Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 08:21, курсовая работа
Цель работы: выявить педагогические условия успешного применения дидактических игр, обеспечивающих формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, направленные на формирование пространственных представлений
Обобщим экспериментальные данные среднегрупповых показателей уровня сформированности пространственного образа по экспериментальной группе.
При помощи Г-критерия Вилкоксона сопоставим показатели уровней сформированности пространственного образа по функциональным компонентам, измеренным в двух разных условиях на одной и той же выборке: до и после эксперимента. Данный критерий позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность.
Сформулируем нулевую гипотезу: интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня сформированности пространственного образа по функциональным компонентам не превышает интенсивности сдвигов в сторону его понижения.
Альтернативная гипотеза: интенсивность сдвигов в сторону повышения уровня сформированности пространственного образа по функциональным компонентам превышает интенсивность сдвигов в сторону понижения.
Обратимся к результатам диагностики и их обработке (таблица 6).
Таблица 6 - Изменение средних групповых показателей уровня сформированности пространственного образа по функциональным компонентам в экспериментальной группе
Функциональные компоненты |
Средний балл, по группе до эксперимента |
Средний балл по группе после эксперимента |
Разнос ть |
Абсолют ное значение разности |
Ранговый номер разности |
Интеллектуальный |
6,091 |
7,000 |
-0,909 |
0,909 |
5 |
Мотивационный |
6,382 |
8,044 |
-1,662 |
1,662 |
2 |
Волевой |
4,863 |
6,500 |
-1,637 |
1,637 |
3 |
Эмоциональный |
6,591 |
7,272 |
-0,681 |
0,681 |
1 |
Предметно- практический |
6,877 |
7,781 |
-0,904 |
0,904 |
6 |
Саморегуляционный |
4,455 |
5,882 |
-1,427 |
1,427 |
4 |
Экзистенциальный |
4,455 |
5,254 |
-0,799 |
0,799 |
7 |
Всего баллов: |
39,714 |
47,733 |
28 |
В соответствии с математическими методами обработки данных выявлены только типичные сдвиги, нетипичные сдвиги отсутствуют, т.е. равны нулю (0). В соответствии с формулой вычисления критерия, необходимо подсчитать сумму нетипичных рангов. Искомое число Т= 0.
Сравним критические значения Т для нашего п = 7, где п - количество функциональных компонентов. Полученное нами значение Т (0) равно критическому значению Т для уровня статистической значимости р = 0,01. Отсюда следует, что нулевая гипотеза не подтвердилась, т.е. сдвиг в типичную сторону по интенсивности в сторону повышения уровня сформированности пространственного образа достоверно преобладает.
Может возникнуть сомнение, не произошло ли повышение уровня каждого из функциональных компонентов пространственного образа за счет какого-либо одного или каких-либо нескольких (но не всех) структурных компонентов. Для проверки данного предположения проанализируем динамику изменения уровня сформированности пространственного образа по структурным компонентам. Результаты диагностики отражены в таблице 7.
Таблица 7 - Изменение средних групповых показателей уровня сформированности пространственного образа по структурным компонентам в экспериментальной группе
Структурные компоненты |
Средний балл по группе до эксперимента |
Средний балл по группе после эксперимента |
Люди |
14,638 |
16,499 |
Пространство |
13,576 |
15,816 |
Время |
11,500 |
15,418 |
Всего баллов: |
39,714 |
47,733 |
Значимые сдвиги в сторону повышения уровня сформированности пространственного образа произошли и по каждому из структурных компонентов. Полученные результаты не подтверждают возникших сомнений.
Обратимся к контрольной группе. В период реализации технологии игрового взаимодействия в экспериментальной группе формирование пространственного образа в контрольной группе происходило по- прежнему традиционно (стихийно). При этом и экспериментальная, и контрольная группы обучались по одному и тому же учебному плану.
После проведения эксперимента в обеих группах был сделан срез уровня сформированности пространственного образа. Результаты среза приведены в таблице 8. Сравним их.
Таблица 8 - Результаты диагностики уровня сформированности пространственного образа до и после проведения эксперимента
Группы |
Показа тели |
Уровни сформированности пространственного образа | ||||||
Низкий |
Средний |
Высокий | ||||||
До |
После |
До |
После |
До |
После | |||
Экспериментальная |
10 |
Абс. |
9 |
4 |
1 |
5 |
0 |
1 |
% |
91,3 |
43,5 |
8,7 |
47,8 |
0 |
8,7 | ||
Контрольная |
10 |
Абс. |
8 |
7 |
2 |
3 |
0 |
0 |
% |
90,5 |
81,0 |
9,5 |
19,0 |
0 |
0 |
Данные, отраженные в таблице 8, явно свидетельствуют о повышении уровня сформированности пространственного образа в экспериментальной группе.
Подведем итоги формирующего эксперимента.
При проведении формирующего эксперимента обучение в обследуемых группах различалось только одним обстоятельством: в экспериментальной группе реализовывалась модель игрового взаимодействия, в контрольной - нет. Все остальные условия обучения (состав групп, содержание предметов, способы диагностики и математической обработки полученных данных и т.п.) оставались одинаковыми. Следовательно, повышение уровня сформированности пространственного образа в экспериментальной группе можно объяснить тем, что в качестве средства его формирования использовалась разработанная модель игрового взаимодействия, которая реализовывался при определенных педагогических условиях, а именно:
Указанные условия были реализованы на основе закономерностей и принципов целостного педагогического процесса, объединяли все его элементы: дидактическое целеполагание, разработку содержания, проектирование и планирование, организацию педагогического процесса, педагогический и диагностический анализ, коммуникативную деятельность.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что гипотеза формирующего эксперимента подтвердилась.
Приведенные в данном параграфе результаты экспериментальной работы и математической обработки полученных данных однозначно указывают на эффективность использования игрового взаимодействия как педагогического средства в целях формирования пространственного образа у детей дошкольного возраста.
Результаты теоретического исследования и экспериментальной работы позволили определить целостные свойства формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия:
Обоснованием выделения перечисленных свойств являются методологические положения об интеграции педагогических явлений, их функциональном и структурном единстве, описание целостных свойств процесса обучения, направленного на формирование всесторонне развитой гармоничной личности, а также педагогики индивидуальности.
Практическое значение изложенного подхода к реализации модели игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа состоит в следующем. Во-первых, этот подход дает представление о том, как нужно строить деятельность воспитателей дошкольного учреждения, чтобы - они могли влиять на развитие не только отдельных компонентов, а содействовать формированию пространственного образа высокого уровня целостности. Во-вторых, он дает возможность определенным образом структурировать процесс обучения по каждому отдельному предмету с тем, чтобы он в полной мере обеспечивал формирование пространственного образа.
Таким образом, подводя итоги экспериментальной работы по использованию игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа ребенка и осмысливая практику его применения, можно сделать следующие выводы:
Заключение
Сформированность пространственного- образа у ребенка является важным условием его эффективной адаптации в обществе. Пространственный образ поддается формированию в условиях обучения, развития и воспитания. Данное положение дает возможность ответить на ряд вопросов: каково содержание пространственного образа? С помощью каких средств возможно эффективное формирование пространственного образа? Каково место игрового взаимодействия среди выявленных средств? При каких педагогических условиях формирование пространственного образа в учебно-воспитательном процессе средствами игрового взаимодействия будет эффективным?
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование пространственного образа у детей дошкольного возраста средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе будет более успешным, если: