Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:49, реферат
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Часть I. Великие педагоги ……………………………………………… 3
Коменский Ян Амос .………………………………………………… 3
Песталоцци Иоганн Генрих …………………………………………… 5
Макаренко Антон Семёнович ………………………………………… 10
Ушинский Константин Дмитриевич ………………………………….. 14
Водовозова Елизавета Николаевна ………………………………….. 18
Леушина Анна Михайловна …………………………………………... 22
Поддьяков Николай Николаевич ………………………………………24
Симонович Аделаида Семёновна ………………………………………28
Монтессори Мария ………………………………………………………32
Фрёбель Фридрих ……………………………………………………….35
Часть II. Преемственность между детским садом и школой …………….39
Понятие преемственность и её сущность ………………………………39
Формы, методы и приемы педагогической и психологической деятельности по преемственности детского сада и школы …………...41
Планирование преемственности ………………………………………..42
4. Информационные источники ……………………………………………44
5. Приложение ……………………………………………………………….45
5.1. Портреты великих педагогов …………………………………………..44
5.2. Примерные планы по планированию преемственности между детским садом и школой ………………………………………………………………48
3. Макаренко Антон Семёнович (1888–1939)
«Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно»
Биография
Воспитатель, ученый, писатель.
Антон Семенович Макаренко родился в 1888, в г. Белополье (Украина) в семье мастера железнодорожных мастерских.
Образование. Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. В 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове. Уже с первых лет своей учительской деятельности А.С. Макаренко стремился расширить поле своей педагогической работы. Кроме уроков, в школе проводилась разнообразная внеурочная культурная работа, устраивались праздники с приглашением на них родителей, экскурсии и походы учеников.
В 1917 г. Макаренко заканчивает Полтавский педагогический институт В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем.
Стал широко известен в начале 1920-х гг., когда предложил решение проблемы беспризорников (количество которых в результате Гражданской войны и сопровождавшего ее террора достигло критической массы). В 1926-1928 гг. возглавлял трудовую колонию имени М. Горького (под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова), в 1927-1935 гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского (пригород Харькова). В коммунах у Макаренко, правонарушители перевоспитывались полезным производительным трудом. Там не было заборов и охраны.
Главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935). [4]
Основные положения педагогической теории
Цель воспитания по Макаренко
Начальный этап всего воспитательного процесса – педагогическое проектирование. Как в любом другом деле необходим проект будущего изделия, так и в воспитании важно заранее представлять, какие качества следует развить у воспитанников, т.е. определить цель воспитания.
Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», тот образец, идеал, к которому стремится в своей работе педагог.
Проектируемые качества личности Макаренко разделяет на две категории: типичные, общие для всех; и индивидуальные, вытекающие из особенностей каждого воспитанника, учитывающие его склонности способности, наклонности.
Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором; быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день.
Воспитание в коллективе
Сердцевиной, ядром педагогической теории Макаренко является его учение о коллективе. Макаренко ввел термин «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику, понимая под ним определенную организацию детей.
«Коллектив должен быть первой целью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами» (1). Эти качества коллектива Макаренко определил так: коллектив объединяет людей во имя общей цели, в общем труде и в организации этого труда. Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудачи на фоне общего дела, как удача в общем деле.
Через коллектив каждый его член входит в общество, отсюда вытекает идея дисциплины, понятия долга и чести, гармонии личных и общих интересов.
Коллектив – это не толпа, а социальный организм, «целеустремленный комплекс личностей», он обладает органами самоуправления, уполномоченными представлять интересы коллектива и общества. Благодаря опыту коллективной жизни у школьников развиваются управленческие умения, каждый учится распоряжаться и подчиняться большинству, товарищ учится подчиняться товарищу и быть его руководителем одновременно, вырабатывают ответственность и согласованность в действиях. Коллектив способствует воспитанию энергичных и активных членов общества, способных найти верные нравственные критерии для своих личных поступков и потребовать от других поведения в соответствии с такими критериями, – это было убеждением Макаренко и оно осуществлялось в руководимых им детских учреждениях. Дело учителя – тактичное и мудрое руководство ростом коллектива. [10]
Организационное строение коллектива
Первичные коллективы (у Макаренко – отряды) воспитательного заведения – первое звено организации воспитанников, могут быть созданы по принципу одновозрастному, разновозрастному, производственному и др. В самом начале работы, когда еще нет крепкого коллектива учреждения, младшие могут объединяться отдельно в (отряды), когда же коллектив сложился, первичные отряды лучше создавать разновозрастными.
При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
Возглавляет отряд командир, который может назначаться воспитателем или избираться на общем собрании. У командира есть помощник, в отряде выделяется спорторганизатор и другие.
Самоуправление, его органы.
Самоуправление является эффективным воспитательным средством. При наличии школьного общественного мнения, общешкольной дисциплины, поддерживаемой школьными органами самоуправления, воспитательная работа педагогов существенно облегчается.
Главный орган самоуправления – общее собрание, авторитет которого необходимо поддерживать администрации и которое следует тщательно готовить: беседовать с членами органов коллектива, отдельными воспитанниками, активом.
Кроме постоянно действующих органов самоуправления, в учреждениях, руководимых А.С. Макаренко, создавались коллективы, возглавляемые командирами, назначенными для выполнения какого-то одного дела (сводные отряды). Это было не только удобно, но и полезно в воспитательном отношении.
Актив – это опора воспитателя, благодаря ему опосредованно требования педагога передаются членам коллектива, становясь и требованиями самих ребят. Члены актива могут занимать определенные посты и должности в коллективе, не может быть никаких привилегий материального характера и поблажек, необходимо предъявлять к активу повышенные требования. [10]
4. Ушинский Константин Дмитриевич (1824 – 1870)
Ушинский Константин Дмитриевич – великий русский педагог.
Биография
Родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье отставного офицера. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет.
Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.
После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета.
После блестящего окончания университетского курса в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее.
Далее К. Д. Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. За пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (1854—1859) К. Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и обычаи в институте, которые сохранялись в нём вплоть до 1917 года. [14]
В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» он ввёл практику преподавание учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие. По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей, которые оказали огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. [14]
Педагогическая теория К.Д. Ушинского
Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории
Воспитание он рассматривал как «создание истории. «Воспитание, - писал Ушинский, - совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»[4].
Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3) школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами народа.
Принцип народности Ушинского содержит следующие элементы:
1. Воспитание должно быть
2. Воспитание должно давать
3. Центральное место в
4.Воспитание должно быть
5. Женщине должно быть
6. Всякое заимствование и
Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение головы познаниями. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело.
Информация о работе Теоретические основы дошкольного образования