Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:10, курс лекций
Курс лекций выстроен в логике стандарта от изучения особенностей государственной политики в области начального общего образования, исследования методологического аспекта реализации ФГОС начального общего образования и заканчивается анализом педагогического аспекта реализации ФГОС начального общего образования. Каждая лекция рассчитана на изучение теоретического материала и обсуждение его на семинарских, практических занятиях, лабораторных работах, самостоятельную работу студентов, тематика которой представлена в конце пособия.
Введение
Раздел 1. Государственная политика в области начального общего образования
1. Модернизация системы образования в России
2. Государственный стандарт начального образования нового поколения
3. Основные термины образовательного стандарта второго поколения
4. Проект «Наша новая школа»
5. Учебно-методические комплексы (УМК) для начальной школы
Раздел 2. Методологический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Системно - деятельностный подход как основа ФГОС
2. Типология и алгоритм конструирования уроков деятельностной направленности
3. Формирование универсальных учебных действий
4. Контроль и оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Раздел 3. Педагогический аспект реализации ФГОС начального общего образования
1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
2. Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении
3. Проектирование развития форм сотрудничества участников образовательного процесса, в том числе учебного сотрудничества
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Заключение
Литература
Дезадаптация ребёнка — рассогласование, несоответствие, неприятие ребёнком окружающей среды, условий жизнедеятельности.
Депривация — недостаточное удовлетворение каких-либо потребностей ребёнка.
Профилактика в технологиях работы с детьми, имеющими проблемы, связана с тем, чтобы установить, сгладить, снять причины, условия и факторы, вызывающие отклонения в развитии и социализации ребёнка.
Коррекция предполагает работу по компенсации выявленных отклонений и направлена на ребёнка и его микросоциальное окружение.
Реабилитация — комплексная, многоуровневая, этапная диагностическая и коррекционная система взаимосвязанных действий, направленных к тому, чтобы восстановить права, статус, здоровье, дееспособность человека, утвердиться в собственных глазах и перед лицом окружающих.
Общие подходы
-Учёт региональных
-партнёрство и
-комплексность и целостность
профилактических и
-индивидуальный и дифференцированный подход: проектирование и реализация персонифицированных программ развития детей и подростков;
-диагностический подход:
глубокая психолого-
-учёт закономерностей
развития, возрастных и индивидуальных
психологических особенностей
-профилактический подход, раннее выявление, профилактика и коррекция детей с проблемами;
-оптимистическая гипотеза:
ориентация на позитив в
-принцип гуманизма: гуманно-личностный
подход, оказание ребёнку необходимой
поддержки в адаптации к
-принцип адаптивности
воспитания к уровням и
-принцип охраны и защита прав, интересов и здоровья ребёнка;
-использование позитивного
влияния дееспособных
-педагогизация окружающей
среды: интеграция и координация
усилий всех субъектов
-единство биологических,
психосоциальных и
-сочетание процессов воспитания и самовоспитания, перевоспитания и самоперевоспитания.
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают:
дети труднообучаемые и трудновоспитуемые;
дети зоны риска.
Они отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки.
Предупреждение и преодоление трудновоспитуемости — целостный процесс, он предполагает педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных отношений с обществом и коллективом, привлечение «трудного» к социально ценной деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств, сил и способностей и регуляцию отношений воспитателей и воспитуемых, использование всех положительных возможностей школы, семьи, общественности, создание единых педагогических позиций по отношению к таким детям, формирование объективной самооценки, обучение методике самостимуляции положительного поведения.
Ниже приводится один из возможных вариантов технологии работы с «трудными» в массовой школе.
- Особенности целей
- Коррекция социальной
запущенности детей, компенсация
недостатков дошкольного и
- Развитие социально-
- Формирование содержательной учебной мотивации ребёнка, направленной на учебный материал.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций ребёнка, устранение нарушений работоспособности и произвольной регуляции деятельности.
- Обогащение кругозора
и развитие речи до уровня,
позволяющего детям
- Развитие личностных компонентов познавательной деятельности, познавательной активности, самостоятельности.
- Формирование до необходимого
уровня и последующее
Модель коррекции отклоняющегося поведения подростков должна охватывать все области жизнедеятельности ребёнка и включает три детерминированные подсистемы воздействия на личность:
- целенаправленное и
целесообразное с учётом
- вовлечение подростка в позитивную деятельность, адекватную его интересам, способностям и психическому состоянию, необходимую для полноценной самореализации личности;
- воздействие на эмоциональную
сферу подростка (повышение уровня
Я-концепции) путём перестройки отношения
к нему со стороны всех
Острая проблема «трудных» детей — свободное время, умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг. Досуговая деятельность привлекательна для учащихся своей нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Однако «трудный» подросток часто не умеет рационально использовать своё свободное время, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Педагог-реаниматор помогает ребёнку заполнить эту пустоту, приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, развить навыки самоорганизоваться, планировать своё время, формировать интересы, умения добиваться поставленной цели.
Третья составляющая подсистемы технологии предполагает воздействие на эмоциональную сферу ребёнка путём перестройки отношения к нему на основе личностного подхода.
За границы применения личностного подхода выносятся проявления немотивированной агрессии, чёрной зависти, намеренной лжи, эгоистическое поведение, связанное с причинением зла, противоправные поступки и другие значительные отклонения от нормального социального поведения. Агрессивное «Я» (Я вас ненавижу, Я всё могу, Я вам покажу) возникает чаще всего при столкновении ребёнка с внешним злом (несправедливостью, унижением, ложью). Он становится неуправляемым, его поступки немотивированы, он опасен для окружающих. Гуманные методы уже недейственны, нужны сильные тормозящие приёмы (предупреждение, приказ, наказание, метод «взрыва» А.С. Макаренко и др.).
Позиция агрессивного «Я» отличается от импульсивных проявлений, связанных с потребностью личности испытать свои физические и психические возможности, с потребностью самоутвердиться в новом состоянии (в этих случаях также применимы прощение, убеждение).
При чрезмерной похвале, опеке, излишнем подчёркивании успехов личности на фоне других детей положительная самооценка может также потерять свою меру, стать гипертрофированной, личность присваивает себе успехи, которыми она обязана учителю, коллективу. Такое состояние неадекватной самооценки называется эгоцентрической Я-концепцией (Я-эгоц.). Она характеризуется завышенным уровнем притязаний, желанием удовлетворить прежде всего свои личные потребности, причём за счёт других людей, стремлением «казаться», а не «быть», тенденцией к лени, отлыниванию от работы, себялюбию и т. д. В этих случаях правомерно применять тормозящие приёмы: разъяснять, убеждать, затем — предупреждать, принуждать.
Тормозящие приёмы применяются лишь после соответствующей серии приёмов личностного и щадящего подходов, после того как воспитатель убедится, что внутренние силы ученика не откликаются на его усилия. Очень важно, чтобы принуждение и наказание были адекватно восприняты подростком, в противном случ
Информация о работе Теоретические основы организации обучения в начальных классах