Теория «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:49, реферат

Описание работы

Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий (общественно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.). Подлинно новаторский характер имели идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания. Ж.-Ж Руссо был убежден, что свою независимость человек может - обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Сын века, Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образования), однако его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики. Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Ж.-Ж. Руссо закономерен

Содержание работы

Введение. …………………………………………………………………………………………………………………3
Концепция естественного воспитания…………………………………………………………………… 4
Педагогическая теория Руссо…………………………………………………………………………………. 5
Сущность естественного(свободного воспитания)……………………………………………….. 6
Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо………………….. 7
Педагогические воззрения. ……………………………………………………………………………………10
Первый период - от рождения до 2 лет. ………………………………………………………………..11
Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет………………………………………. 14
Третий период - от 12 до 15…………………………………………………………………………………… 25
Трудовая деятельность подростка. ……………………………………………………………………….30
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак. ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников. ……………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ.docx

— 130.06 Кб (Скачать файл)

изображения этого эпизода, усиленно драматизируя его с тем, чтобы показать, что для усвоения понятия очень важ­но вызвать у ребенка сильные переживания, эмоциональное состоя­ние (вначале возмущение, затем горечь, сожаление, сочувствие и т.д.) Психологическая почва для наставления, которое походит те­перь из уст садовника Робера, подготовлена. Хотя современному читателю такая "организация" опыта я представляется несколько наивной, нарочито усложненной и искус­ственной, однако   Руссо здесь психологически довольно тонко уга­дал общий путь формирования нравственных понятий и переход их в убеждения не через словесное воспитание, а через жизненный опыт ребенка, через его собственную деятельность. Повторяем, такие жизненные ситуации, такой опыт не рассматривается педагогом в этом возрасте как систематические, а лишь как отдельные эпизоды, да и само руководство со стороны педагога представляет собой скорее стихийный, чем целенаправ­ленный процесс. Это - только содействие, помощь, но не педагогическое руководство в строгом смысле слова.

Значительный интерес представляет следующая функция воспи­тания как педагогического руководства в этот период - это создание   условий   для деятельности ребенка.

      Эта функция органически связана о предшествующей, ибо опыт и приобретается, прежде всего, в процессе деятельности воспи­танника. Деятельность, ее назначение и смысл вытекают у Руссо из общей задачи воспитания, как он ее понимает и формулирует в начале книги: "Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет - соглашаюсь в этом - ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде

всего, человеком..." И далее он пишет: "А жить это не значит дышать: это значит действовать, это значит пользо­ваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа, дающими нам сознание нашего бытия". Мысль Руссо об общечеловеческом воспитании, о человеке не только мыслящем, разумном (об этом говорили все просветители), но и о человеке чувствующем, действующем была в ту эпоху нова­торской, революционной. Большую роль эти идеи сыграли и в после­дующей развития педагогической теории. Стремление к деятельности Руссо выводит из психологических особенностей детей, указывая, что всякому возрасту "... свойст­венно желание создавать, подражать, производить, проявлять мо­гущество и деятельность".     Руссо не советует каким-либо обра­зом регламентировать деятельность,  но тонко руководить ею. Пусть ребенок находится в постоянном движении, упражняя свои члены и органы, которые пригодятся ему в будущем для работы. Предвидя возможные возражения против такого подхода к ребенку, Руссо спрашивает: "Вы тревожитесь, видя, как он проводит свои первые годы, ничего не делая. Как? Разве быть счастливым не значит ничего? Разве прыгать, играть, бегать целый день значит, ничего не делать? Да он в свою жизнь не будет так занят". Руссо подчеркивает, что постоянное движение ребенка, его работа, его действия способствуют укреплению тела, укреплению здоровья, что сделает ребенка со временем мудрым и рассудитель­ным, Одновременно с телом укрепляется и

