Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48
Министерство образования Пермского края
ГБОУ СПО «Кунгурский колледж промышленных технологий,
управления и дизайна»
Теоретические основы дошкольного образования
2014 г.
Содержание
Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48
Часть I. Великие педагоги
1. Коменский Ян Амос (1592 – 1960)
Биография
Чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель.
Коменский Ян Амос родился в1592 году в Нивнице (Чехия), в семье члена протестантской общины Чешских братьев. Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-1610 гг. учился в латинской школе, затем в Херборнской академии и Гейдельбергском университете (Германия, 1611-1614 гг.), куда был направлен общиной для подготовки к проповеднической деятельности. В 1614-1620 гг. преподавал и был проповедником в Пршерове, затем в Фульнеке (Чехия). [14]
Основные педагогические идеи
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Вопросы воспитания и обучения
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения. [9]
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. [9]
2. Песталоцци Иоганн Генрих (1746 - 1827)
Биография
Швейцарский педагог, педагог-гуманист.
Родился в Цюрихе (Швейцария) в 1746 году, в семье врача. Он рано лишился отца и большое влияние на его воспитание оказали мать и преданная служанка.
Образование Иоганн Генрих Песталоцци получил сначала в начальной, а за-тем в латинской средней школе, по окончании которой поступил в высшее учебное заведение гуманитарного направления – Каролинский коллегиум, в ко-тором обучался на двух курсах – филологическом и философском.
Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.
Песталоцци приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра. Песталоцци решает отдать свои силы и остатки средств воспитанию детей бедняков и организует в своём имении «Учреждение для бедных», в котором пытается впервые претворить в жизнь свой идеал трудовой школы. Благодаря поддержке местной общины Песталоцци собирает у себя около 50 детей, которых он обучает летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Песталоцци лично занимался с детьми разного возраста устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы о природе и жизни людей.
Свой богатый опыт воспитания и обучения детей Песталоцци обобщил в таких произведениях, как "Лингард и Гертруда", "Письмо к другу о пребывании в Станции»","Как Гертруда учит своих детей"," Лебединая песня"и других. [14]
Основные педагогические идеи
Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному (включает физическое, трудовое, нравственное, умственное образование). Все эти стороны воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания- сформировать гармонически развитого человек. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Песталоцци полагал, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
Вклад Иоганна Генриха Песталоцци в развитие теории дошкольной педагогики
Песталоцци является основоположником гуманизации процесса воспитания и обучения, что особенно актуально в наши дни и отражено в современной концепции дошкольного воспитания.
Песталоцци считал, что каждому ребенку
присущи изначально заложенные задатки,
которые стремятся к развитию. Руководствуясь
принципом природосообразности, он требовал
от педагога сообразовываться с возрастными
возможностями и особенностями детей.
Именно Генрих Одним из первых педагогов И.Г.Песталоцци
предложил учитывать возрастные психологические
и физиологические особенности детей,
целесообразность чего была доказана в ходе психологических исследований
Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина
и др. В настоящее время это положение является
одним из основных в методике дошкольного
образования.
Учитывая особенности детского восприятия,
он предложил постепенно переходить в
процессе обучения от элементов к целому,
от близкого к далекому, от простого к
сложному, соблюдая при этом непрерывность
и последовательность.
Песталоцци ставил перед системой воспитания
задачу гармонического - физического,
трудового, нравственного и умственного
развития всех детей. Он предложил
систему «элементарной гимнастики», основанной
на наиболее типичных для ребенка естественных
движениях; выдвинул интересную идею создания
«азбуки умений», последующим развитием
которой должна стать «индустриальная
гимнастика». Эта гимнастика, по его мнению,
подготовит детей к трудовой деятельности,
в том числе и на производстве.[15]
Нравственное воспитание, развитие любви к окружающим людям занимает
ведущее место в системе Песталоцци. Средствами
нравственного воспитания являются, во-первых,
распространение доброжелательного отношения
ребенка от ближайшего окружения, на все
более широкий круг людей, явлений, предметов
и, во-вторых, собственный положительный
опыт детей (необходимость поступиться
и чем-то пожертвовать ради других, проявить
какие-то усилия и т.п.), накопленный ими
с помощью педагогов. На основе подобного
опыта упражнений в нравственных поступках
ребенок учится поступаться личными интересами,
получая удовлетворение от сознания, что
помог другим.
В области умственного воспитания Песталоцци принадлежат два чрезвычайно
важных положения, во многом определивших
его значение в истории педагогики. Первым
было доказательство и пропаганда необходимости
широчайшего применения наглядности в
процессе обучения. Исходным моментом
познания Иоганн Генрих считал чувственное восприятие и настаивал на необходимости формировать
у детей культуру наблюдения. Число, форма
и слово (название) характерны для всех
предметов и являются самыми простыми
эле-
ментами, поэтому ребенка надо научить
измерять, считать и говорить.
Песталоцци разработал методику первоначального
обучения родному языку, счету и измерению,
упростив ее так, что любая крестьянка
могла ею воспользоваться в занятиях со
своими детьми. Предложенные им разнообразные
дидактические материалы получили впоследствии
широкое распространение.
Другим важным положением Песталоцци
была идея о развивающем обучении,
то есть таком построении процесса учения,
которое ведет не только к накоплению
сведений, но и развитию способностей
детей, готовит их к будущей самостоятельной
деятельности. Эта идея особенно актуально
в современной методике дошкольного образования
и является одним из основных принципов
обучения и воспитания.
Главным и лучшим воспитателем Песталоцци считал мать. Придавая огромное значение первоначальному семейному воспитанию и заботясь о его правильном направлении, он принял активное участие в составлении специального пособия «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить детей наблюдать и говорить». Материалы книги должны были помочь матери расширить и упорядочить представления ребенка об окружающем мире. Не смотря на то, что Песталоцци был сторонником семейного воспитания детей дошкольного возраста именно он по достоинству оценил роль наблюдений при ознакомлении ребенка с окружающим миром, необходимость использования физических уп-ражнений и игр в системе для полноценного развития ребенка. [15]
Иоганн Генрих Песталоцци, намного опережая
своё время, сумел определить роль игр,
в том числе и подвижных, в развитии ребёнка.
Создал «Азбуку умений», состоящую из
подобранных на различные группы мышц
физических упражнений, с учётом постепенного
усложнения материала, что в целом послужило
базовой основой методики физического
воспитания дошкольников и также является
актуальным вопросом современности. [15]
Из вышесказанного можно сделать вывод,
что выдающийся швейцарский педагог-демократ
Генрих Песталоцци внес большой вклад
в развитие теории дошкольного воспитания.
Перед воспитанием Песталоцци выдвинул
прогрессивную задачу – гармонически
развивать все природные силы и способности
человека. Он создал теорию элементарного
обучения, сыгравшую большую роль в борьбе
с догматическим обучением и механическим
запоминанием, способствовавшую развитию
народных школ в 19 веке. Он высказал ряд
очень ценных мыслей о физическом, трудовом,
нравственном, умственном воспитании
ребенка, настаивал на расширении содержания
образования в начальной школе, стремился
сделать ее близкой народу, тесно связанной
с жизнью и потребностями народных масс,
уделял большое внимание трудовому обучению
детей, их подготовке к жизни. Песталоцци
разработал общие основы первоначального
обучения и частные методики начального
образования.
Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования