Теоретические основы организации обучения в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций

Описание работы

Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курс_лекций_по_МДК_ТОО_обучения_в_нач.кл..doc

— 829.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, микрокризис должен быть и развивающимся, то есть в кризисной ситуации ученик должен пройти все полагающиеся стадии. Только в случае прохождения всех стадий, то есть в случае развивающегося микрокризиса он станет развивать личность и способности ученика.

Технология развивающего микрокризиса достаточно сложна и требует специального места для сколько-нибудь убедительного изложения.

Очевидно, что для организации работы по методу развивающего дискомфорта необходима и особая система оценки, позволяющая выстроить индивидуальную и достаточно жесткую систему оценки деятельности одаренного ребенка. Фактически многие талантливые учителя стихийно используют такую индивидуальную шкалу оценки, надо только чтобы это интуитивное проникновение стало сознательным методом.

Но дело не только в достаточной жесткости оценок. В рамках предлагаемого метода необходимо изменить всю систему оценивания ученика, включив в нее, на равных правах с результатами учения и сферу общения, и сферу творческой деятельности. При этом система оценивания должна носить одновременно и жесткий, и в определенном смысле, как это ни кажется парадоксальным, щадящий самолюбие ученика характер. Изменение системы оценивания ученика учителем и психологом, по нашим данным, приводит к принципиальному изменению субъективных представлений ученика об успешности своей деятельности.

Принципиальное значение имеет, с этой точки зрения, новая система поощрений и наказаний, совместимая с предлагаемым методом. Если идеология и практика поощрений в той или иной мере имеется в современной психолого-педагогической науке, то значительно хуже дело обстоит с наказаниями. Они, естественно, применяются в реальной школьной практике, но как бы негласно, без освящения их высокими гуманистическими принципами. С нашей точки зрения, не только система поощрения, но в особенности система наказаний должна быть всесторонне продумана при использовании метода развивающего дискомфорта. Еще у Песталоцци можно встретить идею о том, что правильно воспитанный ребенок сам стремится к наказанию, воспринимая его как своего рода "искупление" своей вины". С такого же рода идеями мы встречались у авторов религиозной ориентации. Близкие к этому идеи есть у известного психолога А.Н. Леонтьева.

В настоящей статье не место обсуждать конкретные принципы и приемы наказания, в наибольшей мере совместимые с предлагаемым методом "развивающего дискомфорта", но тем не менее наметим главные из них.

Основным принципом системы наказаний в условиях предлагаемого метода является: никогда не наказывать ученика (ни отметкой, ни любым другим образом) за сам по себе неуспех в интеллектуальной или творческой деятельности, когда ученик старался, но у него почему-либо не получилось. Хотя одаренные дети любят и умеют умственно трудиться, непродуманная система наказаний может изменить и эту родовую их черту.

Система наказаний должна относиться только к регуляторной деятельности ученика. Иначе говоря, ученик наказывается только в том случае, если он мог, но не проявил необходимые волевые усилия, если его волевые привычки не сформированы в достаточной степени и необходимо, чтобы ученик в полной мере это осознал. Здесь наказание может и должно быть строгим и вполне чувствительным для ученика.

Укажем при этом, что при достаточной строгости наказания оно должно быть, по возможности, сравнительно редким событием в жизни ученика. Особое значение имеет неотвратимость наказания.

Существенно, что применение наказаний фактически, само по себе является ситуацией развивающего микрокризиса и потому несет с собой повышенные возможности для поступательного изменения личности ученика, создания условий для формирования, укрепления и развития его способности к самоактуализации. А именно это и является основной задачей работы с одаренными детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3.2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.

Эти отклонения (девиации) проявляются в:

- школьной неуспеваемости  детей;

- отсутствии интереса  к учению, труду, организованному  досугу;

- недисциплинированности;

- невыполнении общественных  норм поведения;

- нарушении прав окружающих  людей;

- конфликтности;

- высокой тревожности;

- наличии нежелательных  качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;

- гиперактивности (пассивности);

- немотивированной агрессии, жестокости;

- употреблении алкоголя  и наркотических веществ;

- правонарушениях.

Проблемы в развитии возникают под влиянием трёх групп факторов:

биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);

психогенных (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);

социогенных, в числе которых следует отметить:

- экономическое неблагополучие  семьи;

- безнадзорность в семье (лишний ребёнок);

- отрицательный пример  родителей (нет дружбы, общения);

- чрезмерная любовь к  детям (ребёнок — кумир);

- авторитарное воспитание  в семье (принуждения, обиды);

- отсутствие трудового  воспитания в семье (освобождённость  от домашнего труда);

- влияние средств массовой  информации;

- участие в неформальных  объединениях молодёжи;

- отсутствие доверительных  отношений учителей с учениками;

- перегрузка в школе;

- слабая база для проведения  досуга по месту жительства  и др.

С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами:

- дети с ограниченными  возможностями жизнедеятельности, т.е. с глубокой патологией физического  и/или психического развития (с  ограничением движения, недостатками  зрения, слуха, умственным отставанием); для них существуют специальные  учреждения — детские дома, интернаты;

- дети с задержкой  психического развития (ЗПР) — для  них существуют коррекционные  учреждения или группы (классы) выравнивания, в которых осуществляется коррекция  развития;

- дети с педагогический  и/или социальной запущенностью, состоящие в основном контингентс учебно-воспитательных учреждений как «трудные», трудновоспитуемые и труднообучаемые (компенсирующая педагогика);

- дети с нарушением  социальных связей и отношений, социально дезадаптированные, характеризующиеся  отчуждением от семьи или школы, асоциальным поведением, склонностью к правонарушениям;

- дети «зоны риска»- имеют  неглубокие, непатологические, неярко  выраженные пограничные отклонения  психики или личностные психологические  особенности (акцентуации характера, неадекватную самооценку, нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность, комплексы). В силу этого они предрасположены к возникновению проблем в обучении и воспитании; для детей «зоны риска» применим только индивидуальный подход, основанный на углублённой психолого-педагогической диагностике и коррекции, но чаще всего группа риска не выделяется из общей массы учащихся.

Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами:

- неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);

- сверхактивные и сверхпассивные;

- с нарушениями в сфере  общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);

- с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным  поступкам);

- с антисоциальными проявлениями;

- правонарушители.

Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях (д/сады, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.

 

Классификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами

По уровню применения: помощь детям в решении их проблем (программы социальной защиты, помощи безнадзорным, профилактики правонарушений и т.д.) развёртывается на государственном, региональном (метатехнология), отраслевом и микрорайонном уровне (структуры социальной защиты), учрежденческом (модульно-локальные технологии) и индивидуальном (микротехнологии) уровнях.

По философской основе: все технологии перевоспитания, поддержки и помощи являются гуманистическими, природосообразными, на уровне модульно-локальных и микротехнологий охватывают весь диапазон философских взглядов от материализма до идеализма.

По основному фактору развития: комплексные, с акцентом на социогенность.

По научной концепции освоения опыта:комплексные.

По характеру содержания и структуры: воспитательные, проникающие, гибкие.

По виду социально-педагогической деятельности: поддержки, помощи, адаптации, реабилитации, коррекции.

По типу управления социально-воспитательным процессом: от традиционного авторитарного до самоуправления.

По организационным формам: дифференцированные + индивидуальные.

По подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: личностно - ориентированные.

По преобладающему методу и средствам: гибкие.

По направлению модернизации и отношению к традиционной воспитательной системе:

на основе усиления социально-воспитательных функций.

По категории обучаемых: дети с проблемами.

 

Целевые ориентации

 

- Помочь ребёнку преодолеть  социально-педагогические трудности, «перешагнуть» через возникший  кризис.

- Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

- Создать положительную  Я-концепцию, снять синдром неудачника.

- Подвести ребёнка к  процессу самовоспитания и перевоспитания.

- Формировать адекватную  самооценку.

- Развивать интеллектуальные  способности.

- Укреплять положительные  нравственные начала в личности ребёнка.

- Адаптироваться в коллективе  сверстников, включиться в социальные  и внутриколлективные отношения.

- Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.

- Привлечь ребёнка к  социально-значимой и трудовой  деятельности.

- Обеспечить право ребёнка на образование, обучать всех детей без отбора и отсева.

- Охранять и укреплять  детей, имеющих проблемы, средствами  организованных педагогических  влияний физического и психического  здоровья.

- Педагогизировать окружающую  среду: создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.

- Предупреждать трудновоспитуемость: ранняя диагностика и помощь.

Терминология

Дети с проблемами — дети, имеющие физический и/или психический недостаток (проблему), которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. Другие названия: трудные, трудновоспитуемые, девиантпые, дезадаптированные, дети зоны риска.

Отклоняющееся, или девиантное, поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам.

Асоциальное поведение — это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.

Антисоциальное поведение — поведение, которое противоречит общественной идеологии, политике и общечеловеческим истинам.

Делинквентное поведение — поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.

Трудновоспитуемость, труднообучаемость — невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию.

Трудный ребёнок — ребёнок, обучение, воспитание и развитие которого представляет сложную педагогическую проблему.

Педагогически запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчётами, а также несвоевременным принятием мер.

Социально запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.

Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах