Теоретические основы методики формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выявить педагогические условия успешного применения дидактических игр, обеспечивающих формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры, направленные на формирование пространственных представлений

Файлы: 1 файл

КР Катя.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования был поставлен и решен ряд аналитических и процессуальных задач.

Разработана модель игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа. Под моделью здесь понимается развернутая программа формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, структура которой представлена тремя компонентами: 1) концептуальным (закономерности и принципы); 2) нормативным (цели, содержание, критерии); 3) технологическим (методы, организационные условия).

В процессе описания данной модели определен целевой компонент игрового взаимодействия. При этом разработанная характеристика уровней структурных и функциональных компонентов пространственного образа является основой для определения ближайших, промежуточных и эталонных целей. Другими словами, характеристика собственно компонентов пространственного образа отражает статичный вариант содержательного компонента игрового взаимодействия, а описанные критерии - его динамичный вариант.

Для характеристики содержательного компонента игрового взаимодействия были выделены критерии отбора его содержания, соответствующие общим принципам педагогического процесса. В основу содержания закладывается контекст того предмета, в рамках которого реализуется игровое взаимодействие.

Модель реализации игрового взаимодействия в учебно- воспитательном процессе вместе с моделью пространственного образа позволили определить следующие целостные свойства указанного процесса:

  • функциональное единство всех процессов, внутри которых реализуется игровое взаимодействие;
  • целостное развитие сфер индивидуальности детей посредством игрового взаимодействия;
  • тесная связь обучения с процессом адаптации в обществе.

Таким образом, разработана операционно-процессуальная сторона игрового взаимодействия в контексте целостного учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.

В курсовом исследовании представлены основные результаты экспериментальной работы, проведенной с целью экспериментальной проверки необходимости и достаточности обозначенных организационно-педагогических условий для эффективного формирования пространственного образа средствами игрового взаимодействия.

Эмпирическая работа проводилась в три взаимосвязанных этапа. На первом этапе был разработан диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за формированием пространственного образа у ребенка с целью его коррекции в учебно-воспитательном процессе. Результаты этого исследования и их математическая обработка убедили в отсутствии целенаправленного, специально организованного формирования пространственного образа целостном учебно- воспитательном процессе вследствие чего уровень сформированности пространственного образа остается низким во всех группах.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент. Было разработано и реализовано содержание игрового взаимодействия по каждому из предметов с соблюдением выявленных и научно обоснованных организационно-педагогических условий использования модели игрового взаимодействия как средства формирования пространственного образа.

Контрольный срез после проведения эксперимента полностью подтвердил гипотезу эмпирической части.

Таким образом, результаты формирующего эксперимента и их математическая обработка позволили утверждать, что модель игрового взаимодействия, реализованная с учетом выявленных организационно- педагогических условий, явился средством качественного повышения уровня сформированности пространственного образа у ребенка дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Все вышесказанное дает основание говорить о выполнении всех поставленных задач, о подтверждении исходной гипотезы, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях, а, значит, о достижении основной цели диссертационного исследования.

Однако теоретический анализ проблемы и экспериментальная работа не только подтвердили исходную гипотезу, но и выявили ряд новых фактов и проблем, требующих специального исследования. Нуждаются в ответах следующие вопросы: может ли технология игрового взаимодействия стать средством формирования не только пространственного образа у детей дошкольного возраста, но и других значимых процессов, как в дошкольном, так и в старшем возрасте? Какою должна быть методика обучения будущих специалистов системы дошкольного образования в вузе для овладения технологии игрового взаимодействия? Какими профессиональными знаниями, умениями, навыками должны обладать воспитатели для реализации технологии игрового взаимодействия в педагогическом процессе?

 

 

Список использованной литературы

  1. Агаджанян, Н.А. Физиология человека [Текст]. Учебник (курс лекций). – М.: Медицинская книга, 2001. - 527с.
  2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. Под ред. В. В. Юртайкина – М.: Просвещение, 1984 – 64с.
  3. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]. Издательство: Просвещение: 1964. – 304с.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. – М.: Просвещение, 1985.- 176 c.
  5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. Факультктов высш. Учеб. Заведений.- М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 400 с.:
  6. Данилова, В.В. Методика формирования математических представлений [Текст]. – М., 1996. – 177 с.
  7. Дефектология. Словарь – справочник [Текст]. - М.: 1996.-146с.
  8. Давайте поиграем.: Мат. Игры для детей 5- 6 лет. Кн. Для Д 13 воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабутский, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чебатаревеная; под ред. Столяра – М: Просвещение, 1991- 80 с.
  9. Карабанова, О.А. Развитие игровой деятельности детей 2—7 лет: метод, пособие для воспитателей [Текст] / О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьёва. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.
  10. Колесникова, Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений [Текст]. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.
  11. Касицина М.А. Дошкольная математика. М.: ГНОМ и Д, 2001.
  12. Корнеева Г.А., Родина Е.В., Хорина Л.А. Теория и методика развития математического представления у детей дошкольного возраста. М.: МГПУ, 2001.
  13. Леушина. Л.А. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст]. - М.: Просвещение. - 2002. -265с.
  14. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 224 с.
  15. Математика до школы / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Акцидент,1998.
  16. Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвящение, 1984.-256с.
  17. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб.: Акцидент, 1996.
  18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-2-е изд.-М.Просвещение:ВЛАДОС, 1995.-576с.
  19. Новикова В. П. Математика в детском саду. Средний дошкольный возраст. – М.: Мозаика- Синтез, 2005 – 88 с.
  20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой. М., 2005
  21. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей [Текст]. - С-Петербург изд-во «Союз» - 2004 г. – 188 с.
  22. Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]. - М., 1996. – 144 с.
  23. Сай, М.К. Математика в детском саду [Текст]. - Минск, 1990.– 96с.
  24. Смоленцева, А.А. Сюжетно дидактические игры с математическим содержанием [Текст]. —М.: Просвещение, 1993. - С.21-34.
  25. Сербина Е.В.Математика для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992 – 80 с.
  26. Фрейлах Н.И. Методика математического развития. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА-М, 2006. – 208с.
  27. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст]. Под ред. А. А. Столяра. -М.: Просвещение, 1998. - 303 с. 
  28. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений [Текст]. - М: Издательский центр «Академия», 1998. - 272 с.

 

 

Приложение 1

Компоненты

Критерии оценки деятельности

1. Ориентированность на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, посередине).

Умеют находить на листе бумаги верхний левый угол, правый верхний угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину листа.

2. Двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу. А также в соответствии со стрелками, указателями маршрута: вперед, назад, налево, направо.

- Быстро определяют направление  по сигналу;

- Определяют  направление в соответствии с  указателями маршрутов;

- Составляют  маршрут с использованием указателей: вперед, назад, налево, направо.

3. Определять свое место нахождения  среди окружающих людей и предметов.

- Определяют свое место нахождения;

- Определяют  размещенность предметов в пространстве, фиксировать их местонахождение  впереди или сзади, справа, слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов».

- Определяют  пространственные отношения между  предметами по признаку их  расположения, по линиям основных  и промежуточных направлений (например, справа от дома - гараж, за домом видна дорога);

4. Обозначать в речи местонахождение  того или иного предмета по  отношению к себе и другому  предмету.

- Дают словестное обозначение  своего местонахождения;

- Дают словестное  обозначение другого предмета  по отношению к себе;

- Дают словестное описание своего местонахождения между предметами по признаку их расположения, по линиям основных и промежуточных направлений (например, справа от дома, за домом);


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Перечень игр, которые были использованы в при проведении формирующего эксперимента

«Домашние и дикие животные»,

«Найди отличие»,

«Чего не хватает?»,

«Четвертый лишний»,

«Найди пару»,

«Найди ошибку»,

«Найди путь к домику»,

«С какой ветки детки»,

«Времена года» ,

«Посмотри и назови»,

«Одинаковые игрушки»,

«Какой подходит?»,

«У кого такой же...»,

«Нравится - не нравится»,

«что катится, что не катится?


Информация о работе Теоретические основы методики формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста