Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:41, аттестационная работа
Тематические комплексы упражнений
по развитию речи детей раннего возраста
путём совершенствования моторной активности Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В 2010-2011 учебном году приоритетным направлением является использование методов и приёмов в развитии диалогической и монологической речи детей в специально организованной деятельности.
Введение ……………………………………………………………..…...3
Глава I
Исследование в научно-методической литературе методов развития речи детей
раннего возраста
Общие сведения о развитии речи
1.1.Что нам известно о происхождении речи......................................... 4
1.2.Каково значение развития речи в общем развитии ребёнка............5
1.3.На что следует обратить внимание при развитии речи ребёнка…..5
2. Влияние развития моторной активности на речь детей
2.1.Мелкая (тонкая) моторика пальцев рук …………………………….6
2.2. Артикуляционная моторика………………………………………... 7
2.3.Общая (крупная) моторика ………………………………………..... 8
Глава II
Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей
раннего возраста путём совершенствования моторной активности
1.«Осень»…………………………………………………………………. 10
2. «Одежда, обувь» ………………………………………………………. 11
3. «Овощи, фрукты» ……………………………………………………… 12
4. «Обо мне. Части тела» ………………………………………………... 13
5. «Моя семья» …………………………………………………………… 14
6. «Игрушки» …………………………………………………………….. 15
7. «Зима. Зимние развлечения» ………………………………………… 16
8. «Новый год» ………………………………………………………….... 17
9. «Предметы гигиены» ……………………………………………….... 18
10. «Транспорт» …………………………………………………………. 19
11. «Домашние животные» ……………………………………………. 20
12. «Дикие животные» …………………………………………………. 21
13. «Птицы» …………………………………………………………….. 22
14. «Посуда» ……………………………………………………………. 23
15. «Мама» ……………………………………………………………… 24
16.«Растения» …………………………………………………………... 25
17.«Весна» ……………………………………………………………… 26
18. «Солнце, воздух и вода» …………………………………………… 27
19.«Лето» ……………………………………………………………….. 28
20. «Мебель» …………………………………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………… 30
Список литературы ………………………………………………… 33
-Как чайник кипит? (ш-ш-ш-ш)
Как посуда падает? (бух-бух)
-Как ложка стучит? (тук-тук)
Вот большой стеклянный чайник,
("надуть" живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки. (приседать, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются. (кружиться, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Тема: «Мама»
- Мама, мама!
- Что, что, что?
- Гости едут.
- Ну и что.
- Здравствуй, здравствуй.
Чмок, чмок, чмок.
(Ладони
сложить вместе, пальцы слегка
расставлены, смотрят вверх.
Самая любимая,
Самая красивая,
Самая родная
Мама дорогая!
Мимическое упражнение
Воспитатель предлагает детям изобразить вместе с ней, как мама радуется, как мама сердится, как мама грустит, как мама смеётся, как мама удивляется.
Чтобы к мамочке прийти, (дети шагают на месте)
Долго надо нам идти.
По дорожке мы пойдём, (идут)
Через мостик перейдём,
Поползём мы под забором (приседают)
И зайдём в широкий двор.(стоят, разводят руки в стороны)
Так и мамочку найдём. (улыбаются)
Тема: «Растения»
Разноцветные цветы (вращают кистями рук)
Небывалой красоты!
Белые, бордовые, (загибают последовательно пальцы)
Синие, лиловые,
Яркие, пушистые,
Пёстрые, душистые!
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зелёного цвета.
(прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх Шевелить кистями и пальцами)
Ты-ты-ты, ты-ты-ты
На лугу растут цветы.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Я по лугу иду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди
По цветам не ходи.
Та-та-та, та-та-та,
Вот какая красота!
Деревья в лесу росли, (дети стоят, подняв прямые руки)
И с ветром дружили они. (тянуться вверх)
Лишь только вздохнёт ветерок,
На дереве каждый листок (легко встряхивают кистями рук)
Тихонько-тихонько дрожит
И нежную песню шуршит: (произносят звук «ш»)
Ш-ш-ш…
Как только сильнее подул,
Деревья он сразу согнул.
Качает их вправо и влево- (выполняют наклоны корпуса вправо и влево)
В качели играет, наверно.
Тема: «Весна»
Дождик на землю полил- (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап.
И деревья оживил. (поднимают руки вверх, делая «фонарики»)
Так-так, так-так.
Лопаются почки- (сжимают и разжимают кулачки)
Бах-бах, бах-бах.
Распускаются листочки- (соединяют пальцы в «бутончик»)
Ах-ах, ах-ах!
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
Медведь в берлоге.
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
Вот пришла весна-красна, (ходят по кругу, взявшись за руки)
Солнце, радость принесла,
С теплыми лучами, с быстрыми ручьями.
С зелёными листочками. (делают «фонарики»)
С первыми цветочками.
Ходим мы по кругу, рады мы друг другу. (улыбаются)
Смотрит солнышко в окошко,
Мы захлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)
Ручки - хлоп! Ручки – хлоп!
Все в ладоши хлоп да хлоп!
Ножкой – топ! Ножкой – топ! (топают поочередно ногами)
Веселее ножкой – топ!
За окном звенит капель,
Мы смеёмся целый день.
Очень рады мы весне,
Покружились детки все! (покружились)
Тема: «Солнце, воздух и вода»
Утром солнышко проснулось, (ладони соединены вместе, пальцы в «замок»)
Осторожно потянулось, (поднимают пальцы)
Лучикам пора вставать – (поднимают и опускают пальцы)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы)
Медведь проснулся после зимней спячки.
Открывать рот с глубоким
На реке трескается лед, плывут льдины.
Двигать нижней челюстью вправо-влево.
Стихотворение
Говорит Весна:
— Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:
— Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:
— С крыши капает вода?
— Да! Да! Да! Да!
— Тают горки во дворах?
— Ах! Ах! Ах! Ах!
— А на речке треснул лед?
— Вот так! Так вот!
Дождик капнул на ладошку – (стучат пальчиком по ладошке)
Кап- кап, кап-кап кап!
На цветок и на дорожку – (приседают)
Кап- кап, кап-кап кап! (стучат пальчиками по полу)
Застучал по крыше он – (встают, соединяя руки над головой)
Кап- кап, кап-кап кап! (трясут кистями рук)
И раздался чистый звон – (хлопают в ладоши)
Кап- кап, кап-кап кап!
Тема: «Лето»
Прилетела бабочка, (кисти в замке, поднимают и опускают пальцы)
Села на цветок.
Взобрался на травинку (перебирают пальчиками по руке)
Маленький жучок.
Прыгнул на листочек (указательный и средний пальцы танцуют на ладошке)
Кузнечик – чемпион.
Труженица – пчёлка (сжимают и разжимают кулачки)
Мёд приносит в дом.
Воспитатель предлагает детям взять по одной бумажной бабочке.
-Бабочка, какая? (красивая, разноцветная, легкая)
-Давайте
покажем, как может летать
Воспитатель предлагает детям подуть на бабочку, сдувая её с ладошки.
Звукоподражание
-Как звенит комар? (з-з-з-з)
-Как жужжит пчёлка? (ж-ж-ж-ж)
-Как гудит муха? (в-в-в-в)
-Как стрекочет кузнечик? (с-с-с-с)
Очень маленький жучок (приседают)
Собирается в полёт.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (звукоподражают)
Посижу и пожужжу.
Я по кругу полечу (бегут друг за другом)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (звукоподражают)
Полечу и покружу,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Я присяду на цветок, (приседают)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (звукоподражают)
Посижу и отдохну,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Тема: «Мебель»
Мы всю мебель знаем, (сжимают и разжимают кулачки)
Дружно называем:
Шкаф и полка, (загибают последовательно пальцы)
Стул и стол,
А ещё диван, кровать,
На которых будем спать.
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
(Левая ладонь
вертикально вверх. К её
У стола четыре ножки,
Сверху крышка как ладошка.
(Сверху на кулачок опускается ладошка.)
Лы-лы-лы, хороши у нас столы.
Фы-фы-фы, хороши у нас шкафы.
Ша-ша-ша, наша мебель хороша.
На кровати мы поспали, (кладут голову на сложенные ладони)
Вещи в шкаф свои убрали. (поднимаются на носочках, руки вверх)
Мы на стуле посидели. (сидят)
И за столиком поели. (имитируют еду)
Заключение
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Это подвело меня к мысли о необходимости больше внимания уделять развитию речи детей раннего возраста. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.
Своевременно
и полноценное формирование
речи в дошкольном детстве
– одно из основных условий
нормального развития малыша. В
процессе развития речи у
В последнее время
все чаще встречаются дети с нарушением
в звукопроизношении. Одной из частых
причин является неумение владеть своим
артикуляционным аппаратом. При
нарушениях двигательной функции артикуляционного
аппарата страдают тонкие дифференцированные
движения языка, губ, челюстей, из-за этого
звуки, особенно в потоке речи, звучат
смазано. Нарушается динамика движения.
Они становятся вялыми, замедленными.
Нарушается скорость переключения с
одного артикуляционного движения на
другое. А от скорости переключения
зависит четкость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых
зон коры головного мозга встречается
у детей подверженных частым заболеваниям,
у них задерживается усвоение
системы звукопроизношения. Вследствие
этого они долгое время не умеют
различать звуки речи и управлять
своими органами артикуляции. У детей
с двигательными нарушениями
речевого аппарата страдает и мелкая
моторика пальцев рук, что является
одной из причин более позднего становления
звуков речи. Поэтому целенаправленная
работа ускоряет созревание речевых
областей и стимулирует развитие
речи ребенка, позволяет быстрее
исправить дефектное
Ученые доказали,
что с анатомической точки
зрения, около трети всей площади
двигательной проекции коры головного
мозга занимает проекция кисти руки,
расположенная очень близко к
речевой зоне. Именно величина проекции
руки и ее близость к моторной зоне
дают основание рассматривать кисть
руки как “орган речи”, такой же,
как артикуляционный аппарат. В
связи с этим, было выдвинуто предположение
о существенном влиянии движений
пальцев на формирование и развитие
речевой функции ребенка. Поэтому,
чтобы научить малыша говорить, необходимо
не только тренировать его
Мелкая моторика
отвечает не только за речь, но также
позволяет развивать
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях и в процессе режимных моментов.
Я предложила вашему вниманию тематические комплексы упражнений по развитию речи детей раннего возраста путём совершенствования моторной активности, которые способствуют активизации речи, формированию словарного запаса, грамматического строя речи детей, развитию у детей фонематического слуха, развитию правильного звукопроизношения и словопроизношения.
В комплексы включены:
Основной целью моей работы является развитие речи детей раннего возраста путем проведения специальных тематических занятий, включающих в себя задания по развитию мелкой моторики рук, артикуляционной и общей моторике.