Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:41, аттестационная работа
Тематические комплексы упражнений
по развитию речи детей раннего возраста
путём совершенствования моторной активности Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В 2010-2011 учебном году приоритетным направлением является использование методов и приёмов в развитии диалогической и монологической речи детей в специально организованной деятельности.
Введение ……………………………………………………………..…...3
Глава I
Исследование в научно-методической литературе методов развития речи детей
раннего возраста
Общие сведения о развитии речи
1.1.Что нам известно о происхождении речи......................................... 4
1.2.Каково значение развития речи в общем развитии ребёнка............5
1.3.На что следует обратить внимание при развитии речи ребёнка…..5
2. Влияние развития моторной активности на речь детей
2.1.Мелкая (тонкая) моторика пальцев рук …………………………….6
2.2. Артикуляционная моторика………………………………………... 7
2.3.Общая (крупная) моторика ………………………………………..... 8
Глава II
Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей
раннего возраста путём совершенствования моторной активности
1.«Осень»…………………………………………………………………. 10
2. «Одежда, обувь» ………………………………………………………. 11
3. «Овощи, фрукты» ……………………………………………………… 12
4. «Обо мне. Части тела» ………………………………………………... 13
5. «Моя семья» …………………………………………………………… 14
6. «Игрушки» …………………………………………………………….. 15
7. «Зима. Зимние развлечения» ………………………………………… 16
8. «Новый год» ………………………………………………………….... 17
9. «Предметы гигиены» ……………………………………………….... 18
10. «Транспорт» …………………………………………………………. 19
11. «Домашние животные» ……………………………………………. 20
12. «Дикие животные» …………………………………………………. 21
13. «Птицы» …………………………………………………………….. 22
14. «Посуда» ……………………………………………………………. 23
15. «Мама» ……………………………………………………………… 24
16.«Растения» …………………………………………………………... 25
17.«Весна» ……………………………………………………………… 26
18. «Солнце, воздух и вода» …………………………………………… 27
19.«Лето» ……………………………………………………………….. 28
20. «Мебель» …………………………………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………… 30
Список литературы ………………………………………………… 33
Приоритет
признания пальчиковых игр
Ранее существовало
множество народных пальцевых игр,
потешек, сопровождающих детство наших
прабабушек и бабушек, игр теперь
уже забытых или полузабытых.
В течение последнего десятилетия
специалисты занимаются поиском, возрождением
таких игр, обращаясь за помощью
к этнографам, фольклористам, филологам,
используя специальную
2.2. Артикуляционная моторика
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Что же это такое и зачем она нужна?
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы и мягкое нёбо. Все речевые органы состоят из мышц, если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика.
Преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном
возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребёнка. Недостатки
звукопроизношения могут
Речь не является
врожденной способностью, она формируется
постепенно, и её развитие зависит
от многих причин. Одним из условий
нормального становления
Произношение звуков
речи – это сложный двигательный
навык, которым ребенок овладевает
с младенческих лет, проделывая
массу разнообразных
2.3. Общая (крупная моторика)
Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.
Для развития общей моторики я предложила использовать физкультминутки, хороводные и подвижные игры.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Хороводные игры, включенные в комплекс упражнений, очень полезны тем, что слушание ребёнком речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения. В ходе таких игр устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком и малышей друг с другом. Всё это облегчает малышу понимание речи взрослого.
Глава II
Тематические
комплексы упражнений по развитию речи
путём совершенствования
В данной работе представлены тематические комплексы упражнений для детей раннего возраста, которые окажут помощь педагогам, работающим в группе «Малыши», в реализации задач по развитию моторной активности детей.
Я взяла 20 основных тем для группы «Малыши». К каждой из них подобрала комплекс упражнений, состоящий из 3-х частей:
Тема: «Осень»
«Грибы»:
(Ладонь сжать в кулак и по очереди отгибать пальцы, начиная с мизинца):
Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал, этот пальчик всё съел, оттого и растолстел.
«Ежик»:
Одна рука (ладошка разжата, пальчики растопырены) – это ежик, пальцы другой
руки
– лесные зверюшки. Малыш сжимает
одной рукой каждый палец
«Ежик по лесу идет, всем орешки раздает. Зайке беленькому (сжимаем мизинчик), волчку серенькому (сжимаем безымянный палец) рыжей лисичке (сжимаем средний палец), белочке-сестричке (сжимаем указательный палец), а медведю-мишке ежик дарит шишки (сжимаем большой палец).
«Ветер»
Воспитатель раздает детям бумажные листочки на нитке и предлагает подуть на них сильно (сильный ветер), слабо (тихий ветер).
Ветер слабо подул – лист закачал.
Ветер сильно подул – листочек сорвал.
