Теоретические основы ФГОС дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 14:16, реферат

Описание работы

1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
2. Основные новообразования дошкольного возраста
3. Психологические основания Стандарта

Файлы: 1 файл

Теоретические основы ФГОС дошкольного образования.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Теоретические основы ФГОС дошкольного образования

 

План

 

1. Культурно-историческая  концепция Л.С.Выготского

2. Основные новообразования  дошкольного возраста

3. Психологические  основания Стандарта

 

 

  1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского

Одной из центральных проблем исследований дошкольного возраста является

рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К

концу 30-х г.г. XX в. сложились три основные теории, посвященные этой проблеме.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и

воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Данной теории соответствует

дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому,

что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности.

Эта теория не признает развивающего обучения. В данной теории главное это

спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.

Вторая теория признает взаимосвязь развития и обучения (Т.С. Костюк,

Н.А. Менчинская и др.). Согласно этой теории, развитие определяется некоторыми

внутренними факторами и вместе с тем, обучением и воспитанием, конкретный

характеркоторых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и

обучение тождественно друг другу.

Третья теория полагает, что развитие ребенка опосредованно его обучением

и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на «зону ближайшего

развития», «забегает» немного вперед, опережая развитие ребенка. Взрослый «ведет»

за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов

развития, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть

внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не

природных, а культурно-исторических особенностей человека. Данные положения

были конкретизированы и обоснованы определенным предметным содержанием в работах

АН. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и

др. Полученные результаты позволили обосновать положение о ведущей роли

обучения в развитии, выявить психолого-педагогические условия развивающего

обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Теоретико-методологической основой нового стандарта дошкольного

образования стали культурно-исторический системно-деятельностный подход,

разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,

П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, а также учение о структуре и динамике

психологического возраста (Л. С. Выготский) и теория периодизации психического

развития ребенка, определяющей возрастные психологические особенности развития

личности и познания (Д. Б.Эльконин).

В книге "История развития высших психических функций", опубликованной в

1960г., дано развѐрнутое  изложение культурно-исторической  теории развития психики: по

Выготскому, необходимо различать два плана развития человека - натуральный (результат

биологической эволюции) и культурный (результат исторического развития

общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения в его

опосредованности орудиями и знаками (язык, цифры), этому способствует обучение.

Сегодня культурно-историческая теория является наиболее востребованной в

образовательных системах Европы, а с 1970 года все труды Л.С.Выготского были

переведены и легли в основу образовательной системы США. //(Проект

Методических рекомендаций по составлению ООП дошкольного образования)

Культурно-историческая теория развития психики и развития личности

разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в.

В этом подходе Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не

как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка,

замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем

естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и

мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций

происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком

"психологических орудий", путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык,

письмо, система счета.

Развитие мышления, восприятия, памяти и других психических функций

происходит через этап (форму) внешней деятельности, где культурные средства имеют

вполне предметный вид и психические функции действуют вполне внешне,

интрапсихически. Только по мере отработки процесса деятельность психических функций

сворачивается, интериоризируется, вращивается, переходит из внешнего плана во

внутренний, становится интерпсихической.

В процессе своей отработки и сворачивания вовнутрь психические функции

приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Если возникает

затруднение в мышлении и других психических процессах, всегда возможна

экстериоризация - вынесение психической функции вовне и уточнение ее работы во

внешне-предметной деятельности. Замысел во внутреннем плане всегда может быть

отработан действиями во внешнем плане.

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок,

он делает в сотрудничестве, вместе со взрослыми. Именно сотрудничество с другими

людьми является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой

сознания является диалогичность.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то

пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может

осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то

обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привнесено

культурой. Личность "не врожденна, но возникает в результате культурного развития" и

"в этом смысле коррелятом  личности будет отношение примитивных  и высших реакций".

Другой аспект теории Л.С. Выготского - представление о развитии не как о ровно-

постепенном, а как о стадиальном, ступенчатом процессе, где периоды ровного

накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского,

это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и

формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам

Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время

кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и

других взрослых, воспитывающих ребенка.

И еще один важнейший момент, где Л.С. Выготский оказался, похоже,

первооткрывателем, это тезис об активности ребенка. О чем идет речь? Обычно ребенок

рассматривался как некоторый объект, подвергающийся активности взрослого -

воздействию внушений, положительных или отрицательных подкреплений. И даже если в

трудах Б. Скиннера оперантное обусловливание вроде бы говорит об активности того, чье

поведение так или иначе подкрепляется, Скиннер никогда не рассматривал ребенка как

того, кто сам активно влияет на взрослого, нередко управляя им в большей степени, чем

взрослый управляет ребенком.

  1. Основные новообразования дошкольного возраста

 

Дошкольное детство — особенный период развития, когда перестраиваются вся

психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой

перестройки состоит в том, что в дошкольном возрасте формируются внутренняя

психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Если в раннем возрасте поведение

ребенка побуждается и направляется извне — взрослыми или воспринимаемой ситуацией,

то дошкольник сам начинает определять собственное поведение. Становление внутренней

психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований

в психике и сознании дошкольника. Важнейшей особенностью дошкольного возраста

является то, что в этот период складывается новая система психических функций, в

центре которой формируется внутренний план действий. Ребенок приобретает

способность действовать в плане общих представлений. Его мышление перестает быть

наглядно-действенным, оно постепенно отрывается от воспринимаемой ситуации, и,

следовательно, открывается возможность устанавливать такие связи между общими

представлениями "...которые не дает непосредственно чувственный опыт. Ребенок

начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и

явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить и упорядочить для себя

окружающий мир. Таким образом, возникает первый абрис целостного детского

мировоззрения. Конструируя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает,

воображает.

Воображение — одно из важнейших новообразований в психике детей

дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью: в обоих случаях

ребенок использует образы и представления. Память в некотором смысле тоже можно

рассматривать как «воспроизводящее воображение». Однако, помимо воспроизведения

образов прошлого опыта, воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то

новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. И хотя элементы и предпосылки

развития воображения складываются еще в раннем детстве, наивысшего расцвета оно

достигает именно в дошкольном возрасте.

Еще одно важнейшее новообразование в психике детей этого периода —

возникновение произвольного поведения. В дошкольном возрасте поведение ребенка из

импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами

поведения. У ребенка впервые возникает вопрос о том, как надо себя вести, т. е. создается

предварительный образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок

начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Так

формируется осознание своего поведения и отношение к нему с точки зрения этого

образца.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания — одно из главных

новообразований дошкольного возраста. Постепенно ребенок начинает понимать, что он

умеет, а что — нет, понимать свое место в системе отношений с другими людьми,

осознавать не только свои действия, но и свои внутренние переживания — желания,

предпочтения, настроения и пр. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я

сам», от отделения себя от взрослого, к открытию своей внутренней жизни, которая и

составляет суть личного самосознания.

Все эти важнейшие новообразования не возникают сами по себе, просто по мере роста

ребенка; они зарождаются и первоначально развиваются в специфичных для дошкольника

видах деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, конструирование).

Каждый этап детского развития основан на предыдущем и создает предпосылки

для следующего. Поэтому наиболее фундаментальное, определяющее значение имеют

самые ранние периоды развития ребенка, которые закладывают фундамент будущей

личности. Так, развитие ситуативно-личностного, непосредственно-эмоционального

общения младенца со взрослым является необходимой предпосылкой становления

Информация о работе Теоретические основы ФГОС дошкольного образования