Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 14:16, реферат
1. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского
2. Основные новообразования дошкольного возраста
3. Психологические основания Стандарта
предметной деятельности и познавательной активности ребенка раннего возраста,
что, в свою очередь, является условием формирования первичных форм мышления и
речи.
Развитие речи создает возможности для переименования предметов, которое
открывает перспективу символических игровых замещений и становления игровой
деятельности.
В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики
(произвольность, внутренний план действия, творческая инициативность и пр.),
необходимые в дальнейших формах деятельности ребенка.
Таким образом, каждый последующий этап «накладывается» на предыдущий,
появление новых способностей ребенка становится возможным благодаря достижениям
предшествующих периодов. Нарушение данных закономерностей, «пропуск» или
ускоренное «пробегание» какого-либо этапа чревато серьезными нарушениями и де-
формациями возрастного развития. Однако на практике возрастная последовательность
периодов детского развития все чаще искажается.
В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни»
взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития.
Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые
сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия,
компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в
максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение
детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку
технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция
носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией
ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В.
Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается
симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка
отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое
представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не
знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется
лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое
равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое
равенство, согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые.
Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как
можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зре-
ния, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни,
слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому
противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна
и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет
отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о
детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к
обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм
(несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками).
Альтернативой акселерации А. В. Запорожец считал амплификацию детского
развития — т. е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста.
Каждый этап возрастного развития имеет огромные резервы, которые далеко не всегда
реализуются. Эти резервы скрыты в специфических формах деятельности ребенка,
которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Для
младенца — это личностное, эмоциональное общение со взрослым, для ребенка 1—3 лет
— это действия с предметами и процессуальная игра, для дошкольника — ролевая игра,
рисование, конструирование, восприятие сказок, детское экспериментирование и пр.
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются
такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность,
уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, произвольность, умственные
и познавательные способности и пр. Эффективное и полноценное (а не ускоренное)
развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а
своевременное и максимально полное использование их возможностей.
Путь, основанный на амплификации детского развития, — значительно более
сложный и трудный, чем путь акселерации. Здесь невозможен прямой перенос на ребенка
собственных ценностей и представлений. Напротив, нужно хорошо знать, понимать и
чувствовать возможности ребенка, его детские желания, предпочтения, состояния —
словом, его детскую психологию, которая существенно отличается от психологии
взрослого человека.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
С. 356-358. [Источник http://doshkolniki.org/
190-akseleraciya-i-
Нас и наших коллег нередко спрашивают: как так оказалось, что вы,
последовательно выступающие против стандартов образования вообще и дошкольного
образования в частности, оказались в группе экспертов, занимающихся разработкой
стандартов дошкольного образования? С одной стороны, представляется, что
стандартизация любой ступени образования будет способствовать выхолащиванию самого
образования. Много раз в разных выступлениях и статьях мы подчеркивали, что
образование – часть культуры и его нельзя ни позаимствовать из другой культуры, каким
хорошим и прогрессивным оно ни казалось, ни привести к каким-либо стандартам.
Однако, с другой стороны, нельзя не признать, что современное отечественное
дошкольное образование нуждается в модернизации. В этой логике разработка стандартов
дошкольного образования предполагает в своей основе модернизацию и
совершенствование системы дошкольного образования. ***
Как показывает анализ изменений и реформ дошкольного образования,
модернизация может строиться на разных основаниях: требованиях школы,
экономических условиях, наличии/отсутствии очередей в детские сады и т.п. Однако на.
представляется, что в основу модернизации дошкольного образования и, соответственно
стандартов, лежащих в ее основании, должны быть взяты «вечные» и неизменные законы
психического и личностного развития детей дошкольного возраста. При этом мы так же,
как и другие разработчики ФГТ и стандартов образования, ориентируемся на культурно-
историческую концепцию Л.С. Выготского. Правда, в отличие от многих из них,
стараемся не приговаривать известные тезисы и положения его теории, но пытаемся
сделать их действительной основой наших рассуждений и выводов. Нередко можно
встретить ссылки на Л.С. Выготского, но по своей сути написанное во многом
противоречит его идеям, поэтому мы сочли возможным написать, что мы не говорим про
Л.С. Выготского, а исходим из его теории и строим на ней наши рассуждения
В последние пять–семь лет в системе дошкольного образования происходят бурные
изменения. С одной стороны, наблюдается тенденция отказа от того, чем известна и, более
того, знаменита отечественная система дошкольного воспитания, – занятий. При этом
часто забывается, что слово «занятия» является однокоренным со словом «занятно» и не
подразумевает похожести на школьные уроки. С другой стороны, требования,
предъявляемые к системе дошкольного образования, существенно превосходят
имеющийся на сегодняшний день уровень дошкольного образования и предполагают
наличие у детей определенных навыков: чтения, письма, счета, ориентации в
окружающем и многое другое. Все чаще слышатся разговоры о необходимости
обязательного дошкольного образования. Нередко высказывается мнение, что ребенок, по
тем или иным причинам не посещавший детский сад, не будет психологически
подготовлен к школьной жизни и усвоению предусмотренных школьными программами
знаний. При этом остается открытым вопрос: как это будет соотноситься с законом об
обязательном школьном образовании? Все громче слышны призывы разработать и ввести
стандарты дошкольного образования. При этом говорят, что стандарты дошкольного
образования – это совсем не то, что стандарты школьного образования. Но вполне можно
ожидать, что, какой бы смысл ни вкладывался в слово «стандарты», скорее всего, вместе с
их введением в крышку гроба отечественного дошкольного образования будет заколочен
последний гвоздь.
Итак, надо ли менять систему дошкольного образования? Для этого попытаемся
сначала ответить на вопрос о роли общественного дошкольного образования в жизни
маленького ребенка. Зачем современному ребенку в России нужен детский сад? Этот
вопрос требует специального осмысления. Так, есть родители, которые считают, что
детский сад – это, как когда-то говорил руководитель Госкомитета по образованию СССР
Г.А. Ягодин своеобразная «камера хранения». При этом если кого-то такое положение дел
вполне устраивает, то другие родители записывают ребенка в разные кружки и студии,
полагая, что научиться чему-то нужному и полезному он сможет только там. В педагогике
давно стал популярным тезис Л.С. Выготского о том, что хорошо только такое обучение,
которое ведет за собой развитие. Однако в отношении дошкольного образования нередко
указывают на занятость родителей и отсутствие у них или у тех, кто их заменяет,
специальной подготовки для обучения дошкольников. Ни в коей мере не ставя под
сомнение и занятость современных родителей, и отсутствие у них специального
образования, тем не менее, есть основания говорить, что детский сад нужен
дошкольникам не только и не столько по этим причинам.
Что же приобретают дети в детском саду, вернее, должны приобретать? С
психологической точки зрения, на этот вопрос можно ответить одним словом: общение.
Ребенок в детском саду должен учиться взаимодействовать с разными взрослыми и
детьми, должен, согласно законам психического развития, научиться общаться, освоив
разные позиции и роли в процессе общения, приобрести опыт совместной и коллективной
деятельности. Все это строится на уже сложившейся индивидуальной деятельности
ребенка, которая, с одной стороны, предшествует коллективным видам деятельности, а с
другой – позволяет ассимилировать достижения коллективных видов деятельности.
Индивидуальная деятельность обеспечивает необходимые условия для нормального,
адекватного возрасту функционирования нервной системы малыша, позволяет ему
спонтанно расслабляться, отдыхать от сверстников, анализировать и планировать
собственную деятельность. На определенном этапе развития индивидуальная
деятельность трансформируется в совместную деятельность детей и их общение. Именно
общение обеспечивает ребенку культурное развитие, которое свойственно только
человеку.
Каковы же условия, обеспечивающие культурное развитие? Есть одно
принципиальное отличие культурного развития от иных видов «высшей формы
Информация о работе Теоретические основы ФГОС дошкольного образования