Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.
Мой учитель хочет видеть меня таким…
Мои папа и мама таким…
Мои друзья таким….
А на самом деле я такой…
Какие качества личности есть у меня?
Уверен ли я в себе?
Какие цели перед собой я ставлю?
На кого я хочу быть похож?
Кто я?
Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека [33 ,с.125]. При завышенной самооценке человек может принести неприятности не только себе, но и окружающим. Если такому человеку жизнь все- таки определяет его подлинное место, как правильно, возникают психологические сложности, связанные с завышенным самомнением субъекта. Примеров тому в жизни каждого человека встречается немало. Но и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведет не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности.
Современному человеку на разных этапах жизни приходится демонстрировать, что он умеет делать? Чего хочет добиться? Каких целей он уже достиг? В профессиональной сфере на эти вопросы может ответить собрание образцов его работ или иначе - портфолио.
Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.
С другой стороны, слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности — одна из причин отставания школьников в учении. Отсутствие навыков самооценивания является, также, препятствием в формировании у них способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстроменяющемся мире.
. Уже в среднем звене
(5-9 классы) важно помочь учащимся определить
сферу своих интересов, профиль, выбор
которого будет желанным, где ребенок
сможет проявить свои возможности, способности,
и это поможет ему в дальнейшем правильно
выбрать профессию.
В современной профессиональном
образовании становятся реальностью
различные формы контроля качества образования.
Одним из способов индивидуальной оценки
знаний обучающегося специалисты считают
«портфолио
достижений». Благодаря такому досье
можно будет судить об учебных, творческих
и коммуникативных способностях выпускников
профессиональных образовательных учреждений.
Использования
портфолио в системе
позволяет учитывать результаты, достигнутые
учеником в разнообразных видах деятельности
- учебной, творческой, социальной, коммуникативной
и др. – и является важным элементом практико-ориентированного
подхода к образованию. В зарубежной традиции
портфолио определяется как «коллекция
работ и результатов учащегося, которая
демонстрирует его усилия, прогресс и
достижения в различных областях».
Важная
цель портфолио - представить отчёт
по процессу образования подростка, увидеть
«картину» значимых образовательных результатов
в целом, обеспечить отслеживание индивидуального
прогресса ученика в широком образовательном
контексте, продемонстрировать его способности
практически применять приобретённые
знания и умения.
Кроме оценки учителем деятельности ученика, желательна самооценка как
рефлексия собственной деятельности – Чему я научился?
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».
Цель исследования: определить педагогические условия использования портфолио в процессе обучения.
Объектом исследования : учебный процесс учащихся.
Предметом исследования: педагогические условия применения технологии портфолио в учебном процессе.
Задачи исследования:
· Познакомиться с понятием «оценивание» и «портфолио» в образовании;
· Рассмотреть особенности применения портфолио ;
· Сформулировать выводы по данной теме.
Глава I. «Оценивание образовательных достижений»
Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов - практиков на эту проблему.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.
В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).
Оценивание-это контроль качества образования [8,с.387].
Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [8,с.387].
Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,с.187].
В каждой стране есть своя система оценивания.
Например, 5- ти балльная в России.
Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девяти, десяти, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки - даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставления даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола.
Как учитель объяснит ученику, за что он поставил ему 87 баллов, если тот претендует на 89 или 90? У нас в ряде опытных образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльная системы выставления отметок.
Эти системы,
в частности, рассчитаны на
оценку дифференцированных
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А,В,С и так далее.
Оценивание
как и все процессы имеет свои
функции: образовательную, стимулирующую,аналитико-
-образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
-стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
-аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;
-воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;
Наконец, контрольная
функция обеспечивает фиксирование
уровня достижений, его соответствия
нормам и стандартам, а также продвижения
к более высоким уровням
Они очень важны при оценивании учеников.
Одной из наиболее ярких оценивания достижений учащихся является создание портфолио, поэтому в воспитательной деятельности применяют технологию-Портфолио . Портфолио включает в себя визитную карточку , карту интересов, сведения о достижений, образцы лучших творческих работ.
- диагностическая функция;позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирования у него умения учиться.Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми. К.Д.Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен знать его во всех отношениях.Это страницы: Мой портрет.Я познаю мир. Моя семья. Я о себе. Мои достижения. контролирующая и оценивающая функция;это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.Лист самооценки.Про меня…
Как составлено портфолио ?
Разделы (что это значит для учителя) |
Как называются страницы в портфолио |
I/Диагностика развития. |
Мой портрет.Это я!Я о себе…Всё обо мне.Моя семья. |
II/Диагностика успехов. |
По лестнице знаний.Мои достижения. |
III/Социальная жизнь. |
Моя школьная жизнь. |
IV/Самооценка личности. |
Я познаю мир.Какой я?Я о себе… |
V/Детское творчество. |
Мои «шедеврики» |
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка. Способствует формированию у него умения учиться. Помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в своём общении с детьми.
Но, вводя портфолио, важно соблюдать обязательное условие – демократический стиль общения учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти ему на помощь, а ученику – осознать себя значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.
Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят достижения ребенка в овладении ЗУН, его внутренние переживания. Результаты творческой деятельности, трудности и радости.
Вот некоторые отзывы родителей. «Порфолио читаем с большим интересом. Оно не только позволяет запечатлеть определённые этапы развития ребенка, но и показывает изменения в характере и мировоззрении. Показывает, чего ждёт ребёнок от нас, родителей». «Из порфолио можно узнать, о чём ребёнок мечтает, что он думает о школе, как с каждым годом становится умнее и взрослее.»
Познакомить с портфолио родителей . рассказать им о целях и задачах его ведения. Спросить разрешения о ведении его ребенком. Показать портфолио детям, спросить, кто хочет его вести. Узнать, кому ребенок разрешает показывать портфолио.