Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48
Крупным достижением в области дошкольной педагогики и психологии 70 - 80-х гг. явилось теоретическое экспериментальное исследование важнейшей детской деятельности-деятельности экспериментирования, осуществленное под руководством Н.Н. Поддьякова Детское экспериментирование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. В связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Фундаментальный вывод сделан ученым в 1985г.: детское экспериментирование является основой детского творчества, основой детского саморазвития.
Н.Н. Поддьяковым и его сотрудниками в 80-е гг. было разработано фундаментальное направление научных исследований формирования и развития творчества у детей дошкольного возраста. Ключевые положения данного направления: творческое усвоение дошкольниками общественного опыта, общечеловеческой культуры, детское экспериментирование как ядро творчества дошкольников, взаимосвязь саморазвития и развития, эвристическая структура личности ребенка как исходная основа всех разнообразных проявлений творчества детей. Ученый рассматривал творчество как одну из наиболее содержательных форм психической активности детей, которая является универсальной способностью, обеспечивающей успешное выполнение самых разнообразных видов детской деятельностей. К ключевым проблемам психического развития и творчества детей Н.Н. Поддьяков относил проблему саморазвития. В этом направлении им был сделан ряд серьезных разработок. Так, в 1983 г. он выделил универсальную способность детей дошкольного возраста - способность самостоятельно строить все более сложные иерархические структуры собственной деятельности (внешней и внутренней). Данная способность выступает основой саморазвития детей и проявляется в процессе построения любой детской деятельности. [13]
Существенный вклад внес Н.Н. Поддьяков в решение проблемы развития начальных форм категориальной структуры мышления детей, становления наивной диалектики их сознания.
8. Симонович Аделаида Семёновна (1840—1933)
Русский педагог, основательница
первого отечественного детского сада.
Биография
Аделаида Семеновна родилась в Москве в 1844 году. Она закончила пятиклассную школу, а потом занималась самостоятельно и выдержала экзамен на звание домашней учительницы. После этого Симонович поехала учиться в Швейцарию. В период своей швейцарской жизни супруги Симоновичи познакомились с системой дошкольного воспитания Ф.Фребеля, и этот факт положил начало истории российских детских садов.
Симонович (1840—1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста.
В 1866 г. А. С. Симонович открыла в Петербурге первый платный детский сад в России, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала “Детский сад и автором ряда статей по дошкольному воспитанию.
В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой. [14]
С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.
В целях пропаганды идеи общественного воспитания и некоторой помощи практическим работникам первых детских садов в России А. С. Симонович издала в 1874 г. книгу “Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании маленьких детей», в 1907 г. ею была выпущена книга “Детский сад (практическое руководство для детских садов). [7]
Педагогические взгляды А.С. Симонович
Рассматривая детский сад как «связывающее звено между семьей и школой», Симонович полагала, что он должен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детском саду должны иметь характер игры. В старшем дошкольном возрасте вводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарном классе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости, знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должны быть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьных уроков.
Успех работы детского сада во многом зависит от личности воспитательницы, к которой А. С. Симонович предъявляла большие требования. По ее словам, «детская садовница» должна быть образована, энергична, бодра, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей. По мнению А. С. Симонович, от степени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер и направление детского сада.
Установив определенную систему игр и занятий с детьми 5-7 лет по недельному расписанию, А. С. Симонович тем не менее считала возможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти на некоторые отступления от расписания. Будучи не удовлетворенной фребелевской методикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерные методические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике, рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетению и другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнению некоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи и товариществу, к ограничению своих желаний. [11]
А. С. Симонович указывала, что первоосновы
развития самобытной личности будущего
полезного члена общества закладываются
матерью в семейном воспитании детей. Роль
и задачи матери в воспитании ребенка она определяла
в духе высказываний К. Д. Ушинского: “Мать
должна внушить ребенку те воззрения,
которые заставят его всецело отдаться
жизни и работать на общую пользу, и работать
так, как требует личный взгляд на состояние
общества, а не взгляд наиболее выгодный.
Мать должна воспитать у ребенка дух честности,
самоотверженности”.
А. С. Симонович высказывалась за единство
процесса воспитания и обучения. «Обучение
- одно из вспомогательных средств воспитания,
- писала она. Посредством обучения, начиная
с раннего возраста, приобретаются элементарные
знания, развиваются умственные способности
и нравственные силы ребенка».
Учитывая важность дошкольного периода в
развитии личности ребенка, А. С. Симонович
считала, что воспитание детей до школы должно
протекать дома и в детском саду. «От трех лет
дальнейшее пребывание в семье оказывается
уже вредно для ребенка. Он нуждается в
товарищах для игр и занятий». В этом возрасте
необходимо ребенку посещать детский
сад.
Находясь под влиянием идей 60-х годов XIX
в. о праве женщин на самостоятельный общественный
труд, А. С. Симонович настаивала на том,
чтобы женщины не замыкались в узкой сфере
семейной жизни: “Женщина должна работать
непосредственно не для одной семьи, а
для всех”. На помощь женщине в деле воспитания
детей дошкольного возраста должны прийти
детские сады. А. С. Симонович следующим
образом определила цель и назначение
детского сада: “Детский сад есть воспитательное
заведение для малолетних детей от 3 до
7 лет без различия сословий, религии и
пола. Он не есть заведение, в котором дети
только играют между собой, как дома, не
руководимые никем; точно так же он не
есть учреждение, в котором имеется только
надзор за поведением детей, чтобы не шалили.
