Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 16:37, реферат
В сфере образования «Портфолио» впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. В настоящее время во многих развитых странах «Портфолио» используется преподавателями высших и средних учебных заведений для:
мониторинга и рефлексии уровня своего профессионализма,
определения направлений профессионального развития,
представления своих возможностей при приеме на работу и лицензировании.
* «Портрет»
* «Коллектор»
* «Рабочие материалы»
* «Достижения».
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты и т.п. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. В некоторых видах портфолио в этот раздел помещаются комментарии, отражающие мысли автора по поводу представленных в портфолио работ.
«Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации) или материалы товарищей по группе.
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы самим автором.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование того, почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная статья или введение к портфолио несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих дальнейших действий и собственных перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала.
Портфолио может иметь следующую структуру:
Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация -- преподаваемый предмет).
Творческая визитка автора (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).
Нормативно-правовая и нормативно-регулирующая база деятельности педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).
Профессионально-педагогическая деятельность (организация образовательного процесса, внеклассная работа) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):
авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).
Научно-методическая
деятельность (в этом разделе
помещаются материалы, свидетельствующие
об уровне научно-методической подготовки
педагога, о результатах его исследовательско-
используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
проведение исследовательско-
участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
участие в общешкольных инновационных проектах, реализация авторского проекта;
реализация темы по самообразованию;
участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методобъединении, кафедре и др.) и ее результативность;
обобщение либо самообобщение опыта работы;
формирование авторской методической системы и др.
Оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):
документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
материалы внутренних (ВШК) и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);
творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.);
Глава 3. Роль технологии «Портфолио» в системе образования
3.1 Оценка «Портфолио»
Для придания «Портфолио» упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: учителями, родителями, одноклассниками, администрацией и др., оно должно включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца «Портфолио» с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание «Портфолио» с перечислением его основных элементов (artifacts).
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее.
Оценка «Портфолио» проводится учащимися совместно с учителем примерно один раз в четверть. Для того чтобы в ходе оценки у детей развивались навыки самооценки и рефлексии, а также для экономии времени педагога, перед уроком по оценке «Портфолио» каждый учащийся должен проделать подготовительную работу. В ходе нее ученик еще раз просматривает поставленные цели и задачи и подбирает материал, свидетельствующий о достижении поставленных задач или о работе в данном направлении. Дети могут разложить материал в соответствующем порядке или просто сделать закладки в тетради. Самый эффективный способ - это письменный анализ достижений в соответствии с поставленными целями, с приложением рабочих материалов. Необходимо предлагать такой вид работы учащимся. Оценка «Портфолио» может проходить:
В индивидуальной встрече учителя и учащихся. В этом случае выделяется время для индивидуальных встреч или встречи организуются на уроке во время выполнения творческих заданий.
Учащимися в малых группах. Учитель заранее дает и разъясняет план работы микрогрупп, назначает лидера. Группа должна заслушать и обсудить каждого ученика и дать каждому рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки и рекомендации фиксируются и помещаются в «Портфолио». Учитель в процессе такого урока перемещается из группы в группу. Если «Портфолио» оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания «Портфолио».
В итоге проводиться конференция по «Портфолио». Её целесообразно организовывать в том случае, если «Портфолио» собирались по различным темам (например, в предпрофильной подготовке или «Портфолио» познавательного интереса). Каждый ученик имеет не более двух-трех минут на выступление и столько же на ответы на вопросы. В ходе выступления необходимо отразить цели работы, их реализацию, основные достижения. Заранее организованная комиссия оценивает содержание «Портфолио», выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).
Правила оценки:
До начала работы над «Портфолио» учащиеся должны знать все критерии его оценки.
До начала работы над «Портфолио» учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.
«Портфолио» не оценивается в баллах, а только в уровнях.
«Портфолио» не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы ребенка. Учащийся сравнивается только самим собой.
