творчества.

- Приступайте  (5 минут)

- Ответ  – 8 минут.    Проблемный вопрос № 1

Звучит: Е. Дога «Портрет» - МУЗЫКА!!

 

I группа «Любовная лирика»

Чтец: «Песня последней встречи»

 

II группа «Философская лирика»

Чтец: «Я научилась просто, мудро жить»

 

III группа «Тема поэта и поэзии»

Чтец: «Творчество», «Мне не к чему одич. расти»

 

IV группа. «Гражданская лирика»

Чтец: «Молитва», «Не с теми я, кто бросил землю», «Многим»

 

 

Учитель:

- Раз мы сегодня  выступаем в качестве исследователей  поэзии А. Ахматовой, то непременно  должны поставить перед исследованием  проблему, которую должны будем  решить в ходе нашей работы.

 

Проблемный  вопрос № 1. (на доске)

Как и каким образом, поэзия А. Ахматовой раскрывает вечные проблемы человеческого бытия, мир человеческих чувств и переживаний.

- При выступлении, каждая группа дает  ответ, на проблемный вопрос.

 

5 минут подготовка  под музыку. Е. Дога «Портрет»

Начало выступления

Учитель:

- Так в чем же сила ахматовской поэзии? В пронзительной искренности чувства, в постановке острейших социальных и философских проблем, в необычайной женской лиричности и поэтичности или в чем–то другом? Попытаемся разобраться!!

- Итак, пожалуйста, кто будет начинать выступление.

8 минут и ответ на проблемный вопрос.

II. Исполнение романса под гитару «Летний сад»

Учитель:

- Она сначала обожжет,

Как ветерок студеный,

А после в сердце упадет

Одной слезой соленой… - писала

А. Ахматова о песнях, которые помогали ей выжить в трудную минуту: - Музыка и песня всегда были с ней рядом:

В ней что-то чудотворное  горит…

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти  бояться – с горечью признавалась читателям А. Ахматова. Только музыка – друг. Трагично и красиво.

- Сейчас мы  услышали великолепное исполнение романса на стихи Ахматовой «Летний сад».

- Прошу, маэстро. 

 

Учитель:

- Так в чем же  сила и своеобразие ахматовской  поэзии. Заглянем в её творческую  лабораторию, познакомимся и посмотрим,  с помощью каких поэтических  приемов удалось Ахматовой создать необыкновенно утонченные, проникновенные, а порой очень пронзительные стихи, в которых она ещё и к тому же впервые раскрыла мир женской души.

- Дайте связанный ответ,  в котором бы приоткрылись  «тайны поэтического ремесла»  А. Ахматовой.

- Ответ будет общим итогом группового исследования художественного мира А. Ахматовой.

Учитель: все основные темы  творчества А. Ахматовой были выявлены: любовная, философская, тема поэта и поэзии. Итак, задачей следующего этапа нашего урока будет корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта. Поэтому мы вновь у истоков её творчества.

Учитель:

- На дом вам было  задано: выписать из работ исследователей  – литературоведов выдержки о  своеобразии творчества А. Ахматовой, которые станут органичным дополнением к ответу.

1. Чтение выдержек о своеобразии поэтического мастерства Ахматовой.

Вывод: поэзия А. Ахматовой реалистична, метка и живописна. Писала она «взвешивая каждое слово, добиваясь «непростой простоты», которая доступна лишь большим мастерам». В её поэзии сильна художественная деталь и психологизм. Лирика всегда сюжетна, в ней сочетается предметность с лиризмом, высокий вкус с божественностью сострадания.

Учитель: никому не дано сказать о поэте больше, нежели он делает это сам в своих стихах. Поэт всегда больше своей биографии, потому что он – целый самостоятельный мир, счастье и трагедии, гармонии и разлады которого будет доходить к потомкам и спустя десятилетия, века, как доходит к нам из глубин бездонной вселенной свет давно погибших звезд. И только судьба, только она одна – больше поэта, потому что может быть посмертной. Особенно если при жизни не была исчерпана даже наполовину.

Не минула сил горькая  чаша и А. Ахматову. Но она успела сказать свое «последнее слово», оставить миру свое поэтическое завещание, свое поэтическое кредо.

Цель следующего задания:

С помощью аналитического чтения проникнуть в суть поэтического завещания, сформулировать её поэтическое кредо.

Учитель:

Предметом нашего дальнейшего  исследования будет стихотворение, написанное предположительно в 1945г. У него нет названия.

- Ребята провели  поиски и приготовили историю  создания этого стихотворения.

- Запишите, на ваш взгляд  самую важную информацию о  стихотворении.

(…она придавала этому  стихотворению исключительное значение в качестве «последнего слова», философского вывода ее поэтики)

-Учитель:

- Сейчас  вы услышите  то самое стихотворении, которое  стало поэтическим кредо поэта.

Задание:

- Слушая чтение, выпишите  слова, которые вам кажутся  особенно значимыми.

- Теперь прочитайте  самостоятельно.

- Возможно, словесный  ряд значимых слов у вас  пополнится.

 

Проблемный вопрос №2

В чем, по мнению Ахматовой, состоит смысл жизни  поэта и каков ее философский  итог.

- В конце  задания мы должны будем разрешить эту проблему.

? –Какие слова  вы выписали?

Люди, Бог, убит, орудие пытки, смерть, прошли, ржавеет, истлевает, печаль, слово.

? А если  из этих выписанных, значимых  слов отобрать цепочки значения  таким образом, чтобы обозначить  конфликт, какие слова вы оставите?

Люди-Бог; истлевает –  всего прочнее.

? Можно ли  расширить эти цепочки значений?

Бог (он прямо не назван, а через косвенные ссылки) един, а противников его- людей- много: «свидетели Христовы», «сплетницы-старухи», «солдаты», прокуратор Рима.

? Как синтаксически подчеркивается  «неназывание» Бога, его имени –Иисус Христос?

(обилием однородных  придаточных- их 3, при отсутствии  главного. В прозаической речи  – речевая ошибка, а в поэтической  – это особый  прием – сознательный обрыв мысли, заставляет читателя додумывать, догадываться о том, какая же мысль отсутствует).

? А какая  мысль отсутствует?

Бог – Спаситель людей, тот кто своими страданиями и  смертью искупил все грехи  мира. Видимо, эта истина очевидна для  всех, просто не нуждается быть произнесенной  вслух. Это не умоляет величие Бога, но усиливает вину людей.

- Что или  кто противостоит вине множества  людей?

Слово и сердце поэта  согревает своей теплотой прежде «орудие пытки», а теперь символ веры - крест.

Конфликт 1 строфы: Бог, слово  и сердце поэта – люди и их слово.

- Вспомните, слова  Гинзбург о «динамике неназванного», о «подчеркнуто символическом» слове А.Ахматовой?

Информация о работе Технология проблемного обучения