Цель детского сада - физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. А. С. Симонович стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она указывала, что развитие личности ребенка в процессе воспитания идет непрерывно, воспитательно-образовательные задачи усложняются по возрастам.
Организации всей работы детского сада
А.С. Симонович считала следующие: 1) работа
садовницы с детьми 5-7 лет должна протекать
по недельному расписанию; 2) занятия в
элементарном классе должны приближаться
к школьно-урочной форме (предметные уроки);
3) необходимо ввести разнообразное применение
методов и приемов, а также обязательное
чередование игр и занятий; 4) порядок и
содержание занятий должны согласовываться
с сезонными явлениями природы (принцип
сезонности).
Самое пристальное внимание А.С. Симонович
уделяла развитию речи детей дошкольного
возраста, полагая, что родной язык является
не только средством умственного развития,
но и, что очень важно, нравственного становления
личности. [11]
9. Монтессори Мария (1870-1952)
Итальянский ученый-гуманист, педагог, врач.
Биография
Мария Монтессори родилась
в 1870 году, в Кьяравале (Италия), но довольно
рано переехала с родителями в Рим. Будучи
единственном ребенком, провела счастливое
детство; изъявила желание учится, что
было нетипично для девочек того времени.
Она даже ходила в школу для мальчиков
и занималась настолько хорошо, что получила
право учиться в университете. С чем она
справилась, поскольку чувствовала свое
призвание – изучать человека.
Став врачом Мария Монтессори поступила на работу в римскую университетскую клинику, в невропатологическое отделение для слабоумных детей. Она добилась успеха в лечении, не только осуществляя уход и оказывая медицинскую помощь, но и поощряя физическое развитие и интеллектуальное воспитание детей. [6]
Монтессори изучала психиатрические
системы французских врачей Итара и Сегена,
преподавала антропологию. Руководила
школой для умственно отсталых и слушала
курсы педагогики и психологии. В 1898 году
у Монтессоpи pодился сын. Ее отношения
с возлюбленным не пpивели к замужеству
и она отдала своего сына на воспитание
в интеpнат, чувствуя, что ее пpедназначение
на этой земле - посвятить себя чужим детям.
Мировую известность Мария Монтессори
приобрела в связи с разработанной ею педагогической
системой. Первая «школа Монтессори» была открыта
ею в 1907 годау в Риме. В 1907 года откpылся пеpвый "Дом
pебенка", pабота в котоpом была постpоена
по пpинципам Монтессоpи. Она стала pуководительницей
детского сада, обоpудовав его таким обpазом,
чтобы в нем было уютно и удобно детям
pазных возpастов. Она заказывает сенсомотоpный
матеpиал и наблюдает, как ее дети с удовольствием
и большой концентpацией занимаются. Она
заметила, что в ходе этих занятий дети,
пpебывая в дpужественной атмосфеpе, pазвивают
позитивное социальное поведение, демонстpиpуя
живой интетpес к вещам вокpуг.
С 1909 года метод Монтессоpи активно внедpяется в жизнь. Вскоре школы Монтессори открываются по всему миру.
Известны её книги: «Метод научной педагогики применительно к воспитанию детей дошкольного возраста», «самовоспитание в начальной школе». Эти и другие работы Монтессори были переведены на многие языки.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессоpи оpганизует Международную Монтессори Ассоциацию (АМI), котоpая действует и поныне. [1]
Мария Монтессори и ее педагогика
Монтессори начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь и c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии.
В 1890 году Лига женщин Италии решила открыть в Риме ортофреническую школу (для умственно отсталых детей), директором школы назначили Марию Монтессори. Идея обучать олигофренов для своего времени была неслыханной: умственно-отсталыми детьми не занимались, ничему не учили, их не развивали. В специальных приютах, где содержались такие дети, им не оказывали никакого педагогического внимания, им не прививали даже элементарных навыков самообслуживания, бытовых навыков, у них не было игрушек.
Монтессори начала с того, что обеспечила детям оптимальную среду для занятий, она действительно совершила революционные преобразования в этой сфере. Если даже в школах для нормальных детей обстановка была громоздкой, мрачной, к детям применялось насилие, розги были обычным делом, то что уж говорить о приютах для олигофренов – там обстановка не способстовала никакому развитию. Монтессори во-первых абсолютно исключила из обучающего процесса насилие, а во-вторых она заменила громоздкую мебель учебных комнат на легкую и соответствующую росту детей.
Также Монтессори ввела постоянное наблюдение за физическим развитием детей, для чего с детьми проводили специальные уроки гимнастики и уроки на открытом воздухе. С детьми занимались лингвистическими упражнениями, приучали к самостоятельности, развивали сенсорную сферу (ощущения и восприятие внешних свойств предметов). Результаты примененных Марией в ортофренической школе педагогических приемов были весьма впечатляющими. [3]
10. Фрёбель Фридрих (1782 - 1852)
«Игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная
его деятельность, стихия, в которой он живёт»
Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования