Теоретические основы дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат

Описание работы

Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Содержание работы

Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

реферат по педагогике.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационные источники
  2. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори. - М., 1996.
  3. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой.  Журнал «Начальная школа».  2004. №1
  4. Богуславский М.В., Сороков Д.Г. Тридцать лет по методу Монтессори. – М., 1994.
  5. Бушканец М.Г., Леухин БД. Хрестоматия по педагогике.- М., «Просвещение», 1976г.
  6. Давыдов В.В..Российская педагогическая энциклопедия. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993.
  7. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. - М., 1996.
  8. Краевский В.В., Лернер И.Я., Теоретич. основы содержания общего ср. образования,  М., 1983.
  9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  10. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. -  СПб.: Глаголь,  1995
  11. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко.- М., «Высшая школа», 1972г.
  12. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993.
  13. Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности. Журнал «Дошкольное воспитание». 1998. №4.

  13. Интернет-сайт: http:pedagogical_dictionary.academic

  14. Интернет-сайт: http:wiki.myword.ru

15. Интернет-сайт: lib.ru Абрамов Я.В. «Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность».

  16. Интернет-сайт: http:www.nauka-pedagogika.com

5. Приложение

 

5.1. Портреты великих педагогов [14]

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коменский Я.А.                                                        Песталоцци Г.

 

 

 

 


 

 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Макаренко  А.С.                                                         Ушинский К.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

             

 

                                                

 

 

 

 

 

      Водовозова Е.Н.                                                                               

                                                                                            Леушина А.М.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Поддъяков Н.Н.                       

 

                                                                                                 Симонович А.С.

   

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

             Фрёбель Ф.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Монтессори М.

 

 

5.2. Примерный план по планированию преемственности между детским садом и начальной школой [12]

 

Вид деятельности

Цель

Сроки

Ответственные

I. Административная работа

 
1.Организация работы по преемственности  детского сада и школы

 
Координирование цели, задач, содержания, методов, средств и форм организации образовательных процессов детского сада и школы.

 
Сентябрь

директор школы,  
 
заведующая ДОУ  
 
руководитель МО

 
2.Психолого-педагогичес. обследование  подготовит. группы детского сада (экспресс-диагностика уровня готовности  к школе)

 
Диагностика особенностей психических процессов и социальных навыков детей подготовительной к школе группы детского сада

 
Октябрь 
 
Май

 
 
психолог

 
3.Готовность первоклассников к  школе.

 

 

 
Сентябрь-октябрь 

 
 
психолог

 
4.Итоги усвоения программы детьми  подготовительной к школе группы

 
Обозначение проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитания детского сада 
 
Подведени итогов совместной работы школы и детского сада по решению проблемы преемственности. 

 
Май 

 
Старший воспитатель ДОУ, 
 
Руководитель МО 
 
воспитатели подготовительной группы, 
 
учитель 

 
5.Комплектование 1-х классов 

 

 

 
Май 

 
Зам. директора по УВР, педагог

 

II. Методическая работа

 
1.Составление и обсуждение совместного  плана работы по подготовке  детей к школе

 
Способствовать осуществлению преемственности ДОУ и начальной школы

 
Сентябрь 

 
директор школы,  
 
заведующая ДОУ  
 
руководитель МО

 
2.Ознакомление с программами  детского сада и школы. 

 
Повышение уровня подготовки к обучению в школе на основе программ воспитания и обучения в дет. саду

 
Октябрь

 

 
3.Социально-психологическая адаптация первоклассников к школе (тестирование, диагностика)

 
Обеспечение условий, направленных на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка. 

 
Сентябрь- 
 
ноябрь 

 
Зам. директора по УВР,

 
психолог

 
4. Логопедическое обследование  учащихся 1-х классов.

 

 
Сентябрь

 
Учитель-логопед

 
5. Посещение уроков математики, обучения грамоте, физкультуры в 1 классе

 
Наблюдение за успехами бывших воспитанников, развитием индивидуально-личностных качеств детей, уровнем адаптации детей к новым условиям. 