развивается ум ребенка, но не путем, как пишет Руссо, болтовни, но путем беспрестанного движения, в процессе которого Эмиль вынужден наблюдать много вещей, знакомится с множеством действий. "Он с ранних пор приобретает большую опытность; он берет уроки у природы, а не  у людей; он научается тем лучше, что нигде не видит намерения  научить его. Таким образом, тело его и ум упражняются разом.  Действуя всегда по своей мысли, а не по мысли другого, он непрерывно соединяет две операции - мысль и действие чем сильнее и крепче, тем умнее и рассудительнее делается он". Вот, по мнению Руссо, то средство, тот путь, который поможет разрешить считавшееся до сих пор непримиримым противо­речие - соединять силу тела и силу души, разум мудреца и кре­пость атлета, т.е. выработать такие качества, которые были при­сущи почти всем великим людям. Регламентация деятельности  ("иди туда, иди сода, стой, делай это, не делай того"), как полагает Руссо, может лишь око­вать силы и ум ребенка и в конце концов нанести вред его естест­венному развитию: "Воли ваша голова управляет его руками, то его голова становится для него бесполезной".       Как на пример. Такой регламентации и педантизма в подходе к ребенку Руссо вновь ссылается на авторитарное воспитание, где воспитанник все делал только по воле воспитателя, где он не мог ни действовать, ни мыслить без согласия и предписания старшего.

      Руссо, обобщая все сказанное о деятельности ребенка и обра­щаясь к воспитателю, выдвигает вновь, на первый взгляд, парадок­сальное утверждение, которое он уже не раз повторял в своем романе: "Молодые наставники! Я вам проповедую трудное искусст­во - управлять без предписаний и делать все, ничего не делая... И как бы усиливая и обосновывая свою мысль, добавляет: "Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов".

      Итак, педагогическое руководство деятельностью Руссо пони­мает не как строгую регламентацию ее,  не как работу по указке, а приказу старшего, а как проявление, прежде всего самостоятель­ности в действиях, того, что позднее стали называть самодеятель­ностью. И функцию воспитания как руководства, состоящую в созда­нии условий для деятельности ребенка, можно уточнить после все­го изложенного так: создание условий для деятельности - это в первую голову   предоставление    ребенку самостоятельности   в движениях и действиях, ко­торые и будут способствовать развитию его сил и естественных задатков Руссо подчиняет и в данном случае процесс воспитания естественному ходу вещей, ходу самой природы, т.е. в конечной счете процессу саморазвития ребенка. Не мешать этому естествен­ному процессу - вот главное условие

педагогического руководства. В том числе я руководства деятельностью детей, Конечно, здесь налицо элементы самотека и стихии, однако это не пугает Руссо. Он понимает, что полной свободы в своих действиях и движениях ребенок никогда не будет иметь. Но важно, по мнению Руссо, чтобы ограничивал ребенка не педагог своей властью и предписаниями, а физические препятствия, сила вещей, шла необходимости,  сама внешняя природа. А это, как полагает Руссо, достаточно прочная "узда", которая удерживает воспитанника от неразумных действий и, по существу, ограничивает его свобо­ду. К тому же ограничение действий и деятельности ребенка исхо­дят не только от этих сил, т.е. сил необходимости, но и от лю­дей. Достаточно в связи с этим вспомнить все тот же эпизод с садовником Робером. В главе второй, о которой сейчас идет речь,                      Руссо выдвигает еще одну функцию воспитания как руководства, которую он называ­ет   наставлением. Хотя он и признает ее некоторое, довольно относительное и ограниченное значение в этом возрасте, однако в целом же он относится к наставлениям, построенным на рассуждениях,  холодно и скептически. И тем не менее в ряде случаев они необходимы, по мнению Руссо. Ценность их - не в разглагольствованиях, которые являются пустыми и бесполезными примерами такого "наставления" Руссо приводит), а в том, насколько эти наставления, к тому же сделанные умно и убедительно, помогают ребенку осознать свой жизненный опыт. Пример I  кого наставления - разговор Робера с Эмилем   сразу же после их столкновения в саду. Сила такого наставления, необходимость которого обусловлена естественным ходом вещей,  состоит в том, что оно не только разъясняет неправильность поступка Эмиля, но и   убеждает   его   в справедливости поведения Робера и в своей вине. Итак, по существу все функции воспитания (уход,  предохранение,  содействие в приобретении опыта, созда­ние условий для деятельности, наставление), взаимно связанные и дополняющие друг друга, призваны, по Руссо,  способствовать  естественному и свободному развитию ребенка, ни в коем случав  не мешать этому процессу,  содействовать в конечном итоге его саморазвитию, проявлению заложенных от природы сил и способностей. Теперь более конкретно перейдем к вопросу о той, как же понимает Руссо осуществление принципа свободы в воспитании, т.к. без выяснения вышеуказанной проблемы воспитания невозможно перейти к вопросу о соотношении педагогического руководства и свободы в теории Руссо. Руссо   и как философ, и как психолог, и как педагог   прекрасно представляет себе, что педагогическое руководство невозможно без ограничения свободы ребенка, что руководство и свобо­да есть противоречие, пути к разрешению которого не так-то легко найти. Авторитаризм, не видя в этом никакой проблемы и никакого противоречия, подходил к делу просто: не признавая за ребен­ком никаких прав и никакой свободы, путем принуждения и насилия добивался своих целей, создавая, по определению Руссо, искус­ственного, т.е. иными словами, испорченного человека. Руссо, пытаясь разрешить эту проблему, подходит к ней с нескольких сторон, всякий раз, по-разному обосновывая (и философски, и психологически, и педагогически) свой подход. Правде всего  Руссо отдает себе отчет в том, что "дети и в естественном состоянии пользуются только несовершенною сво­бодой". То "царство свободы", которое провозгласил Руссо в начале романа и к которому он собирается вести своего воспитанника, скоро на деле оказывается во многих случаях лишь иллюзией, видимостью свободы, свободой формальной. И, тем не менее, Руссо, сам скоро убеждаясь в этом и не скрывая этого от читателя, все же пытается найти пути разрешения этих противоречий и продолжает вести своего Эмиля по пути свободного воспитания,

