Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48
5. Водовозова Елизавета Николаевна (1844 - 1923)
Русская детская писательница, педагог, мемуаристка.
Биография
Водовозова Е.Н. родилась в 1844 году в Поречье, в Смоленской губернии. Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у К. Д. Ушинского и В. И. Водовозова. В том же 1862 вышла замуж за Водовозова, с которым уехала за границу, где в Германии и Швейцарии посещала и изучала детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля. Дебютировала в печати статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1913).
Основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (1876). Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (1872), выпустила книгу «Батрачка».
Главной работой Водовозовой считается книга «Жизнь европейских народов. Географические рассказы» (1875—1883), в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Опубликовала множество произведений мемуарного характера: «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» (1887), «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского» (1908) и другие произведения. [14]
Педагогические идеи Е. Н. Водовозовой
Идеи и методические рекомендации Е.Н. Водовозовой, касающиеся отношений взрослых и детей, отлично сочетаются с сегодняшними моделями обучения, построенными на основе гуманистического подхода к образованию.
Любовь к ближнему, гуманные чувства и сострадание, заложенные в основу педагогической теории Е.Н. Водовозовой, актуальны в современной гуманистической парадигме образования. Научить детей любить – это, по её мнению, первая заповедь в воспитании.
Е.Н. Водовозова призывала воспитывать в ребёнке такие качества, как забота о людях, любовь к ним, стремление разделить горе и радость товарища, быть чувствительным к горю ближнего, уметь доверяться и доверять другому. Она говорила о важности создания условий для реализации этих качеств в практической деятельности и для свободного развития индивидуальности каждого ребёнка. Самым главным считала «исключить принуждение и насилие над ребёнком», развивать добрые качества, без всяких наказаний. [16]
Взрослому, работающему с детьми, важно найти что-то положительное в каждом ребёнке, вычленить эту позитивную составляющую и усилить своим доверительным отношением. В качестве мотива любви к детям выступает потребность педагога в самореализации личности ребёнка. «Воспитатель должен употреблять все усилия, чтобы внушить ребёнку веру в свои силы, надежду на то, что он всё поймет, всё сделает, если только захочет, добросовестно отнесётся к предпринятому труду и усидчиво поработает над ним».
Одним из условий, способствующих продуктивной совместной деятельности, общению и развитию личности в коллективе Е.Н. Водовозова считала воспитание отношений добра, радости между детьми и между взрослыми и детьми.
По мнению Е.В. Горбылевой, ценность идей Е.Н. Водовозовой заключается в понимании целостного процесса воспитания и формирования личности, чёткого обозначения задач развития в ребёнке определённой культуры, которая «поможет ему стать личностью, способной глубоко сопереживать и прийти на помощь другому, постоянно познающей себя и способной самоопределиться в жизн, сообразно своим способностям и склонностям».
С позиций гуманизма Е.Н. Водовозова акцентирует внимание воспитателей и родителей на ценностях воспитания, дает практические советы по реализации таких принципов воспитания, как народность, природосообразность, культуросообразность, преемственность, гармония. Ею сформулированы идеал воспитания, цели, задачи, правила, требования, предъявляемые к воспитателю и воспитывающей среде. Ребенок представлял для нее цельную личность, у которой физические, духовные и нравственные качества должны развиваться во взаимной связи. Детство рассматривается как самоценность. Е.Н. Водовозова проявила себя как хороший знаток детской физиологии, психологии. Ей принадлежат идеи о необходимости изучения ребенка, его психофизических особенностей и потенциальных возможностей, устранение психотравмирующих воздействий, препятствующих формированию социально-ценных свойств личности.
Самобытностью отличаются идеи Е.Н. Водовозовой об умственном развитии и воспитании ребенка через организацию всей его жизнедеятельности. Е.Н. Водовозова тщательно разработала методику воспитания органов чувств. Сенсорное воспитание рассматривалось ею как органически связанное развитие органов внешних чувств и познавательных процессов, как формирование восприятий в единстве с развитием памяти, мышления и речи, как совершенствование системы чувственного познания мира в процессе осмысленной интеллектуальной и практической деятельности ребенка. [16]
Ценностными основами умственного воспитания она считала развитие памяти, внимания, наблюдательности, любознательности и речи. Для умственного развития детей Е.Н. Водовозова дает обширную программу наблюдений за явлениями природы.
Особая ценность взглядов Е.Н. Водовозовой проявилась в разработанной ею программе и методике использования произведений народного творчества в умственном и нравственном воспитании, в обосновании игры как важного воспитательного средства развития творческой активности, раскрытие педагогических возможностей игры.
В педагогических идеях Е.Н. Водовозовой прослеживается такой подход к нравственному воспитанию, который предполагает в качестве ценностных оснований целенаправленное формирование альтруизма и нравственности - важнейших составляющих гуманизма, человечности, основных волевых ценностных качеств, дисциплинированности, причем в контексте размышлений о принципе свободы, ненасилия, личной индивидуальности, уважения и человеческому достоинству ребенка.
Прогрессивными для второй половины XIX - начала XX века были высказывания Е.Н. Водовозовой о значении труда в жизни детей. Трудолюбие она рассматривает как универсальную ценность, так как оно оказывает решающее влияние на успех других видов деятельности детей.
Е.Н. Водовозова четко обозначила положение о том, что ценностные отношения впервые проявляются в семье, также являющейся воспитательной ценностью. При этом родители выступают как носители ценностных отношений к миру и характеризуются содержанием избирательно установленных ценностей.
Актуально звучат идеи Е.Н. Водовозовой о личностной культуре ребенка, развитии эстетического чувства, использовании в воспитании произведений художественной литературы, в частности, произведений устного народного творчества, приобщения ребенка к творческой деятельности.
6. Леушина Анна Михайловна (1898 – 1982)
«Речь ребёнка обращена к людям,
объединенных с ним общностью переживаемого»
Педагог, специалист в области дошкольного воспитания, профессор.
Биография
Родилась в 1898, в деревне Любогощи, в Тверской области. Окончила Петроградский педагогический институт дошкольного образования (1924). С 1929 вела преподавательскую работу в педагогических вузах Ленинграда; с 1936 в ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Разработала систему обучения детей счёту, формирования пространств, и временных представлений.
Автор трудов в области психического развития дошкольников: «Развитие связной речи у дошкольника» (1941), «Занятия по счету в детском саду» (1963), «Некоторые вопросы руководства умственным воспитанием детей дошкольного возраста» (1966). «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (1974). «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».
Автор учебников и учебных пособий для дошкольных факультетов педагогических вузов, практических пособий для воспитателей дошкольных учреждений. [14]
Педагогические идеи Анны Михайловны Леушиной
Область проблем, изучаемых в рамках научной школы А. М. Леушиной чрезвычайно широка. Однако все исследования объединяет идея использования нового генетического психолого-педагогического метода изучения различных сторон развития ребенка под воздействием обучения и воспитания, который был разработан в диссертационном исследовании А.М. Леушиной, выполненном под руководством С.Л. Рубинштейна. Использование данного метода позволяло получить новые материалы о потенциальных возможностях ребенка в разных видах деятельности. Исследование когнитивной сферы ребенка, начиная с раннего возраста получило приоритет в научной школе А.М. Леушиной. [5]
В 70-80-ые годы особое место в научной школе Анны Михайловны занимает разработка системы умственного развития детей на математическом содержании. А.М. Леушина - педагог, создавший методику формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Благодаря ее работам методика получила теоретическое, научное и психолого-педагогическое обоснование, были раскрыты закономерности развития количественных представлений у детей в условиях целенаправленного обучения на занятиях в детском саду. [5]
Леушина, вскрыв закономерности формирования и развития у детей разного возраста представлений о множестве, числе и операции счета, разработала способы и методы обучения детей счетной деятельности в разных возрастных группах, обеспечивающие преемственность между ними.
7. Поддьяков Николай Николаевич (1929)
Специалист в области детской психологии и дошкольной педагогики, доктор психологических наук, профессор
Биография
Родился 4 октября 1929 г. в г. Томске; окончил философский факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова в 1953 г., доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН (1996), академик Российской академии образования, академии творческой педагогики; 1981-1992-директор Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. В течение многих лет он руководил лабораторией умственного воспитания.
Опубликовал более 150 работ, в том числе 5 монографий: "Умственное воспитание дошкольников" (1972), "Мышление дошкольника" (1977), "Содержание и методы умственного воспитания в детском саду" (1980), "Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников" (1985), "Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста" (1994), "Закономерности психического развития ребенка" (1997) переведенных на немецкий, английский, испанский, польский, японский и др. языки. [14]
Педагогические идеи Поддьякова Николая Николаевича
Исследовал основные закономерности становления и развития важнейшей детской деятельности - детского экспериментирования.
Первые работы Н.Н. Поддьякова посвящены
изучению ориентировочно-
Н.Н. Поддьяков впервые исследовал психику ребенка как исходную целостность, являющуюся результатом взаимодействия и взаимопревращения двух противоположных тенденций развития; в первой наиболее ярко представлен момент движения, изменения, развития, роста неопределенности психических образований (развивающийся компонент), во второй-момент стабильности, устойчивости, завершенности (консервативный компонент). Центральным звеном развивающегося компонента являются глобальные диффузные психические образования.
Противоречие между устойчивостью психических образований и их изменчивостью - это центральное внутреннее противоречие развивающейся детской психики. Оно выступает как источник психического развития ребенка. Это противоречие имеет многообразные и специфические формы проявления во всех областях психики: мотивационно-потребностной, познавательной и психики ребенка в целом. [13]
Данное положение Н.Н.Поддьякова вносит
вклад в представления о развитии не только
психики ребенка, но и сложных динамических
систем вообще, вершиной которых (по крайней
мере, в доступных областях научного изучения)
является психика человека. Теория сложных
динамических систем описывает их развитие
через переходы от одних стабильных упорядоченных
состояний к другим, относительно стабильным
же состояниям более высокого или низкого
уровня (аттракторам), к которым они стремятся через неустойчивые, нестабильные состояния
хаоса.
Результаты исследования внутреннего
противоречия как движущей силы психического
развития ребенка позволили Н.Н. Поддьякову
с новых позиций подойти к решению проблемы
детского развития и саморазвития. Подводя
итоги проведенного в этом направлении
исследования, ученый сформулировал новый
принцип построения дошкольных программ
- принцип оптимального соотношения процессов
развития и саморазвития. Этот принцип
является основополагающим, на нем базируются
все остальные принципы. Реализация данного
принципа позволяет установить гармоничные
соотношения между процессами развитая,
детерминированными действиями взрослого,
и процессами саморазвития, обусловленными
собственной активностью ребенка. [13]
Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования