Теоретические основы ФГОС дошкольного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 14:16, реферат

Описание работы

1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
2. Основные новообразования дошкольного возраста
3. Психологические основания Стандарта

Файлы: 1 файл

Теоретические основы ФГОС дошкольного образования.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

этого возраста нередко по многу раз смотрят один и тот же понравившийся им фильм,

искренне надеясь: а вдруг на этот раз их любимый герой не утонет в реке и сумеет

перехитрить своих врагов? Когда в связи с неблаговидным поступком взрослые

справедливо сердятся на детей и даже наказывают их, они совершенно искренне уверяют,

что больше никогда так делать не будут, но через непродолжительное время снова

совершают то, за что были наказаны. Это проявления детской непосредственности и

характерной для этого возраста ситуативности, непроизвольности поведения.

В основе этого – специфическая целостность психики дошкольника и

недифференцированность внешнего и внутреннего мира. Ситуативность и

непроизвольность поведения у дошкольников связаны с тем, что они не осознают

собственные внутренние состояния и эмоции и не умеют управлять ими, не говоря уже о

переосмыслении эмоций. Дети, посещающие детский сад, находятся в более

благоприятных условиях для овладения способностью управлять собственными

эмоциями. Однако, как следует из самых разных источников, современное дошкольное

образование не обеспечивает малышу в должной мере становление и развитие

произвольных эмоций, что, в первую очередь, сказывается на уровне психологической

готовности детей к школьному обучению. По самым разным данным, значительно более половины детей 8-го года жизни имеют неудовлетворительный уровень психологической

готовности к школьному обучению. А поскольку она отражает уровень культурного

развития ребенка, то с уверенностью можно сделать вывод о том, что современное

дошкольное образование нуждается в модернизации. Как следует из работ психологов,

дошкольника отличает, прежде всего, целостность психики и мировосприятия. Он

целостно воспринимает окружающий его мир, в том числе то содержание обучения,

которое ему предлагается, а также разные виды деятельности, которыми он занимается.

Это означает, что образование детей этого возраста не может быть ограничено никакими

искусственными рамками, задаваемыми логикой мышления взрослых. Программа,

способствующая развитию дошкольника, должна охватывать всю его жизнедеятельность,

а не сводиться к традиционному набору деятельностей и занятий, который обычно

предлагают ребенку в детском саду.

Особо хочется отметить ставшие в последнее время довольно популярными такие

формы дошкольного образования, которые связаны с краткосрочным пребыванием в

дошкольных учреждениях. Давайте скажем друг другу правду. Это не имеет никакого

отношения к подлинному дошкольному образованию, которое разрабатывали

основоположники отечественного дошкольного воспитания. Это обыденная услуга,

которую предоставляет дошкольное учреждение родителям, превращаясь в

краткосрочную «камеру хранения». Вопрос о том, надо их распространять или нет, это

особый вопрос, не имеющий отношения к проблеме стандартов дошкольного

образования. Следует подчеркнуть, что если говорить о психологической основе

стандартов дошкольного образования, то магистральная линия при их разработке должна

касаться организации целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Сюда

входят и долгая и непростая работа с родителями, и организация жизни ребенка в детском

саду, и ориентация его работы на взаимодействие с другими учреждениями образования и

культуры: библиотеками, клубами, школами и т.п.

Жизнь ребенка в современном детском саду мало способствует решению задач его

культурного развития и напоминает образ жизни жабы и ее сына из сказки Г.Х. Андерсена

«Дюймовочка»: «Поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть». Конечно, детям

предлагают разного рода занятия с различным содержанием и с разнообразным

материалом и т.п. Однако в сознании маленького ребенка это однообразная и

малоэмоциональная жизнь. Эмоции, как правило, вызывают незапланированные события.

Дети пошли гулять, один ребенок упал в лужу, поэтому всем пришлось возвращаться в

детский сад, чтобы переодеть его. Вася поссорился с Петей из-за новой игрушки, и

пришлось разбираться в этом конфликте по справедливости. Цветок в группе, за которым

ухаживали дети, расцвел удивительно красивыми цветами. Конечно, некоторое

исключение представляют собой праздники, но из-за длительной и довольно рутинной

подготовки к ним они тоже становятся обыденными явлениями, не столь эмоциональными

и захватывающими внимание ребенка, как того требуют закономерности его культурного

развития. Праздников следует устраивать на порядок больше, чем они практикуются

сейчас, причем они должны быть спонтанными, а не подготовленными на репетициях. В

жизни детей должно быть много сюрпризных моментов на протяжении каждого дня, а не

только во время праздников. Это будет способствовать тому, чтобы дети захотели

поиграть в то, что случилось, нарисовать то, что их впечатлило, обсудить это, рассказать

об этом родителям. Очень важное место в плане развития детей дошкольного возраста

занимает специально организованная рефлексия того, что с ними произошло. Это может

быть общий разговор, игра в то, как мы веселились на празднике, рисунок, отражающий

свои впечатления, планирование следующего праздника, в котором хочется использовать

наиболее понравившееся моменты уже прошедшего, и т.п.

Итак, в процессе дошкольного образования ребенок должен научиться управлять

своими эмоциями. У него должно возникнуть «обобщение переживания» и

«интеллектуализация аффекта» (Л.С. Выготский), или «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец). Можно сказать, что это является основной психолого-педагогической целью

и одновременно итоговым результатом в работе всей системы дошкольного образования

и, соответственно, целевой направленностью образовательных стандартов, на которых эта

система строится.

В этой логике можно выделить три условия, при которых эта цель может быть

достигнута. Первое условие связано с тем, что развивающее образование детей

дошкольного возраста не может быть построено без участия семьи ребенка. Есть данные

исследований, в том числе психофизиологических, о том, что отсутствие семьи в качестве

основного партнера в системе образования детей дошкольного возраста чревато

возникновением серьезных проблем. Можно без преувеличения сказать, что учреждение и

ориентированная на развитие ребенка образовательная программа на самом деле должны

воспитывать и образовывать не столько ребенка, сколько его родителей. Если в процессе

роста и развития ребенка не создать условия для целенаправленного развития его

родителей, то малыша можно научить решать те или иные задачи, как, впрочем, и медведя

в цирке можно научить кататься на коньках, но никакого отношения к культурному

развитию это иметь не будет. Родители не просто отдают ребенка в детский сад, они сами

должны становиться активными участниками жизни в дошкольном учреждении. Это

позволяет создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития,

необходимые ребенку. Включение семьи в жизнь детского сада позволяет родителям

посмотреть на других детей, на своего ребенка со стороны, найти интересное для ребенка

содержание и адекватные для его развития формы обучения. Это позволяет родителям

взглянуть на мир глазами ребенка, лучше понимать его, надлежащим образом общаться и

взаимодействовать с ним. Включение семьи в жизнь образовательного учреждения –

задача не простая, но ее правильное решение позволяет снять множество проблем

современного дошкольного образования. Наш опыт показывает: независимо от того, идет

ли речь о муниципальном учреждении в маленьком городке или в престижном частном

образовательном учреждении в большом мегаполисе, в этом случае нередко исчезает само

понятие неблагополучной семьи. Нельзя не сказать также о некотором недоумении,

возникающем при знакомстве с дошкольными учреждениями, именуемыми

«присмотровыми». Узаконивание подобного типа учреждений для дошкольников ставит

под сомнение значимость всего дошкольного образования.

Второе условие достижения основной психологической цели дошкольного

образования касается особенностей обучения детей дошкольного возраста. Л.С.

Выготский выделяет два вида обучения: спонтанный, когда человек учится по

собственной программе, и реактивный, когда он способен учиться по программе другого.

Ребенок дошкольного возраста учится (в психологическом смысле этого слова)

спонтанно. Психологический смысл процесса обучения раскрыт в предложенном Л.С.

Выготским принципе взаимосвязи обучения и развития. Дошкольник развивается в

процессе обучения, если оно строится по его собственной программе. Наличие

собственной программы обучения означает, что ребенок учится тому, что он считает

нужным и интересным. Например, он рисует картинку, на которой должны быть машина

или человек, но рисовать их он еще не умеет. Он будет делать все возможное и даже

больше того, чтобы научиться рисовать машину или человека. Он сам будет подходить к

взрослому с вопросами, будет просить показать ему, как рисуется машина, и т.д. Такое

обучение будет носить отчетливо спонтанный характер. Конечно, не следует сидеть и

ждать, когда ребенок захочет научиться рисовать машину, писать буквы или решать

задачу. Взрослый придумывает такие ситуации, в которых у малыша возникает мотив

обучения. К примеру, игрушечный мишка, с которым малыш собирался играть, вдруг

исчезает и оставляет записку, что он уехал на Север. Ребенок очень хочет вернуть

медвежонка, с которым подружился, но для этого ему надо узнать, где находится Север,

как туда добраться, кто там живет, какая там погода и т.п. В этом случае с внешней

стороны мы имеем типичную картину реактивного обучения, идущего от взрослого, который учит малыша ориентироваться в пространстве карты, ходить на лыжах, знакомит

его с буквами, показывает, как и зачем надо пользоваться компасом и т.п. Однако с

внутренней, психологической, стороны это будет спонтанное обучение, поскольку оно

лежит в русле непосредственных интересов ребенка. В дошкольном возрасте реактивное

обучение по программе взрослых должно трансформироваться в спонтанное обучение по

собственной программе ребенка. Ориентация в образовательных программах для

дошкольников на спонтанное обучение предполагает, что педагог должен не только и не

столько научить ребенка (это вторая задача), сколько сформировать у него мотивы

обучения. Многие педагоги и родители считают, что когда они предлагают ребенку что-то

сделать и чему-то научиться – рисовать, лепить пирожки, писать буквы и т.п., а ребенок

все это без капризов делает, то это означает, что у него есть мотив обучения. Как правило,

это далеко не так. В лучшем случае ребенок мотивирован общением со взрослым, а к

собственно обучению это мало относится. Чаще всего ребенок детерминирован самой

предметной деятельностью на уровне манипуляций с предметами. Он с удовольствием

разводит краски, пишет новой ручкой, листает книжку с картинками и т.п. Конечно, это

все важные и нужные для развития ребенка виды деятельности. Надо только понимать,

что если здесь и будет иметь место обучение, то косвенное, которое дает результаты, но

они во многом являются непредсказуемыми.

Третье условие достижения основной психологической цели дошкольного образования

тесно связано с предыдущими условиями и касается становления и развития детской игры –

Информация о работе Теоретические основы ФГОС дошкольного образования