Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 20:49, реферат
Им предложена целая программа соответствующих педагогических мероприятий (общественно полезная деятельность, совместные игры, празднества и т. д.). Подлинно новаторский характер имели идеи Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании и обучении. Ручной труд (огородничество, столярное, кузнечное дело и г. п.) провозглашался важнейшим средством воспитания. Ж.-Ж Руссо был убежден, что свою независимость человек может - обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает такое важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Она оказалась подлинно революционной для своего времени. Сын века, Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с рядом педагогических предрассудков (он не отрицал религиозного воспитания, выступал, за ограниченность женского образования), однако его педагогические идеи оказались высочайшим достижением человечества и явились в дальнейшем источником развития демократической педагогики. Постоянный интерес советских педагогов к творчеству Ж.-Ж. Руссо закономерен
Введение. …………………………………………………………………………………………………………………3
Концепция естественного воспитания…………………………………………………………………… 4
Педагогическая теория Руссо…………………………………………………………………………………. 5
Сущность естественного(свободного воспитания)……………………………………………….. 6
Влияние взглядов мыслителей на формирование творчества Руссо………………….. 7
Педагогические воззрения. ……………………………………………………………………………………10
Первый период - от рождения до 2 лет. ………………………………………………………………..11
Второй период жизни ребенка - возраст от 2 до 12 лет………………………………………. 14
Третий период - от 12 до 15…………………………………………………………………………………… 25
Трудовая деятельность подростка. ……………………………………………………………………….30
Четвёртый период от 15 лет до вступления в брак. ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников. ……………………………………………………………………39
рождения, тем периодом, когда мальчик становится мужчиной, "... когда
человек воистину возрождается к жизни, и ничто человеческое ему не чуждо".
Руссо подчеркивает, что то воспитание, о котором шла речь до сих пор, можно
назвать только подготовкой к воспитание, подлинное же воспитание начинается
только теперь, и заботы воспитателя приобретает характер истинных забот и
тревог. "Доселе наши заботы были лишь детскими забавами; теперь только они
получают истинное значение". Зато и силы педагога значительно
умножается: к старим и уже испытанным формам руководства прибавляются новые -
прежде всего совесть и разум самого юноши.
Страсти, по выражению Руссо,- это главное оружие нашего самосохранения.
Истребить и уничтожить их невозможно, т.к. они даны человеку свыше для его
же собственной жизни. Но это относится лишь к страстям естественным, число
которых очень ограничено, они-то и являются орудиями нашей свободы и нашего
самосохранения. Первоначальной естественной страстью Руссо считает любовь
человека к себе: "Источником наших страстей, началом и основой всех прочих,
естественною страстью, которая рождается вместе с человеком и никогда не
покидает его, пока он жив, является любовь к себе; это страсть
первоначальная, врожденная, предшествующая всякой другой: все другие являются
в некотором смысле лишь ее видоизменениями".
Первое проявление этого чувствования, по Руссо, это любовь человека к тому,
что его сохраняет: всякий ребенок, например, привязывается к своей кормилице.
Затем появляется любовь к тем, кто окружает его и кто заботится о нем.
Любовь к себе и удовлетворение наших истинных потребностей, по Руссо,- это
взаимосвязанный процесс, так как в основе их лежит один и тот же закон
природы - закон самосохранения.
Далее Руссо ставит весьма важный для психология и педагогики вопрос - вопрос
о зарождении в этом возрасте самосознания (хотя сам этот термин он и не
употребляет). Если раньше ребенок как существо физическое изучал себя в
своих отношениях к вещам, то теперь, как пишет Руссо, "... он начинает
сознавать свое нравственное бытие, он должен изучать себя в своих
отношениях к людям,- это занятие для целой его жизни, начиная с того
пункта, до которого ми теперь дошли".
Ставится, таким образом, в связи с этим вопрос о нравственных отношениях
людей и об осознании этих отношений самим подрост-ком, что и приводит к
развитие его нравственного сознания. Руссо пытается тем самым подвести под
вопросы нравственного воспитания, очень сложные и теоретически и практически,
психологические основы, используя данные науки того времени и свои
собственные познания в этой области.
Несмотря на то, что Руссо как бы предупреждает читателя об опасностях
юношеского возраста, связанного с физиологическими изменениями и
возникновением страстей, тем не менее, педагог в психологии самого юноши
находит также нравственные начала, которые помогают молодому человеку
справиться с периодом "бурь и страстей", сдерживать свои природные влечения
и желания (в частности, чувственные вожделения). Вот как Руссо характеризует
этот возраст с нравственной стороны; "Юность не есть возраст мстительности
или ненависти: это - возраст соболезнования, кротости, великодушия. Да,-
продолжает педагог,- я утверждаю и не боюсь быть опровергнутый со стороны
опыта, что юноша, не родившийся с дурными задатками и сохранивший до 20-
летнего возраста свою наивность, в эти годы бывает самым великодушным,
самым добрым, самым любящим и любезным из людей".
Руссо отмечает в этом возрасте возникновение и развитие привязанности к
другим людям, общительности, проявления добрых чувств и гуманных
отношений.
Исходя из психологических особенностей юноши (т.е., по существу, опять-
таки из природы человека), а, также учитывая успехи воспитания в ранние
периоды, Руссо к проблеме педагогического руководства в этом возрасте
подходит несколько по иному, а в известном смысле и принципиально по-новому.
Если раньше Руссо говорил исключительно о значении в воспитании личного
опыта ребенка, его деятельности {и значительно меньше о роли наставления)
и если вместе с тем он почти ничего не писал о влияния личности самого
педагога на воспитанника (я если упоминал об этом, то только в общих словах,
в виде призывов я деклараций), то теперь картина совершенно меняется.
Почему, в чем причина этого явления? Дело в том, что функции воспитания как
педагогического руководства, как бы разнообразны и эффективны они ни были,
свой истинно воспитывающий смысл приобретают лишь в зависимости от
того, кто воспитывает, кто руководит ребенком, как он использует
эти функции, другими словами, от личности самого педагога.
Раньше, в первых главах романа, мы лишь знали, что Эмилем руководит искусный
и мудрый наставник, осведомлены были в общих чертах о его высоких моральных и
педагогических качествах и делали оптимистический вывод, что дело
воспитания, следовательно, идет отлично,
И вот теперь Руссо выдвигает на первый план в качестве ведущей функции
руководства нравственное влияние педагога на своего воспитанника.
Руссо подчеркивает, что отныне появились новые способы влияния на
воспитанника, новые способы обращения к его сердцу. Раньше такого влияния,
считает педагог, не могло быть: тело было крепко и сильно, душа же
находилась в бездействии, она была слаба и немощна. Разум только развивался,
причем очень медленно (как диктует природа, она не спешит!), чувствования
еще не зародились, голос совести не "проснулся" и не заговорил. Именно так,
по существу, и объясняет этот процесс Руссо. Вот почему педагог оказывал
воздействие на ребенка не путем непосредственным, а как бы опосредованным
путем - через содействие в накоплении опыта и знаний, через создание условий
для деятельности, в случайных наставлениях, посредством примеров по разным
поводам. Поскольку, однако, теперь "природа" настолько созрела и развернула
свои не только физические и умственные, но и душевные силы (чувствования,
страсти, совесть как "голос души"), постольку характер руководства, по мысли
Руссо, должен принять другие формы, другой вид. Эта лишь одна сторона
вопроса. Вторая же состоит в том, что принципиально изменились в этот период
и взаимоотношения между воспитателем и воспитанником, приобретая характер
нравственных отношений. Прежде эти отношения строились не столько на
нравственной основе, сколько на основе необходимости: слабый и сильный;
неопытный и опытный; руководимый и руководитель. Сила необходимости заменяла
нравственный закон и моральную основу отношении. Подчинялся ребенок, по
логике Руссо, не педагогу, а законам возможного и невозможного, т.е. той же
силе необходимости, проще говоря, вещам и обстоятельствам. Как мы знаем,
это делал Руссо сознательно, чтобы исключить зависимость (а она толе имеет
нравственный характер) ребенка от людей (в том числе и от воспитателя) и
поставить его исключительно в зависимость от вещей. Но Руссо прекрасно
понимал, что его Эмиль всю жизнь вдали от общества, вне социальных и
нравственных отношений людей прожить не сможет, что сам Эмиль лишь, будучи
ребенком, мог считать себя (да и то только в своём воображении) Робинзоном,
подражая во всем любимому герою. Но детство кончилось, а с ним кончились не
только детские игры и забавы, но и детские иллюзии. Эмиль рано или поздно
(сам Руссо считает, что чем позже, тем лучше) должен не только познакомиться,
но и жить в обществе, среди людей, с которыми необходимо вступать в
определенные отношения и связи: делового, нравственного и другого
характера.
Новыми связующими звеньями между воспитателем и воспитанником является не
только чувство благодарности (признательности), но и чувство привязанности,
перерастающее в дружбу, дружбу подлинную, искреннюю, которую не могут
поколебать никакие предрассудки и людское мнение. "... Ничто не имеет такого
влияния на человеческое сердце, как голос дружбы, хорошо изведанный". И
далее: "... В прямом и чувственной сердце,- убежденно доказывает Руссо,-
голос верного и истинного друга сумеет заглушить крики хоть двадцати
соблазнителей". Разум воспитанника, просветленный и развитый в ходе
воспитания, также способствует формированию новых нравственных отношений.
Таким образом, взаимные отношения наставника и юноши складываются и на основе
разума, и на основе нравственных чувств, что придает им особую силу и
крепость. Из чувств же (любви и ненависти) зарождаются, по Руссо, и первые
понятия о добре и зле.
Как же в этих условиях, в условиях нравственного влияния педагога на юношу и
нравственных отношений между ними, связях, основанных, прежде всего на
дружбе, трактует Руссо соотношение педагогического руководства и свободы в
процессе воспитания? Ведь в детстве на воспитанника, как в этом признается
сам Руссо, приходилось воздействовать и силою, и хитростью, и обманом
(создавая внешнюю видимость свободы) и даже принуждать в отдельных случаях,
чтобы заставить его повиноваться, А как же теперь?
Отныне, по мнению Руссо, и наступает то "царство свободы", которое он обегал
и готовил своему питомцу о ранних дет, то состояние, когда сам Эмиль
становится своим властелином, господином, признающим лишь законы природы и
голос своей собственной совести и веление своего разума. Подчинение же своему
наставнику, вернее, теперь уже другу, это не повиновение старшего младшему,
а добровольное подчинение равноправных людей, равноправных друзей. А
добровольное подчинение - это не принуждение, а свобода, такое подчинение
не подавляет другого, не угнетает его, а осуществляется в его же интересах.
Особое место в этом плане отводит Руссо совести как "голосу души", как
проявлению чувствования. Руссо высказывает мысль о том, что совесть как голос
души и страсти, как голос тела часто противоречат друг другу. Казалось, их
мог бы примирить рассудок. Но рассудку Руссо не вполне доверяет: он
обманывает нас. И Руссо такое полное и безоговорочное доверие оказывает
только совести: "Совесть не обманывает никогда; она - истинный путеводитель
человека; она для души то же, что инстинкт для тела; кто следует ей, тот
повинуется природе и не боится сбиться с пути". К выяснению значения совести
в жизни, в поведении человека Руссо возвращается не раз. Он называет ее
врожденным началом справедливости и - добродетели; именно она, по мнению
Руссо, оценивает все наши поступки, признавая их хорошими или дурными.
Более того, совесть как чувствование, находящееся внутри человека,
оценивает и все идеи, приходящие к нам извне. Руссо ставит совесть как
врожденное внутреннее чувство человека и выше разума, и выше мышления,
ибо непосредственное веление совести - главное в человеке.
Учение Руссо о врожденных чувствах, его идеи о совести как основе
справедливости и добродетели, бесспорно, идеалистичны. Руссо считал, что и
все социальные законы должны быть построены на "естественном" праве человека,
Информация о работе Теория «свободного воспитания» Ж.Ж. Руссо