Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 08:21, курсовая работа
Цель работы: выявить педагогические условия успешного применения дидактических игр, обеспечивающих формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, направленные на формирование пространственных представлений
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования был поставлен и решен ряд аналитических и процессуальных задач.
Разработана модель игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа. Под моделью здесь понимается развернутая программа формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, структура которой представлена тремя компонентами: 1) концептуальным (закономерности и принципы); 2) нормативным (цели, содержание, критерии); 3) технологическим (методы, организационные условия).
В процессе описания данной модели определен целевой компонент игрового взаимодействия. При этом разработанная характеристика уровней структурных и функциональных компонентов пространственного образа является основой для определения ближайших, промежуточных и эталонных целей. Другими словами, характеристика собственно компонентов пространственного образа отражает статичный вариант содержательного компонента игрового взаимодействия, а описанные критерии - его динамичный вариант.
Для характеристики содержательного компонента игрового взаимодействия были выделены критерии отбора его содержания, соответствующие общим принципам педагогического процесса. В основу содержания закладывается контекст того предмета, в рамках которого реализуется игровое взаимодействие.
Модель реализации игрового взаимодействия в учебно- воспитательном процессе вместе с моделью пространственного образа позволили определить следующие целостные свойства указанного процесса:
Таким образом, разработана операционно-процессуальная сторона игрового взаимодействия в контексте целостного учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В курсовом исследовании представлены основные результаты экспериментальной работы, проведенной с целью экспериментальной проверки необходимости и достаточности обозначенных организационно-педагогических условий для эффективного формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия.
Эмпирическая работа проводилась в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе был разработан диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за формированием пространственного образа у ребенка с целью его коррекции в учебно-воспитательном процессе. Результаты этого исследования и их математическая обработка убедили в отсутствии целенаправленного, специально организованного формирования пространственного образа целостном учебно- воспитательном процессе вследствие чего уровень сформированности пространственного образа остается низким во всех группах.
На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Было разработано и реализовано содержание игрового взаимодействия по каждому из предметов с соблюдением выявленных и научно обоснованных организационно-педагогических условий использования модели игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа.
Контрольный срез после проведения эксперимента полностью подтвердил гипотезу эмпирической части.
Таким образом, результаты формирующего эксперимента и их математическая обработка позволили утверждать, что модель игрового взаимодействия, реализованная с учетом выявленных организационно- педагогических условий, явился средством качественного повышения уровня сформированности пространственного образа у ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.
Все вышесказанное дает основание говорить о выполнении всех поставленных задач, о подтверждении исходной гипотезы, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, а, значит, о достижении основной цели диссертационного исследования.
Однако теоретический анализ проблемы и экспериментальная работа не только подтвердили исходную гипотезу, но и выявили ряд новых фактов и проблем, требующих специального исследования. Нуждаются в ответах следующие вопросы: может ли технология игрового взаимодействия стать средством формирования не только пространственного образа у детей дошкольного возраста, но и других значимых процессов, как в дошкольном, так и в старшем возрасте? Какою должна быть методика обучения будущих специалистов системы дошкольного образования в вузе для овладения технологии игрового взаимодействия? Какими профессиональными знаниями, умениями, навыками должны обладать воспитатели для реализации технологии игрового взаимодействия в педагогическом процессе?
Список использованной литературы
Приложение 1
Компоненты |
Критерии оценки деятельности |
1.
Ориентированность на листе |
Умеют находить на листе бумаги верхний левый угол, правый верхний угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину листа. |
2.
Двигаться в заданном |
- Быстро определяют направление по сигналу; - Определяют направление в соответствии с указателями маршрутов; - Составляют маршрут с использованием указателей: вперед, назад, налево, направо. |
3.
Определять свое место |
-
Определяют свое место - Определяют
размещенность предметов в - Определяют
пространственные отношения |
4.
Обозначать в речи |
- Дают словестное обозначение своего местонахождения; - Дают словестное обозначение другого предмета по отношению к себе; - Дают словестное описание своего местонахождения между предметами по признаку их расположения, по линиям основных и промежуточных направлений (например, справа от дома, за домом); |
Приложение 2.
Перечень игр, которые были использованы в при проведении формирующего эксперимента
«Домашние и дикие животные»,
«Найди отличие»,
«Чего не хватает?»,
«Четвертый лишний»,
«Найди пару»,
«Найди ошибку»,
«Найди путь к домику»,
«С какой ветки детки»,
«Времена года» ,
«Посмотри и назови»,
«Одинаковые игрушки»,
«Какой подходит?»,
«У кого такой же...»,
«Нравится - не нравится»,
«что катится, что не катится?