Ставя своего воспитанника в этом возрасте только в зависимость от вещей, Руссо, как ему кажется,     дает возможность своему питомцу почувствовать свободу, освободиться от влияния людей с их запрещениями,    приказаниями, предписаниями и т.д. Именно они, эти различные формы воздействия и давления на ребенка ограничивают свободу воспитанника, сковывают его рост я развитие, а также угнетающе действуют на его психику. Ребенок, как пишет Руссо, должен всегда ходить с гордо поднятой головой,

чувствовать себя не подавленным и угнетенным, а свободным и, следовательно, счастливым. Хотя зависимость от ве­щей, от природы - тоже не великое благо, это тоже "иго", "гнет", "узда", однако сам ребенок очень скоро   на собственном опыте, добровольно осознает и почувствует необходимость этой зависимости  не будет испытывать такого гнета ("против хорошо осознанной необходимости почти не возмущаются"), как со стороны людей. От гнета же воспитателя, от его власти, замечает Руссо, ребенок постоянно и настойчиво пытается освободиться, используя всевоз­можные ухищрения, изобретая увертки.

На такой основе между пе­дагогом и ребенком не может быть никакого доверия, никакой при­вязанности и, следовательно, не может быть и успешного воспитания.

Вот почему   внешне   воспитатель предоставляет Эмилю полную свободу, полную самостоятельность в движениях и действиях, боясь пуще всего   подчинения людям,  зависимости от них, поскольку подчинение одного человека другому – то лишение свободы, это рабство. Пусть воспитанник, говорит Рус­со, подчиняется только необходимости вещей, и он,  не зная за­висимости от людей, будет свободен. "Одна только привычка по­лезна для детей,- пишет Руссо,- это привычка без труда подчи­няться необходимости вещей".   С помощью этой "узды" необхо­димости,  законов возможного и невозможного воспитатель, по мнению Руссо, имеет возможность искусно управлять своим воспи­танником. Искусство управления,  руководства состоит при этом не в этом, чтобы (воспользуемся образным языком Руссо) поми­нутно дергать за эту "узду" и тем самым постоянно тормошить, нервировать, раздражать нашего питомца, а чтобы тонко и мягко управлять им, настолько тонко и незаметно, чтобы ребенок даже, говорит Руссо, сам не догадывался об этом, безропотно идя за своим руководителем. Вот почему Руссо утверждает, что главное орудие в руках педагога - это хорошо   направленная свобода. И поясняет свою мысль так: "Не нужно и браться за воспитание ребенка, когда не умеешь вести его, куда хочешь, с помощью одних законов возможного и невозможного". Отвергнув путь воздействия на ребенка с помощью силы, власти воспитателя, Руссо далее   высказывает по существу свое педагогическое кредо, дающее ключ к пониманию всей его теории свободного воспитания: "Изберите с вашим воспи­танником путь противоположный; пусть он считает себя господи­ном, а на деле вы будете сами всегда господином. Нет подчине­ния столь совершенного, как-то, которое сохраняет наружный вид свободы; тут порабощает самую волю. Разве бедный ребенок, который ничего не знает, ничего не может сделать, ни с чем не  знаком, не в вашей власти? Разве вы не располагаете по отношению к нему всем окружающим? Разве вы не властны производить; на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет;

но он должен хотеть того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта если вы не знаете, что он скажет".

Впоследствии К.Д. Ушинский   заметит   в связи с этим, что Руссо   обманывает своего   воспитанника,   предлагая ему взамен истинной свободы иллюзорную, внешнюю. Однако   вряд ли есть основания для таких выводов. В условиях, когда душили все живое в детях, когда испытанным орудием воспитания была розга, сама постановка вопроса о свободе в воспитании, как бы она ни решалась, имела в тот период великое революционное зна­чение как страстный призыв в защиту прав ребенка, как призыв к уважению его человеческого достоинства. И тем не менее следует отметить, что Руссо, вольно или не­вольно, вступает в явное противоречие со своими прежними положе­ниями и высказываниями. Выдвинув в качестве основного тезиса мысль, о зависимости ребенка только от вещей и не признавая иного подчинения, кроме подчинения силе необходимости, Руссо ставит неожиданно своего воспитанника в полнейшую зависимость от людей, в данном случае от воспитателя. Но,   очевидно, дело в том, что такой воспитатель,  которого постоянно имеет в виду Руссо, не страшен для свободы ребенка, так как педагог и ребенок заранее заключили добровольный союз между собой, основанный на   добровольном подчинении последнего первому (а это уже, по Руссо, не противоречит свободе). Воспитатель хорошо понимает душу и учитывает потребности сво­его

питомца  не мешает ему удовлетворять свои желания и инте­ресы, т.е. педагог следует во всем теории естественного и свобод­ного воспитания. Вопросы о педагогическом руководстве вообще, о руководст­ве тонком, косвенном, в частности, о функциях воспитания вопросы, о значе­нии опыта и деятельности ребенка, о взаимоотношениях педагога и  воспитанника - все эти идеи относятся к числу кардинальных проблем педагогики, без понимания которых невозможно и сейчас решить вопрос о сущности воспитания.

 

Третий период - от 12 до 15

     Следующий период в жизни ребенка - это возраст от 12 до 15 лет. В нем также немало трудностей и особенностей. Нас же в первую очередь будет интересовать вопрос о том, как здесь решаются Руссо проблемы педагогического руководства ребенком, как развиваются взаимоотношения между педагогом и его питомцем.

В некотором отношении Руссо уже, не сколько по-иному в этом возрасте подходит к руководству своим воспитанником. Мы не слышим здесь таких явно предостерегающих слов в адрес педагога с категорическим требованием не мешать природе, не препятствовать естественному ходу вещей и т.д. Разумеется, это не значит, что Руссо в этот период отказывается от естественного воспитания или изменяет характер его. Он по-прежнему придерживается все той же точки зрения: природа делает свое дело, а воспитатель помогает ей.     Тем     не   менее, позиция воспитателя меняется. Это изменение позиции связано, прежде всего, с тем, что во мно­гих отношениях природа уже сделала свое дело: достигнуто развитие тела ребенка, его органов и способностей, т.е. воспитание от природы, как его именует Руссо в начале книги, дало свои результаты. Воспитание со стороны вещей также проходило успешно: воспитанник приобрел за это время достаточный жизненный опыт, а все вместе взятое, т.е. развитые способности, физические силы и опыт могут служить предпосылкой для дальнейшего развития Эмиля. Воспитание же со стороны людей   или, как его называет иначе Руссо - "обучение тому, как пользоваться этим развитие ", - и должно составлять основное содержание третьего периода. Это не значит, конечно, что эти периоды резко разграничены между собой. И в этом возрасте продолжается взаимное влияние и согласование всех трех факторов, как их понимает и формулирует Руссо, однако роль их неодинакова. Трети  период - это преимущественно период развертывания умственного воспитания и приучения подростка к труду. Отроческий возраст, как его характеризует Руссо,  это "мирный возраст разумения", предшествующий периоду "бурь и страстей". Это, как пишет Руссо, "самое драгоценное время жизни", когда силы ребенка развиваются гораздо быстрее потребно­стей (т.е. пора наибольшей относительной силы). Другого такого времени в жизни человека уже никогда не будет. Основываясь на своих наблюдениях, Руссо отмечает, что в эту пору подростки в деревнях занимаются  почти как взрослые,  серьёзным физический трудом: и пашут, и боронят, и управляют плугом, и правят телегою.

Информация о работе Теория «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо