Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей раннего возраста путём совершенствования моторной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:41, аттестационная работа

Описание работы

Тематические комплексы упражнений
по развитию речи детей раннего возраста
путём совершенствования моторной активности Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В 2010-2011 учебном году приоритетным направлением является использование методов и приёмов в развитии диалогической и монологической речи детей в специально организованной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..…...3
Глава I
Исследование в научно-методической литературе методов развития речи детей
раннего возраста
Общие сведения о развитии речи
1.1.Что нам известно о происхождении речи......................................... 4
1.2.Каково значение развития речи в общем развитии ребёнка............5
1.3.На что следует обратить внимание при развитии речи ребёнка…..5
2. Влияние развития моторной активности на речь детей
2.1.Мелкая (тонкая) моторика пальцев рук …………………………….6
2.2. Артикуляционная моторика………………………………………... 7
2.3.Общая (крупная) моторика ………………………………………..... 8
Глава II
Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей
раннего возраста путём совершенствования моторной активности
1.«Осень»…………………………………………………………………. 10
2. «Одежда, обувь» ………………………………………………………. 11
3. «Овощи, фрукты» ……………………………………………………… 12
4. «Обо мне. Части тела» ………………………………………………... 13
5. «Моя семья» …………………………………………………………… 14
6. «Игрушки» …………………………………………………………….. 15
7. «Зима. Зимние развлечения» ………………………………………… 16
8. «Новый год» ………………………………………………………….... 17
9. «Предметы гигиены» ……………………………………………….... 18
10. «Транспорт» …………………………………………………………. 19
11. «Домашние животные» ……………………………………………. 20
12. «Дикие животные» …………………………………………………. 21
13. «Птицы» …………………………………………………………….. 22
14. «Посуда» ……………………………………………………………. 23
15. «Мама» ……………………………………………………………… 24
16.«Растения» …………………………………………………………... 25
17.«Весна» ……………………………………………………………… 26
18. «Солнце, воздух и вода» …………………………………………… 27
19.«Лето» ……………………………………………………………….. 28
20. «Мебель» …………………………………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………… 30
Список литературы ………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

                  Введение ……………………………………………………………..…...

Глава I

           Исследование в научно-методической литературе методов развития речи детей

                 раннего возраста      

    1. Общие сведения о развитии речи

1.1.Что нам известно  о происхождении речи......................................... 4 

 

1.2.Каково значение  развития речи в общем развитии ребёнка............5

 

1.3.На что следует  обратить внимание при развитии речи ребёнка…..5

          2.   Влияние развития моторной активности на речь детей

2.1.Мелкая (тонкая) моторика  пальцев рук …………………………….6

      2.2. Артикуляционная моторика………………………………………... 7

                  2.3.Общая (крупная) моторика ………………………………………..... 8

Глава II

           Тематические комплексы упражнений по развитию  речи детей      

           раннего возраста путём совершенствования   моторной активности

         1.«Осень»………………………………………………………………….          10

         2. «Одежда, обувь» ……………………………………………………….          11

         3. «Овощи, фрукты» ………………………………………………………         12

         4. «Обо мне. Части тела» ………………………………………………...          13

         5. «Моя семья» ……………………………………………………………          14

         6. «Игрушки» ……………………………………………………………..  15

         7. «Зима. Зимние развлечения» …………………………………………  16

         8. «Новый год» …………………………………………………………....  17

         9. «Предметы гигиены» ………………………………………………....  18

        10. «Транспорт» ………………………………………………………….  19

         11. «Домашние животные» …………………………………………….  20

         12. «Дикие животные» …………………………………………………. 21

         13. «Птицы» …………………………………………………………….. 22

         14. «Посуда» …………………………………………………………….        23

         15. «Мама» ………………………………………………………………      24

         16.«Растения» …………………………………………………………... 25

         17.«Весна» ……………………………………………………………… 26

         18. «Солнце, воздух и вода» …………………………………………… 27

         19.«Лето» ……………………………………………………………….. 28

         20. «Мебель» ……………………………………………………………            29

               Заключение …………………………………………………………             30

               Список литературы …………………………………………………            33

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Дошкольное  образовательное учреждение развивает  все детские наклонности и  способности, а между ними нет  более существенной и важной  по значению, чем способность  владеть речью. Поэтому систематическое  обучение речи, методическое развитие речи и языка  лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.  
В 2010-2011 учебном году приоритетным направлением является использование методов и приёмов в развитии диалогической и монологической речи детей в специально организованной деятельности.

В связи с этим я  активно работаю в этом направлении  в нашей группе. Задача в области

 развития речи  детей раннего возраста - помочь  им в освоении разговорной  речи.

    Поскольку  я работаю с детьми раннего  возраста, с которыми логопеды-дефектологи  не ведут коррекционные занятия  (в силу возраста),  то основными  средствами обучения на занятиях  являются игры и упражнения  на развитие моторной активности, способствующие формированию словарного  запаса, грамматического строя речи  детей, развитию у детей фонематического  слуха, развитию правильного звукопроизношения  и словопроизношения.

Общеизвестно, что 50% способностей человека к обучению развиваются в течение первых четырех лет жизни, а еще 30% - до восьми лет. В возрасте старше десяти лет ветви мозга, которые не создали  никаких соединений, отмирают.

Поэтому основное внимание должно уделяться программам развития ребенка именно в раннем возрасте. В этот период закладываются те структуры, на которых основывается все дальнейшее обучение.

Ранний возраст  является периодом, особенно благоприятным  для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано  с предметной деятельностью ребенка.

     Исследования  показали, что только посредством  речи развиваются такие важные  вещи, как память, внимание, восприятие, воображение, логические способности.  Таким образом, 

роль речи в развитии ребенка огромна. В то же время  сам процесс развития речи у детей  не сопряжен с какими-то большими временными и денежными затратами, ибо в  основе развития речи лежит общение  взрослого с ребенком.

     Речь - ведущий процесс психического  развития ребенка. Эмоциональность  ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический  склад личности выявляются в  речи. С процессом развития речи  у детей раннего возраста связан  процесс возникновения и формирования  у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления  идет совместно, так как они  составляют единое целое.

 

 

 

Глава I

Исследование  в научно–методической литературе методов развития речи детей раннего  возраста

1.Общие сведения  о развитии речи

          1.1. Что нам известно о происхождении речи?

Ученые разных специальностей за последние сто лет провели  много исследований для того, чтобы  выяснить происхождение и природу  речи. Присущие человеку способности  к речи и словесному мышлению имеют  свою предысторию в развитии животного  мира. Все животные обычно проявляют  способность к подражанию тем  звукам, которые свойственны данному  виду. Если, например, залаяла одна собака, то другие, находящиеся поблизости, сейчас же подхватывают лай. Особенно велика способность к звукоподражанию  у некоторых птиц. Как средство общения животные используют не только крики, но и движения, которые носят, в основном, инстинктивный характер.

Наблюдения последних  десятилетий показали, что средства общения животных не исчерпываются  инстинктивными звуками и движениями, - у животных имеются и формы  общения, выработанные в жизненном  опыте. У первобытных людей жестикуляторная  и словесная речь возникли из аффективных  и звукоподражательных криков и  сопровождающих их движений.

Происходило это, как  считают ученые, под влиянием того, что люди начали применять. В процессе труда у них часто возникала  потребность объяснять что-то друг другу. Применение орудий потребовало  уже не возгласов, а слов-наименований, а затем и слов-понятий. В процессе трудовой деятельности произошло одно важное событие: все более совершенствовались движения пальцев рук, а в связи  с этим происходило усложнение строения мозга. Сейчас эта зависимость уже  доказана. Современная наука о  языке считает, что когда стала  развиваться речь, люди сначала выделяли наименования вещей вместе с их признаками и теми действиями, которые с ними производят. В этом отношении первобытные  слова сходны с первыми словами  детской речи, которые можно понять только в конкретной обстановке. На смену первобытной речи с многозначными  понятиями приходит более высокий  по своему уровню строй языка с  разграничением имен существительных, прилагательных, глаголов и других частей речи. Выделяются местоимения: я, ты, он, она. Первобытная речь была понятна лишь в соответствующей  обстановке и нуждалась в сопровождающих жестах. Теперь речь становится более  независимой и самостоятельной, что отражает возросшую роль мышления человека.

 

 

 

                                                                                                                                    

1.2.   Каково значение речи в общем  развитии ребенка?

 Прежде всего,  благодаря речи люди получают  очень широкие возможности общения.  Она объединяет людей в деятельности, помогает понять друг друга,  формирует общие взгляды, убеждения.  М.В. Ломоносов эту роль речи  образно охарактеризовал так: 

Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить другому своих понятий, то бы не только лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва ли не хуже ли мы были диких зверей, рассыпанных по лесам и пустыням!. Речь помогает в познании окружающего мира. У малышей это осуществляется посредством слова. Маленькие дети, знакомясь с окружающим миром, идут по пути проб и ошибок. Но очень скоро человеческое дитя начинает перенимать опыт окружающих его взрослых людей с помощью речи.

Велико значение речи для развития психики ребенка. Ученые установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже со второго  года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов. Дети, владеющие речью в достаточной  степени, легко находят контакты друг с другом, образно мыслят, понимают друг друга и согласовывают свои действия. Воспитание детей, у которых  задержано развитие речи, представляет большие трудности как в детском  коллективе, так и в семье. Родители таких детей отмечают, что они  упрямы, раздражительны, много плачут, их трудно успокоить. Эти дети плохо  включаются в общие игры и занятия, так как не могут уловить их сути и не понимают предъявляемых  требований. Отсюда очевидна необходимость  того, чтобы ребенок своевременно овладел речью.

 

1.3. На  что следует обратить внимание  при развитии речи ребенка?

 Специалисты  разных областей знаний – педагоги, психологи, лингвисты, дефектологи  и др. получили большое количество  фактов, объясняющих механизмы речи.  Работа по развитию речи у  детей должна проводиться особенно  серьезно и настойчиво в первые  три года жизни. В настоящее  время известно, что все функции  центральной нервной системы  лучше всего поддаются тренировке  и воспитанию в период их  естественного формирования. Если  же в это время создаются  неблагоприятные условия, то развитие  функций речи задерживается, и  в более позднем возрасте отставание  компенсируется с трудом и  не полностью.

Для речи таким критическим  периодом являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку  в основном заканчивается анатомическое  созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими  формами родного языка, накапливает  большой запас слов. Если же в  первые три года речи малыша не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы  наверстать упущенное.

 

 

 

2.  Влияние развития  моторной активности на речь  детей

2.1. Мелкая (тонкая) моторика пальцев рук

Из большого разнообразия упражнений по развитию мелкой моторики я выбрала пальчиковые игры, сопровождаемые несложной ритмической речью. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому  пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в занятиях с  детьми. Эти упражнения стимулируют  процесс речевого развития детей.

 В чем же  причина задержки речи? Раньше  считалось, что главное, от  чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения  детей с окружающими взрослыми  людьми: слушая чужую речь, ребенок  получает возможность звукоподражания,  а в процессе звукоподражания  он учится артикулировать слоги.  Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения  с взрослыми не играет такой  большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость  речевой способности ребенка  и его двигательных функций.  Дети в возрасте от 1 года 1 месяца  до 1 года 3 месяцев, которым была  дана возможность ежедневно в  течение 20 минут свободно передвигаться  по полу, проявили попытки довольно  точного звукоподражания к 20 дню,  в то время как группа детей  того же возраста, находящаяся  в обычных условиях (проводившая  определенный период бодрствования  в манеже, где их движения были  ограниченны), к 30 дню существенных  изменений в звукоподражании  не проявляла. Об этом исследовании  написано в книге М.М. Кольцовой  « Ребенок учится говорить».  Изучая анатомические отношения  тела ребенка, ученые, невропатологи  и дефектологи провели большое  количество исследований в детских  дошкольных учреждениях и пришли  к заключению о том, что речевая  способность ребенка зависит  не только от тренировки артикулярного  аппарата, но и от движений  пальцев рук. Кисть руки можно  отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную  область кисти руки можно считать  еще одной речевой областью  мозга. Выдающийся русский просветитель XVIII  века Н.И. Новиков еще  в 1782 году утверждал, что натуральное  побуждение к действию  над  вещами у детей есть основное  средство не только для получения  знаний об этих вещах, но  и для всего их умственного  развития. Невропатолог и психиатр  В.М. Бехтерев писал, что движения  руки всегда были тесно связаны  с речью и способствовали ее  развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень  большое значение созидательной  работе рук для развития мышления и речи детей. Тренировка пальцев  рук сильно влияет на созревание речевой  функции. В лаборатории высшей нервной  деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман  и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмичные  движения пальцами, у  него резко усиливается согласованная  деятельность лобных и височных отделов  мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария  мозга, а движение пальцами левой  руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что  речевые области формируются  под влиянием импульсов, поступающих  от пальцев рук.

Информация о работе Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей раннего возраста путём совершенствования моторной активности