Возможно ставить оценки за отдельные разделы «Портфолио». Категории материалов (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Обязательные: промежуточные и итоговые самостоятельные и контрольные работы, обязательная диагностика, …
Поисковые: выполнение проектов (индивидуально или в группе), заданий повышенной сложности, решение нестандартных задач, рефераты, сочинения, другие виды творческих работ …
Ситуативные: приложение изученного материала к практическим ситуациям, решение прикладных задач, выполнение лабораторных работ, экспериментов…
Описательные: составление биографий, исторические описания, описания событий, ведение дневника, рефераты,…
Внешние: отзывы учителей, родителей, одноклассников, проверочные листы и др.
Критерии оценки (по С.Дж. Пейп, М. Чошанов):
Самый высокий уровень - «Портфолио» характеризуется всесторонностью в отражении всех категорий материалов и высоким уровнем по всем критериям оценки. Содержание «Портфолио» свидетельствует о больших приложенных усилиях и очевидном прогрессе учащегося, высоком уровне самооценки, творческом отношении к предмету. В содержании и оформлении «Портфолио» ярко проявляются оригинальность и творчество.
Высокий уровень - в «Портфолио» полностью представлены материалы обязательной категории, но могут отсутствовать некоторые элементы из остальных категорий. Может быть недостаточно выражена оригинальность и творчество в содержании и отсутствовать творчество в оформлении.
Средний уровень - в «Портфолио» полностью представлена обязательная категория, по которой можно судить об уровне сформированности отраженных в Стандарте или Учебной программе знаний и умений. Могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении.
Слабый уровень - «Портфолио», по которому трудно сформировать представление о процессе работы и достижениях учащегося. Как правило, в нем представлены отрывочные сведения из различных категорий, отдельные, не законченные работы и т.д. По такому «Портфолио» практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств.
Оценку «Портфолио» можно заносить в специальный лист оценки. Поскольку данная технология относится к безотметочным, то рекомендуется качественная, а не количественная оценка. «Портфолио» может использоваться педагогом для анализа и оценки собственного профессионального развития. В этом случает перечисленные разделы наполняются иным содержанием, в зависимости от цели. Целью может выступать помощь в развитии карьеры, создание методической копилки или подготовка к аттестации. «Портфолио» включает все то, что может документально засвидетельствовать уровень мастерства и творчества педагога, способствовать оценке качества его работы. «Портфолио» может быть представлено на бумажных носителях и в электронной версии. В первом случае -- это файловая папка с вкладышами, в которой материалы размещаются в соответствии с указанной выше структурой. Электронная версия портфолио оформляется в виде электронных таблиц с приложениями отсканированных документов, подтверждающих наличие наработанных материалов и достижений педагога, а также электронных файлов с работами педагога и учащихся. Процесс разработки и ведения «Портфолио» (как способа и средства профессионального развития, которые рано или поздно подлежат оцениванию) не предполагает принципа обязательности. Данное нововведение, скорее, следует рассматривать как рекомендацию педагогу со стороны администрации, руководителя методического формирования, методиста с целью оптимизации его личностно-профессионального роста. В случае массового применения данной технологии в образовательном учреждении возникает необходимость разработки критериев оценки «Портфолио». К таким критериям следует отнести:
творческий подход к созданию портфолио;
степень обоснованности содержащихся в нем материалов;
глубину и практическую значимость данных материалов;
наличие выраженной авторской позиции при разработке материалов;
способ подачи материалов;
оформление портфолио и др.
Данные критерии будут востребованы не только при оценке авторских материалов педагогов руководством учреждения образования, но и при организации публичной презентации «Портфолио» лучшими специалистами перед коллегами.
3.2 Роль технологии в обучении
Опыт работы с «Портфолио» дает возможность к числу достоинств отнести следующие:
в работе с «Портфолио» важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
«Портфолио» позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося, придает особое значение титульному листу, отражающему авторство портфеля;
создание названий файлов - компонентов и работа с ними - это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Реализация педагогом в практической деятельности технологии «Портфолио» будет способствовать разработке авторской методической системы, которая включает в себя следующие компоненты (по В. М. Монахову): педагогические цели (глобальные, этапные, оперативные), методический стиль (элементы -- когнитивный, мотивационный, содержательно-операционный индивидуально-творческий, рефлексивно-оценочный, методический опыт), организационные формы (традиционные и инновационные). Использование этой технологии поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования. Таким образом, портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Информация о работе Учебное портфолио как технология оценивания учебных достижений учащихся