Ходит осень по дорожке, (идут по кругу)
Промочила в лужах ножки. (топают ногами)
Ходит осень, бродит осень, (идут по кругу)
Ветер с клёна листья сбросил. (машут руками)
Под ногами коврик новый (разводят руки в стороны, наклоняясь)
Жёлто-красный, кленовый (хлопают в ладоши)
Тема: «Одежда, обувь»
-Давайте, ребята, вспомним, что мы одеваем на прогулку.
Мы гулять идём (сжимают и разжимают кулачки)
В шкафчике своём найдём (раскрывают сложенные ладони)
Курточку, шапочку, шарф и штанишки (загибают последовательно пальчики)
Чтоб не замёрзли у нас ребятишки (сжимают пальчики в кулачки)
Сколько обуви у нас: (дети поочерёдно загибают пальчики)
Туфли, тапки, босоножки,
Ботинки, валенки, сапожки
По одному на каждой ножке.
(произношение и заучивание)
Я рубашку сшила мишке
И сошью ему штанишки.
Нужно к ним карман пришить
И конфетку положить.
На прогулку собираемся, (шагают на месте)
Очень быстро одеваемся.
Мы одежду надеваем, Как оделись – проверяем. (поворачивают голову в стороны)
Носки, кофточка, штанишки, (показывают на себе)
Шапка, шарфик и пальтишко.
Всю одежду мы надели, (разводят руки в стороны)
На неё мы посмотрели (смотрят друг на друга)
Хлопаем ладошками (хлопают в ладоши)
В рукавичках – крошках мы!
Тема: «Овощи, фрукты»
Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)
Мы морковку трем, (трем кулаком о кулак)
Мы капусту солим, (движения пальцев, имитирующие посыпание солью)
Мы капусту жмем. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагать» пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, Капусту, Морковку, Горох,
Петрушку и свеклу. (загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого)
Ох!..
Воспитатель предлагает «попробовать» фрукты и овощи и изобразить мимикой их вкус (кислый апельсин, сладкий банан, горький лук)
Воспитатель предлагает слизать язычком с губ варенье.
Мы пришли на огород (дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Что же там у нас растет?
Мы корзиночку возьмём,
Урожай наш соберём! (останавливаются)
Что соберем в корзинку? (морковку)
Какая она? (оранжевая, длинная, твёрдая, гладкая)
Мы пришли на огород (дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Что же там у нас растет?
Мы корзиночку возьмём,
Урожай наш соберём! (останавливаются)
Что соберем в корзинку?(лук)
Какой он? (круглый, жёлтый, твёрдый, гладкий)
Также рассматривают огурец и репку.
Тема: «Обо мне. Части тела»
Этот пальчик мой танцует. (шевелят средними пальчиками)
Этот вот кружок рисует.(делают круговые движения указательными пальцами)
Этот пальчик ловко скачет, (стучат безымянными пальчиками по бёдрам)
Будто лёгкий, лёгкий мячик.
А мизинчик мой, малыша, (царапают мизинцами по ноге)
Коготком скребёт, как мышка.
А большой мой толстячок, (прижимают большие пальцы к ладоням)
Спать улёгся на бочок.
А теперь всё по порядку (сжимают и разжимают пальцы)
Пальцы делают зарядку.
Тянем ротик прямо к ушкам,
Ротик словно у лягушки.
Всем он улыбается, Всем он очень нравится.
Чики-чики-чики-чок,
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
Мимо машины бежали: тр-тр-тр.
В небе далёком гудел самолёт: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Капала в кухне из крана вода: к-к-к.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели : ш-ш-ш.
А комары всё пели: з-з-з.
Непоседа-мяч и ночью
Успокоиться не хочет: бум-бум-бум.
Мы захлопали в ладошки дружно, веселее.
Застучали наши ножки громче и быстрее.
По коленочкам ударим тише, тише, тише…
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше…
Завертелись наши ручки, снова опустились,
Покружились, покружились и остановились.
Тема: «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка, (поочерёдно загибают пальчики)
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья. (раскрывают ладошку)
Ладушки, ладушки (хлопайте в ладоши)
Где были?
У бабушки.
Спали на подушке, (руки положите под щеку)
Ели колобушки (хлопайте
Изобразить маму (огорченную, печальную, радостную).
Изобразить добродушную маму, строго дедушку, рассердившегося папу и
провинившегося ребенка.
«Родители ушли в гости, а
ребенка оставили дома одного».
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек.
У меня и у тебя - (хлопают в ладоши)
Очень дружная семья:
С мамой мы бельё стираем, (трут ладошкой о ладошку)
С папой полку прибиваем, (стучат по полу)
Книжку с дедушкой читаем, (приседают)
Ну, а с бабушкой играем. (прыгают)
Тема: «Игрушки»
Посмотрите-ка у нас
Все игрушки напоказ: (сжимают и разжимают кулачки)
Заводные зайчики, куколки и мячики, (загибают по одному пальчику на каждое