 
Октябрь - апрель

 
Зам. директора по УВР  
 
учитель 1 класса 

6.«Круглый стол» на тему «Адаптация  учащихся 1-го класса к обучению  в школе»

Сбор информации и обработка данных о первом этапе адаптации воспитан. детского сада к школе (на конец первого полугодия)

 
Декабрь

 
Зам. директора по УВР 
 
психолог

 
7.Посещение учителями занятий  в подготовительной группе детского  сада

 
Наблюдение за развитием воспитанников 
 
Использование педагогами преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания 

 
Декабрь-апрель

 
Старший воспитатель ДОУ, 
 
воспитатель подготовительной группы, учитель начальных классов

 
8. Консультация-диалог «Комплексный  анализ проблемно-развивающего занятия»

 
Включение воспитателей в диалог педагогического общения, развитие умения анализировать занятие

 
Декабрь

 
Старший воспитатель ДОУ, 
 
воспитатели групп

 
9. Преемственность физического  воспитания в детском саду  и школе.

 
Определение показателей физического и нервно-психического состояния здоровья будущего первоклас.

 
Октябрь 
 
Май

 
Учитель физкультуры, 
 
инструктор по физическому воспитанию

 
10.  Диагностика овладения ЗУН  воспитанников подготовительной  к школе группы по дисциплинам: 
 
- подготовка к обучению грамоте (развитие речи), 
 
- ознакомление с художественной литературой, 
 
- развитие элементарных математических представлений

 
Выявление уровня полученных знаний, умений и навыков, творческих способностей воспитанников детского сада. 
 
Определение путей преодоления выявленного низкого уровня ЗУН для отдельных воспитанников.

 
Октябрь 
 
Декабрь 
 
Апрель

 
Воспитатели подготовительной группы

 

III. Работа с детьми

 
1. Участие воспитанников детского  сада в открытых мероприятиях  школы

 
Развитие творческих способностей детей, уверенности, умения выступать на публике

 
В течение года

 
Музыкальный руководитель ДОУ, 
 
воспитатели детского сада

 
2. Праздник «Мы теперь – ученики!»

 
Создание для учащихся 1-го класса условий возникновен. гордости быть учеником 

 
Октябрь

 
Зам. директора по УВР, 
 
Учитель 1 класса,  
 
воспитатели

 
3. Тематические творческие выставки:  
 
- для воспитанников детских садов «Скоро в школу мы пойдем»;  
 
- для учащихся 1-х классов  
«Вот что я умею!»

 
Подготовка материала для родительской конференции «Поступление в школу – важное событие в жизни детей.

 
Февраль

 
Старший воспитатель ДОУ, 
 
воспитатели подготовительной группы

 
4.Физкультурное развлечение с  детьми подготовительной группы  и первоклассниками

 
Воспитание дружеских отношений между детьми

 
Ноябрь

 
Инструктор по физическому воспитанию, 
 
учитель физкультуры

 
5. Спортивный праздник «Веселые  эстафеты», посвященный Дню Защитника  Отечества.

 

 
Февраль 

 
Учитель физкультуры, 
 
инструктор по физическому воспитанию

 
6. Интеллектуальная игра-соревнование  «Умники и умницы» между детьми подготовительной группы МДОУ и 1 класса 

 
Формирование у дошкольников умений рассуждать на различные темы, самостоятельно находить решение поставленной задачи. 

 
Март

 
Воспитатель подготовительной группы, 
 
учитель 1 класса 

 
7. Праздник «Прощай, детский сад. Здравствуй школа!» 

 
Создание для будущих выпускников детского сада условий возникновен. желания учиться в школе

 
Май

 
Воспитатели подготовительной группы

 

IV. Работа с родителями

 
1.Совместное общешкольное и  общесадовское родительское собрание 

 
Способствование сотрудничества детского сада и школы

 
Октябрь

 
Директор школы,  
 
заведующая ДОУ

 
2.Родительское собрание «Помочь  учиться» (психолого-социальная готовность  ребенка к школе)

 
Ознакомление родителей с основными задачами и трудностями первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям; с требованиями учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе

 
Октябрь

 
Зам. директора по УВР  
 
учитель начальных классов

 
3.Родительское собрание «Формирование  нравственных качеств как важный аспект к подготовке к школе»

 

 
Октябрь

 
Старший воспитатель ДОУ 
 
воспитатели подготовительной группы

 
4.Родительское собрание в детском  саду «Подготовка к школе в  системе «детский сад – семья  – школа»

 

 
Апрель

 
Старший воспитатель ДОУ  
 
зам. директора по УВР, 
воспитатели подгот. группы, учитель начальных классов

 
5.Тематические выставки: 
 
«Наши успехи», «Родителям будущих первоклассников», «Вы спрашивали - мы отвечаем»

 
Помощь родителям в решении педагогических проблем

 
В течение года

 
Воспитатели подготовительной группы

 
6.Консультационный пункт для  родителей будущих первоклассников: 
 
- «Взрослый мир в детских мультфильмах», 
 
-«Практические рекомендации по подготовке руки ребенка к письму», 
 
- «Развиваем речь ребенка»

 

 
В течение года 

 
Старший воспитатель ДОУ, 
 
воспитатели подготовительной группы, 
 
учитель начальных классов, 
 
учитель-логопед, 

 
7.День открытых дверей в детском  саду и школе 

 
Ознакомление родителей с работой воспитателей и учителя начальной школы по подготовке детей к школе

 
Апрель

 
Зам. директора по УВР  
 
старший воспитатель ДОУ 


 

 

 

 

 

5.2. Основные направления совместной работы

начальной школы и ДОУ [2]

 

Направления работы

Срок исполнения

Ответственный

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

6.

 

 

 

7.

 

 

 

8.

 

 

 

9.

 

 

10.

 

 

 

11.

 

 

 

12.

 

 

 

13.

 

 

Организовать работу по целенаправленной реализации комплекса мер четырёхлетнего образования в начальной школе по ФГОС.

 

Проводить совместные заседания МО с целью решения учебно-воспитательных вопросов и методических проблем.

 

Разработать совместный план сотрудничества детского сада и начальной школы по подготовке детей подготовительной группы к школьному обучению.

 

Знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания

первоклассников.

 

Знакомство учителей с программой обучения и воспитания

дошкольников.

 

Обмениваться опытом работы по обучению и воспитанию учащихся с целью соблюдения преемственности

 

Приглашать воспитанников ДОУ на воспитательные внеклассные мероприятия, праздники.

 

Проводить беседы с родителями о задачах по подготовке детей к школе

 

Проводить подготовительные занятия и развивающие уроки для будущих первоклассников.

Проводить тестирование детей с целью выявления уровня их развития и школьной готовности.

 

Проводить консультации для родителей.

 

 

Посещать занятия в детском саду будущим учителям первоклассников.

 

Совместное педагогическое

совещание учителей нач. классов и воспитателей с целью обсуждения реализации задач планирования.

В течение года.

 

 

 

 

 

2 раза в год.

 

 

 

 

Январь-февраль

 

 

 

 

 

Февраль

 

 

 

Февраль

 

 

 

2 раза в год.

 

 

 

2 раза в год.

 

 

 

2 раза в год

 

 

 

Март-май

 

 

Февраль-май

 

 

 

В течение года.

 

 

 

Октябрь -май

 

 

 

Май

 

Администрация,

учителя

 

 

 

 

Руководитель МО, учителя, воспитатели.

 

 

Зам. директора по УВР, учителя, воспитатели.

 

 

 

Учителя, воспитатели.

 

 

Учителя, воспитатели.

 

 

Учителя, воспитатели.

 

 

Учителя, воспитатели

 

 

Директор, руководитель стр. подразделения

 

Логопед,

учителя

 

Учителя, воспитатели

 

 

Директор, руководитель стр. подразделения

 

Учителя

 

 

 

Зам. директора по УВР, учителя нач. классов, воспитатели.


 

План подготовки детей к школе

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

 

 

6.

Анализ посещаемости ДОУ.

 

Совместная работа по преемственности: школа-ДОУ.

 

Родительское собрание

Дошкольная подготовка.

 

Консультации для детей, занятия, тестирование.

 

Совместные внеклассные мероприятия, праздники дошкольников и учеников начальной школы.

 

Сбор документов.

Декабрь

 

В течение года

 

 

май

 

 

Март-май

 

 

В течение года

 

 

 

 

Февраль-май

Зам. директора по УВР

МО учителей начальных кл.

 

Учитель, воспитатель.

 

Учитель, воспитатель

 

Учитель,

воспитатель, организатор.

 

 

Директор

 

 

Сотрудничество с семьёй

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

5.

 

 

Родительские собрания со следующей тематикой:

«Задачи семьи и детского сада по созданию условий для успешной подготовки детей к школьному обучению».

«Итоговые результаты подготовки к школе будущих первоклассников».

 

Подготовка тематических выставок для родителей:

«Какими умениями должен обладать первоклассник для успешного обучения в школе».

 

Выставки работ будущих первоклассников: «Я рисую школу», «Я – первоклассник».

 

День открытых дверей для учителей и родителей: «Здравствуй, школа».

 

Консультации учителей для родителей и будущих первоклассников:

«Как развивать познавательный интерес первоклассников»,

«Книги, с которыми интересно»,

«Что я могу рассказать о своём ребёнке».

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

Апрель-май

 

 

 

Февраль

 

 

Апрель-май

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

Воспитатели

 

 

 

Администрация,

учителя.

 

Учитель, воспитатель.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.2. План по преемственности между детским садом и начальной школой [2]

 

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

1.

Оформление стенда «Для вас родители, будущих первоклассников»

В течение года

Воспитатели

Совместные выставки продуктивной деятельности воспитанников

 детского сада  и школы

1.

1. Выставка детских рисунков «Школа, в которой я хочу учиться»

Сентябрь

Воспитатели, учителя нач.классов

2.

2. «Волшебный Новый год» выставка  поделок, объемных открыток.

Декабрь

Воспитатели, учителя нач.классов

3.

 «Все стало вокруг голубым и зеленым» выставка (пластилиновая живопись, тестопластика)

Апрель

Воспитатели, учителя нач.классов

Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительных групп

в школу

1.

Ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика»

Сентябрь

воспитатель,

учитель начальных классов

2.

Ознакомительная экскурсия в школу «Школьная библиотека»

Октябрь

воспитатель,

библиотекарь

3.

Мониторинг готовности воспитанников подготовительных групп к школьному обучению

Сентябрь

Февраль

администрация

4.

Заседание творческой группы педагогов по результатам мониторинга «Готовность будущего первоклассника к школе»

Октябрь

Март

воспитатель,

учитель начальных классов

5.

Взаимопосещения педагогов

1 раз в месяц

воспитатель,

учитель начальных классов

Круглые столы

1.

«Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности»

Октябрь

Учителя четвертых классов ОУ

2.

«Педагогика сотрудничества педагог-ребенок-родитель»

Декабрь

Учитель первых классов, воспитатель, родители

3.

«Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС)

Февраль

Воспитатель. Учителя начальных классов

4.

«Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?»

Апрель

Воспитатель.

5.

Мастер-класс «Формирование мотивационной готовности первоклассников к школьному обучению»

Октябрь

Воспитатель. Учителя начальных классов

6.

День открытых дверей в школе для родителей и будущих первоклассников

Январь

Родители будущих первоклассников, учителя начальных классов, воспитатели

7.

Расширенное заседание родительского комитета «Период адаптации первоклассника к школьному обучению»

Март

Родительский комитет, воспитатели. Учителя начальных классов

8.

Ознакомительные встречи учителя 1 класса с учащимися, зачисленными в 1класс

Июнь

Выпускники д/с, учитель 1 класса

Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования