Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
Кроме того, микрокризис должен быть и развивающимся, то есть в кризисной ситуации ученик должен пройти все полагающиеся стадии. Только в случае прохождения всех стадий, то есть в случае развивающегося микрокризиса он станет развивать личность и способности ученика.
Технология развивающего микрокризиса достаточно сложна и требует специального места для сколько-нибудь убедительного изложения.
Очевидно, что для организации работы по методу развивающего дискомфорта необходима и особая система оценки, позволяющая выстроить индивидуальную и достаточно жесткую систему оценки деятельности одаренного ребенка. Фактически многие талантливые учителя стихийно используют такую индивидуальную шкалу оценки, надо только чтобы это интуитивное проникновение стало сознательным методом.
Но дело не только в достаточной жесткости оценок. В рамках предлагаемого метода необходимо изменить всю систему оценивания ученика, включив в нее, на равных правах с результатами учения и сферу общения, и сферу творческой деятельности. При этом система оценивания должна носить одновременно и жесткий, и в определенном смысле, как это ни кажется парадоксальным, щадящий самолюбие ученика характер. Изменение системы оценивания ученика учителем и психологом, по нашим данным, приводит к принципиальному изменению субъективных представлений ученика об успешности своей деятельности.
Принципиальное значение имеет, с этой точки зрения, новая система поощрений и наказаний, совместимая с предлагаемым методом. Если идеология и практика поощрений в той или иной мере имеется в современной психолого-педагогической науке, то значительно хуже дело обстоит с наказаниями. Они, естественно, применяются в реальной школьной практике, но как бы негласно, без освящения их высокими гуманистическими принципами. С нашей точки зрения, не только система поощрения, но в особенности система наказаний должна быть всесторонне продумана при использовании метода развивающего дискомфорта. Еще у Песталоцци можно встретить идею о том, что правильно воспитанный ребенок сам стремится к наказанию, воспринимая его как своего рода "искупление" своей вины". С такого же рода идеями мы встречались у авторов религиозной ориентации. Близкие к этому идеи есть у известного психолога А.Н. Леонтьева.
В настоящей статье не место обсуждать конкретные принципы и приемы наказания, в наибольшей мере совместимые с предлагаемым методом "развивающего дискомфорта", но тем не менее наметим главные из них.
Основным принципом системы наказаний в условиях предлагаемого метода является: никогда не наказывать ученика (ни отметкой, ни любым другим образом) за сам по себе неуспех в интеллектуальной или творческой деятельности, когда ученик старался, но у него почему-либо не получилось. Хотя одаренные дети любят и умеют умственно трудиться, непродуманная система наказаний может изменить и эту родовую их черту.
Система наказаний должна относиться только к регуляторной деятельности ученика. Иначе говоря, ученик наказывается только в том случае, если он мог, но не проявил необходимые волевые усилия, если его волевые привычки не сформированы в достаточной степени и необходимо, чтобы ученик в полной мере это осознал. Здесь наказание может и должно быть строгим и вполне чувствительным для ученика.
Укажем при этом, что при достаточной строгости наказания оно должно быть, по возможности, сравнительно редким событием в жизни ученика. Особое значение имеет неотвратимость наказания.
Существенно, что применение наказаний фактически, само по себе является ситуацией развивающего микрокризиса и потому несет с собой повышенные возможности для поступательного изменения личности ученика, создания условий для формирования, укрепления и развития его способности к самоактуализации. А именно это и является основной задачей работы с одаренными детьми.
Тема 3.2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в отклонении от общепринятых социальных возрастных ожиданий, школьно-образовательных нормативов успешности, установленных в обществе норм поведения и общения.
Эти отклонения (девиации) проявляются в:
- школьной неуспеваемости детей;
- отсутствии интереса к учению, труду, организованному досугу;
- недисциплинированности;
- невыполнении общественных норм поведения;
- нарушении прав окружающих людей;
- конфликтности;
- высокой тревожности;
- наличии нежелательных качеств личности: лени, лживости, эгоистичности, грубости;
- гиперактивности (пассивности);
- немотивированной агрессии, жестокости;
- употреблении алкоголя и наркотических веществ;
- правонарушениях.
Проблемы в развитии возникают под влиянием трёх групп факторов:
биогенных (неблагоприятная наследственность, родовые травмы, перенесённые болезни);
психогенных (противоречия между физиологическим ростом и психическим созреванием (возрастные кризисы 3, 7, 13, 17 лет), между уровнем развития потребностей и реальными возможностями их удовлетворения, между приобретёнными знаниями и возрастными особенностями и т.д.);
социогенных, в числе которых следует отметить:
- экономическое неблагополучие семьи;
- безнадзорность в семье (лишний ребёнок);
- отрицательный пример родителей (нет дружбы, общения);
- чрезмерная любовь к детям (ребёнок — кумир);
- авторитарное воспитание в семье (принуждения, обиды);
- отсутствие трудового воспитания в семье (освобождённость от домашнего труда);
- влияние средств массовой информации;
- участие в неформальных объединениях молодёжи;
- отсутствие доверительных
отношений учителей с
- перегрузка в школе;
- слабая база для проведения досуга по месту жительства и др.
С психолого-педагогических позиций можно выделить пять основных групп детей с проблемами:
- дети с ограниченными
возможностями
- дети с задержкой
психического развития (ЗПР) — для
них существуют коррекционные
учреждения или группы (классы) выравнивания,
в которых осуществляется
- дети с педагогический
и/или социальной
- дети с нарушением
социальных связей и отношений,
социально дезадаптированные, характеризующиеся
отчуждением от семьи или
- дети «зоны риска»- имеют
неглубокие, непатологические, неярко
выраженные пограничные
Социально-педагогические признаки определяют следующие группы детей с проблемами:
- неуспевающие (труднообучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые);
- сверхактивные и
- с нарушениями в сфере общения (конфликтность, агрессивность, сквернословие, аутсайдерство);
- с вредными пристрастиями (употребляющие алкоголь, табак, наркотики) и склонностями (к воровству, аморальным поступкам);
- с антисоциальными проявлениями;
- правонарушители.
Технологии работы с «детьми, имеющими проблемы», в современных образовательно-воспитательных учреждениях (д/сады, школы, УДО, спецучреждения) интегрируют огромный арсенал накопленных наукой и практикой средств и методов. Их общая характеристика может быть представлена обобщённой технологией (метатехнологией) развития, обучения и воспитания детей с проблемами.
Классификационная характеристика технологий воспитания и обучения детей с проблемами
По уровню применения: помощь детям в решении их проблем (программы социальной защиты, помощи безнадзорным, профилактики правонарушений и т.д.) развёртывается на государственном, региональном (метатехнология), отраслевом и микрорайонном уровне (структуры социальной защиты), учрежденческом (модульно-локальные технологии) и индивидуальном (микротехнологии) уровнях.
По философской основе: все технологии перевоспитания, поддержки и помощи являются гуманистическими, природосообразными, на уровне модульно-локальных и микротехнологий охватывают весь диапазон философских взглядов от материализма до идеализма.
По основному фактору развития: комплексные, с акцентом на социогенность.
По научной концепции освоения опыта:комплексные.
По характеру содержания и структуры: воспитательные, проникающие, гибкие.
По виду социально-педагогической деятельности: поддержки, помощи, адаптации, реабилитации, коррекции.
По типу управления социально-воспитательным процессом: от традиционного авторитарного до самоуправления.
По организационным формам: дифференцированные + индивидуальные.
По подходу к ребёнку и воспитательной ориентации: личностно - ориентированные.
По преобладающему методу и средствам: гибкие.
По направлению модернизации и отношению к традиционной воспитательной системе:
на основе усиления социально-воспитательных функций.
По категории обучаемых: дети с проблемами.
Целевые ориентации
- Помочь ребёнку преодолеть
социально-педагогические
- Коррекция отклонений,
имеющихся в развитии и
- Создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника.
- Подвести ребёнка к
процессу самовоспитания и
- Формировать адекватную самооценку.
- Развивать интеллектуальные способности.
- Укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка.
- Адаптироваться в коллективе
сверстников, включиться в социальные
и внутриколлективные
- Социальная реабилитация:
восстановить отношения со
- Привлечь ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.
- Обеспечить право ребёнка на образование, обучать всех детей без отбора и отсева.
- Охранять и укреплять
детей, имеющих проблемы, средствами
организованных педагогических
влияний физического и
- Педагогизировать окружающую среду: создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.
- Предупреждать
Терминология
Дети с проблемами — дети, имеющие физический и/или психический недостаток (проблему), которые препятствуют им осваивать общепринятые нормы культурного развития. Другие названия: трудные, трудновоспитуемые, девиантпые, дезадаптированные, дети зоны риска.
Отклоняющееся, или девиантное, поведение — поведение, не соответствующее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам.
Асоциальное поведение — это разновидность отклоняющегося поведения, связанного с нарушением норм человеческого общежития, социальных обязанностей, причиняющего ущерб окружающим.
Антисоциальное поведение — поведение, которое противоречит общественной идеологии, политике и общечеловеческим истинам.
Делинквентное поведение — поведение, проявления которого являются преступлениями, предусмотренными правовым законодательством.
Трудновоспитуемость, труднообучаемость — невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию.
Трудный ребёнок — ребёнок, обучение, воспитание и развитие которого представляет сложную педагогическую проблему.
Педагогически запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, обусловленными педагогическими ошибками и просчётами, а также несвоевременным принятием мер.
Социально запущенные дети — дети с отклонениями в поведении, возникшими вследствие неблагоприятных условий социализации.
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах