Теоретические основы дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат

Описание работы

Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Содержание работы

Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

Немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад»

Биография

Родился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт в 1782 году. Мальчик рос, предоставленный самому себе. Первоначальное образование он получил в деревенской школе для девочек.

С 1799 году он слушал в Йенском университете лекции по естественным наукам и математике, но через два года был вынужден, вследствие недостатка средств, покинуть университет. Фрёбель отправился во Франкфурт на Майне и всецело посвятил себя делу воспитания.

В 1805 году он отправился в Ивердён, чтобы лично ознакомиться с постановкой педагогического дела в учебном заведении Песталоцци. Эта поездка убедила Фребеля в полной его неподготовленности к деятельности, которую он успел полюбить. Получив место домашнего учителя в семействе Гольцгаузена, он в 1808году вместе со своими тремя воспитанниками переселился в Ивердён и поступил учителем в школу Песталоцци . Уча и сам одновременно обучаясь, он пробыл в Ивердёне два года. Небольшое наследство, полученное в 1811 году после дяди, дало Фрёбелю возможность поступить в геттингенский университет, для изучения философии, естественных наук и языков. Через год он перешёл в берлинский университет, приняв на себя обязанности преподавателя в одной из школ.

В 1840 году он переселился в Бланкенбург, где и открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». [14]

Педагогические идеи Фридриха Фрёбеля

Теория развития ребёнка.

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии.

 По мнению Фребеля, ребёнок  от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога.

Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний.

 Воспитание и обучение предлагалось  организовать в виде единой  системы педагогических учреждений  для всех возрастов. [4]

Педагогика и методика воспитания в детском саду 

Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. [16]

 

Дары Фребеля

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик — нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.  Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же — как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной).

Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина — на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар — тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка. [4]

Вклад в развитие мировой педагогики.

Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

Часть II.

1. Понятие «преемственность» и её сущность

 

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого строится все дальнейшее обучение и воспитание в школе. Они помогают ребенку включиться в новые условия. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность в соответствии с Законом РФ «Об образовании», в ст. 12 которого говорится, что общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть взаимосвязаны.

Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка. [8]

Преемственность учёные рассматривают с позиции детского сада и с позиции школы. Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.[12]

Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника. [8]

Основные задачи преемственности детского сада и школы:

- обеспечить безболезненный переход  детей к школе; должный уровень готовности детей к обучению в школе;

- воспитывать у дошкольника  эмоционально-положительное отношение  к школе;

- обеспечить непрерывность в  развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры:

1.  Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и  методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических  требований и условий воспитания детей.

Предшкольная деятельность должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью. [2]

Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы

 

Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

1. посещение воспитателями детских  садов уроков в школе, а учителями  школ занятий в детском саду  с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания  учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3. проведение родительских собраний  в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем  программ детского сада и I класса  с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями  о детях, уходящих 1 сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. Взаимопосещения утренников и концертов.

  В дошкольном образовании – образовательные занятия, занятия «неурочного типа» (экскурсии в школу); игры для развития двигательной активности, психомоторики, психических процессов; консультации школьного психолога.

В начальном и основном общем образовании: развивающие уроки, психолого-педагогическая диагностика, консультации школьного психолога, социального педагога школы; психопрофилактика учащихся; психолого-педагогические консилиумы; логопедические занятия; обучение педагогов; просвещение родителей. [12]

 

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

 

3. Планирование преемственности

 План преемственности включает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная  работа;

2. воспитание у детей интереса  к школе;

3. воспитание у школьников заботливости  и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями. [12] 

Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе.

  • Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. д.;
  • Лектории для родителей;
  • педагогические консультации;
  • Семинары;
  • Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;
  • Совместные праздники;
  • Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования