Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей раннего возраста путём совершенствования моторной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:41, аттестационная работа

Описание работы

Тематические комплексы упражнений
по развитию речи детей раннего возраста
путём совершенствования моторной активности Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду.
В 2010-2011 учебном году приоритетным направлением является использование методов и приёмов в развитии диалогической и монологической речи детей в специально организованной деятельности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..…...3
Глава I
Исследование в научно-методической литературе методов развития речи детей
раннего возраста
Общие сведения о развитии речи
1.1.Что нам известно о происхождении речи......................................... 4
1.2.Каково значение развития речи в общем развитии ребёнка............5
1.3.На что следует обратить внимание при развитии речи ребёнка…..5
2. Влияние развития моторной активности на речь детей
2.1.Мелкая (тонкая) моторика пальцев рук …………………………….6
2.2. Артикуляционная моторика………………………………………... 7
2.3.Общая (крупная) моторика ………………………………………..... 8
Глава II
Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей
раннего возраста путём совершенствования моторной активности
1.«Осень»…………………………………………………………………. 10
2. «Одежда, обувь» ………………………………………………………. 11
3. «Овощи, фрукты» ……………………………………………………… 12
4. «Обо мне. Части тела» ………………………………………………... 13
5. «Моя семья» …………………………………………………………… 14
6. «Игрушки» …………………………………………………………….. 15
7. «Зима. Зимние развлечения» ………………………………………… 16
8. «Новый год» ………………………………………………………….... 17
9. «Предметы гигиены» ……………………………………………….... 18
10. «Транспорт» …………………………………………………………. 19
11. «Домашние животные» ……………………………………………. 20
12. «Дикие животные» …………………………………………………. 21
13. «Птицы» …………………………………………………………….. 22
14. «Посуда» ……………………………………………………………. 23
15. «Мама» ……………………………………………………………… 24
16.«Растения» …………………………………………………………... 25
17.«Весна» ……………………………………………………………… 26
18. «Солнце, воздух и вода» …………………………………………… 27
19.«Лето» ……………………………………………………………….. 28
20. «Мебель» …………………………………………………………… 29
Заключение ………………………………………………………… 30
Список литературы ………………………………………………… 33

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

Пушистые  котята,

Матрёшки, медвежата.

Все на полочке  сидят, (сжимают и разжимают кулачки)

С нами поиграть хотят.

 

  1. Мимическое упражнение

-Мы увидели  игрушки и удивились. Давайте  покажем, как мы удивились.

-Потом  мы обрадовались игрушкам. Давайте  покажем, как мы обрадовались.

 Дети  повторяют упражнение вместе  с воспитателем несколько раз.

 

Звукоподражание

-Ребята, давайте  вспомним, как звучали игрушки:

-Что говорил  плюшевый мишка? (у-у-у-у)

-Как звенела  неваляшка? (дин-дон, дин-дон)

-Как стучал барабан? (бом-бом, бом-бом)

-Что говорила  кукла? (ма-ма, ма-ма)

-Как играла дудочка? (ду-ду-ду, ду-ду-ду)

-Как звенела  погремушка? (дзинь-дзинь-дзинь)

 

  1. Физкультминутка

 

По дорожке  мы пойдём (идут друг за другом по кругу)

И игрушку  мы найдём.

Мишку косолапого, (идут, переваливаясь с ноги на ногу)

Пёсика  лохматого, (бегут по кругу)

Зайчика прыгучего, (прыгают)

Ёжика колючего, (приседают)

Машину  заводную, (покачивают туловищем и  головой вправо и влево)

С ними вместе поиграем, (хлопают в ладоши)

А потом  их уберём.(приседают)

Ножками потопаем, (топают)

Ручками похлопаем.(хлопают в ладоши)

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Зима»

    1. Пальчиковая игра

 

Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу  снежную лепили. (имитировать лепку  комов)

Птичек  крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки  мы потом катались.

(Вести  указательным пальцем правой  руки по ладони левой руки.)

А еще  в снегу валялись.

(Класть  ладошки на стол то одной  то другой стороной.)

Все в  снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп  и спать легли.

(Производить  движения воображаемой ложкой, положить  руки под щеку.)  

 

    1. Дыхательное упражнение «Вьюга»

                  Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.

                  Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением  звука.)

                  Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)

                  Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

                  Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким  голосом.)

                  Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1». 

                  Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

    1. Физкультминутка

 

                 Вечер зимний в небе синем ( встать из-за стола)

                 Звезды синие зажег(встать на  носки, потянуться)

                 Ветви сыплют синий иней (потрясти  руками)

                 На приснеженный снежок (потихоньку  сесть)

 

 

 

 

Тема: «Новый год»

  1. Пальчиковые игры

           «Шарики»

            На глазах у детворы (руки  согните в локтях и, подняв  их вверх, соедините пальцы)

           Елка наряжается.

           Разноцветные шары 

           На ветвях качаются. (повращайте  кистями рук)

          «Шишка»

           А на елке пашей шишки. (ладони  соедините,  округлите)

           Шишки не простые — 

           Шишки золотые. (пальцы переплетите  в замок)

         «Хлопушки»

          Затыкайте ушки, (округлите ладони  и хлопните погромче)

          У нас в руках.     (Хлопушки)

  1. Звукоподражание

 

-Ребята, как звенит новогодний колокольчик? (динь-дон, динь-дон)

-Как  хлопают хлопушки? (бах-бах-бах)

-Как  дедушка Мороз стучит посохом? (тук-тук, тук-тук)

-Как  бьют часы на Новый год? (бим-бом,  бим-бом)

 

  1. Хороводная игра «Украшение ёлочки»

 

Ой, тили-тили-тили, Мы по кругу ходили.

Мы игрушки  выбирали-

Ёлку  нашу украшали.

Ну-ка,…(имя  ребёнка), подойди

В мешочек  руку опусти.

 

-Какую  ёлочную игрушку ты достал?

Воспитатель побуждает детей называть признаки игрушки.

 

 

 

 

 

 

Тема: «Предметы  гигиены»

  1. Пальчиковая игра

 

Мы сегодня  так старались:

Всю одежду постирали,

Все теперь мы отожмем («отжимайте белье»)

Жмем, жмем, жмем, жмем,

Ох, устали — отдохнем (встряхните расслабленными кистями)

 

                Кран с водою мы открыли

                И посуду перемыли (положите одну  ладонь на другую и делайте  круговые 

                движения, как будто моете тарелку)

               Терли, терли мыли, мыли —

                Все кругом в воде и мыле (разведите руки и стороны,  выражая недоумение)

  1. Артикуляционное упражнение «Водичка-водичка»

 

                Водичка-водичка (подставьте ладони  под воображаемую струю воды),

                Умой мое личико (ладонями «умывайте»  лицо),

               Чтобы глазки смотрели, (поморгайте  глазами),

               Чтобы щечки краснели (потрите  ладонями щеки)

               Чтоб кусался зубок (пощелкайте  зубами),

               Чтоб улыбался роток. (широко улыбнитесь).

            «Почистим зубки язычком»

              Предложить детям почистить зубы  языком с закрытым ртом.

  1. Физкультминутка

 

               На болоте две подружки —   две зеленые лягушки ,

              Утром рано умывались, вправо-влево  наклонялись .

              Полотенцем растирались, и обратно  возвращались.

              Ножками топали, ручками хлопали. 

              Вот здоровья в чем секрет, всем друзьям физкульт - привет!

 

Тема: «Транспорт»

  1. Пальчиковая гимнастика

Пальчики  мы загибаем, (сжимают и разжимают  кулачки)

С ними транспорт  называем:

Вот автобус  и троллейбус, (загибают пальчики, начиная  с большого)

Грузовик  и самолёт, Паровоз и вертолёт.

«Лодка»

Лодочка плывёт по речке, (обе ладони поставлены на ребро)

Оставляя  на воде колечки.(большие пальцы прижаты  к ладоням, как ковшик)

«Пароход»

Пароход плывёт по речке, (обе ладони поставлены на ребро)

 И  пыхтит он, словно печка.(мизинцы  прижаты, как ковшик, большие пальцы

                                                             подняты вверх)

  1. Звукоподражание

-Как  машины сигналят? (би-би-би)

-Как  гудит паровоз? (у-у-у-у)

-Как  едет поезд? (чух-чух)

-Как  гудит мотор машины? (в-в-в-в)

 

Дыхательное упражнение

-У наших  машин есть мотор. Мотор крутится  так же, как вертушка. Давайте  подуем на вертушку. (Воспитатель  предлагает детям подуть на  вертушку, чтобы они завертелись)

 

  1. Физкультминутка

Руки  в стороны – в полёт (руки в  стороны, бегут по кругу)

Отправляем  самолёт.

Мы в  автобусе сидим (приседают, поворачивая  голову)

И в окошечко глядим.

Едет-едет паровоз (идут по кругу, имитируя вращения колёс поезда)

Он вагончики  повёз.

По дорогам  мчат машины, (идут по кругу, имитируя вращения руля)

Весело  шуршат их шины.

 

 

 

 

Тема: «Домашние  животные»

  1. Пальчиковая гимнастика

«Собака»

Средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините  подушечки — это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец  поднимите вверх — это «уши».

 В  дом чужого не пущу,

Без хозяина  грущу — 

Гав, гав, гав!

(Собака)

Когда собака «лает», она раскрывает «пасть», для этого  слегка разводите пальцы, изображающие собачью морду.

 

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, — это  «мордочка» кошки. Указательный палец  и мизинец приподнимите — так  торчат кошачьи ушки.

Мягкие  папки,

А в лапках цап - царапки.

 

  1. Звукоподражание

Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом.)

      Телёнок: «Му-у-у-у-у». (тихо, высоким голосом.)

Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (громко, низким голосом.)

Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (тихо, высоким голосом.)

                                   

Артикуляционное упражнение «Кошка лакает молоко» 

Высунуть  «широкий» язык изо рта. Подмять  кончик языка вверх «чашечкой» и  спрятать язык в рот.

Теленок сосет молоко.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка  подводить под верхнюю губу и  со щелканьем отрывать.

 

  1. Физкультминутка

           «Лошадки»

           Эй, лошадки, все за мной,  поспешим  на водопой. 

           Вот река широка и глубока,  не достанешь до дна. 

           А водица вкусна. Пейте! Хороша  водица!

           Постучим копытцем, эй, лошадки, все  за мной,

           Поскакали домой, гоп-гоп-гоп-гоп-гоп! 

Тема: «Дикие животные»

  1. Пальчиковая игра

«Заяц»

Сожмите руку в кулак, а указательный и средний пальцы поднимите. Пошевелите ими — это  «заячьи ушки».

Комочек пуха

 Длинное  ухо, 

Прыгает ловко,

Любит морковку.

«Лиса»

Соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались  поднятыми вверх и слегка разведенными в стороны. Согните указательные пальцы — это лисий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».

Хитрая  плутовка,

Рыжая головка.

Хвост пушистый — краса!

А зовут  ее...лиса.

 

  1. Артикуляционные игры

Зайчик (поднимать верхнюю губу, обнажая  только верхние зубы)

Сердитый  волк. (Нижнюю губу прикусить верхними зубами)

Сердитая  рысь. (оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая  только нижние зубы)

Лосенок сосет молочко и чмокает. Всасывать  верхнюю губу под нижнюю с резким выбрасыванием ее при раскрытии  рта (чмоканье).

Ежик  фыркает. (Вибрация губ)

 

  1. Физкультминутка

Зайка - ушки на макушке (руки у висков)

Скачет, скачет по опушке. (прыгают)

Шёл за ним  колючий ёжик,(идут семенящим шагом)

Шёл по травке без дорожек.

А за ёжиком краса- (идут, выполняя плавные движения руками перед собой)

Рыжехвостая лиса.

 

 

Пойдём  мягко, как лисята, (имитируют действия животных)

И как  мишка косолапый, И как заинька  – трусишка, И как серый волк – волчишка, Вот свернулся ёж в клубок! (приседают, прижимая руки к коленям)

Потому, что он продрог.

Лучик ёжика  коснулся,

Ёжик  сладко потянулся. (встают, потягиваясь)

 

 

 

Тема: «Птицы»

  1. Пальчиковая гимнастика

Птички  прыгают, летают. (шевелят указательным и средним пальцами)

Крошки  птички собирают .(изображают большим  и указательным пальцем клюв)

Птички  в гнёздышке сидят (сжимают кулачки, выставив указательный палец)

И по сторонам глядят. (поворачивают кулачки в  разные стороны)

 

Скворец  в скворечнике живёт

И песню  звонкую поёт.

(ладошки  вертикально поставлены друг  к другу, мизинцы прижаты, как  лодочка, а большие пальцы загнуты  вовнутрь)

 

  1. Звукоподражание

 

Воспитатель предлагает детям повторить громко и тихо, как поёт большая и маленькая  птичка.

-Чив-чив.  Чив-чив.

-Ух-ух. Ух-ух.

-Чик-чирик.

-Кар-кар.

-Фьють-фьють.

 

Стихотворение

 

Вышла курочка  гулять , свежей травки пощипать,

А за ней  цыплятки, малые ребятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, неходите далеко,

Лапками гребите, зёрнышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка.

Выпили  водицы полное корытце.

 

 

  1. Физкультминутка

Наши  уточки с утра (дети идут по кругу  вперевалочку, подражая уткам)

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (звукоподражают)

Наши  гуси у пруда  (идут по кругу, вытянув  шеи, отставив руки назад)

Га-га-га! Га-га-га!

Наши  курочки в окно (останавливаются, встают лицом в круг)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (бьют руками по бокам)

А как  Петя –петушок(поворачиваются спиной в круг)

Рано0рано поутру (поднимаются на носочки)

Нам споёт  «Ку-ка-ре-ку!» (отставляют руки назад)

 

 

Тема: «Посуда»

  1. Пальчиковая  гимнастика

Раз, два, три, четыре,

(чередование  хлопков в ладоши и ударов  кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую  поварешку . (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

Только  чашку мы разбили,

Ковшик  тоже развалился,

Нос у  чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(разгибать  пальчики по одному, начиная с  большого)

Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о  друга, хлопок в ладоши)

 

  1. Мимические упражнения

 

Выразить  мимикой свое огорчение — разбили  чашку, радость — купили новую  посуду, неудовольствие — много  грязной посуды.

 

Показать  состояние грязной посуды, которая  была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

 

Звукоподражание

-Как  звенит посуда? (дзинь-дзинь)

Информация о работе Тематические комплексы упражнений по развитию речи детей раннего возраста путём совершенствования моторной активности