Технология "Портфолио достижений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

В современной профессиональном образовании становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Файлы: 1 файл

Курсовая портфолио.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                Введение:

 

Мой учитель  хочет видеть меня таким…

Мои папа и мама таким…

Мои друзья таким…. 

А на самом деле я такой…

Какие качества личности есть у меня?

Уверен ли я в  себе?

Какие цели перед собой я ставлю?

На кого я хочу быть похож?

Кто я?

Всем хорошо известно, что  завышенная самооценка, равно как  и заниженная, часто приводит к  драматическим последствиям в жизни человека [33 ,с.125]. При завышенной самооценке человек может принести неприятности  не только себе, но и окружающим. Если такому человеку  жизнь все- таки  определяет  его подлинное место, как правильно, возникают психологические сложности, связанные с завышенным самомнением субъекта. Примеров тому в жизни каждого человека встречается немало. Но  и неумение оценить свои способности по достоинству, занижение своих возможностей также ведет не только к неспособности обустроить свою жизнь, но и к определенной психологической закомплексованности. 

Современному  человеку на разных этапах жизни приходится демонстрировать, что он умеет делать? Чего хочет добиться? Каких целей он уже достиг? В профессиональной сфере на эти вопросы может ответить собрание образцов его работ или иначе - портфолио.  

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. В русле общего процесса модернизации российского образования стоит вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

С другой стороны, слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности —  одна из причин отставания школьников в учении. Отсутствие навыков самооценивания является, также, препятствием в формировании у них способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в современном быстроменяющемся мире.

. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, профиль, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.  
В современной профессиональном образовании  становятся реальностью различные формы контроля качества образования. Одним из способов индивидуальной оценки знаний обучающегося специалисты считают «портфолио достижений». Благодаря такому досье можно будет судить об учебных, творческих и коммуникативных способностях выпускников профессиональных образовательных учреждений.

Использования портфолио в системе образования  в последнее время   
  позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».            
Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.           

Кроме оценки учителем деятельности ученика, желательна самооценка как 

рефлексия собственной деятельности   – Чему я научился?

 Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

Цель  исследования: определить педагогические условия использования портфолио  в процессе  обучения.

Объектом  исследования : учебный  процесс учащихся.

Предметом исследования:  педагогические условия применения технологии портфолио в учебном процессе.

         Задачи  исследования:

 ·  Познакомиться с понятием «оценивание» и «портфолио» в образовании;

 · Рассмотреть особенности применения портфолио ;

 · Сформулировать выводы по данной теме.

 

 Глава I. «Оценивание образовательных достижений» 

    1. Понятие оценивания в образовании

 

Много проблем  существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов - практиков на эту проблему.

Организовать  любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).

Оценивание-это контроль качества образования [8,с.387].

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [8,с.387].

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,с.187].

В каждой стране есть своя система оценивания.

 Например, 5- ти балльная в России.

Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девяти, десяти, двенадцатибалльные, а  в некоторых странах Африки - даже тридцати- и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставления даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола.

Как учитель  объяснит ученику, за что он поставил ему 87 баллов, если тот претендует на 89 или 90? У нас в ряде опытных  образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльная системы выставления отметок.

 Эти системы,  в частности, рассчитаны на  оценку дифференцированных вариантов  обучения. В таком случае определенное  количество баллов дает выбор  варианта (за вариант повышенной трудности - балл выше), а остальные баллы -- за качество выполнения работы.

Основой для  оценивания успеваемости учащегося  являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А,В,С и так далее.

Оценивание  как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую,аналитико-корректирующую,воспитывающую, развивающую, контрольную:

-образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

-стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал  деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял  уверенность  в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

-аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием планирования и организации обучения. Эта функция касается и ученика, способов преодоления трудностей, коррекции и самокоррекции учебно-познавательной деятельности;

-воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера;

Наконец, контрольная  функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения  к более высоким уровням овладения  знаниями и развития.

Они очень важны  при оценивании учеников.

Одной из наиболее ярких оценивания достижений учащихся является создание портфолио, поэтому  в воспитательной деятельности применяют технологию-Портфолио . Портфолио включает в себя визитную карточку , карту интересов, сведения о достижений, образцы лучших  творческих  работ.

 - диагностическая функция;позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирования у него умения учиться.Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни  ученика и учитывать это в общении с детьми.   К.Д.Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен знать его во всех отношениях.Это страницы: Мой портрет.Я познаю мир. Моя семья. Я о себе. Мои достижения.    контролирующая и оценивающая функция;это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности.  Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда   Важно направить сознание детей на  воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных  ориентациях.Лист самооценки.Про меня…

Кроме того, заполняя эту страницу, ребёнок   пропускает через себя человеческие ценности. Узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества.

С помощью   этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребенок делится своим социальным опытом.Функция творческого развития;это самые интересные страницы, которые позволяют  ученику проявлять свои  творческие способности.Мои «шедеврики»,ребусы, кроссворды. Буквы,  цифры оживают,стихи, сказки.

 

                             Как составлено портфолио ?

Страницы  портфолио включают в себя 5 основных разделов.

Разделы (что это значит для учителя)

Как называются страницы в портфолио

I/Диагностика  развития.

Мой портрет.

Это я!

Я о  себе…

Всё обо мне.

Моя семья.

II/Диагностика  успехов.

По  лестнице знаний.

Мои достижения.

III/Социальная  жизнь.

Моя школьная жизнь.

IV/Самооценка  личности.

Я познаю мир.

Какой я?

Я о  себе…

V/Детское  творчество.

Мои «шедеврики»


 

Содержание  каждого раздела углубляется  с каждым годом. Так, например, если в первом классе дети просто рисуют свою семью, то в четвертом  уже  составляют свою родословную.

                             Что даёт портфолио учителю?

 

         Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка. Способствует формированию у него умения учиться. Помогает ученику  перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает  его в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах, впечатлениях, страхах, предпочтениях,  удачах и неудачах ученика. Это даёт педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в  своём общении с детьми.

 

        Но, вводя портфолио, важно соблюдать  обязательное условие – демократический стиль общения  учителя и учащегося. Важно, чтобы откровения ученика помогли учителю вовремя прийти  ему на помощь, а ученику – осознать себя  значимым субъектом учебной деятельности, видеть свои успехи, не бояться встречающихся трудностей. Ученик должен быть уверен, что рядом учитель и родители, которые всегда придут на помощь.

                               Что даёт портфолио родителям?

 

          Портфолио интересно и родителям, так как с его помощью они видят достижения ребенка в овладении ЗУН, его внутренние переживания. Результаты творческой деятельности, трудности и радости.

 

     Вот некоторые отзывы родителей. «Порфолио читаем с большим интересом. Оно не только позволяет запечатлеть определённые этапы развития ребенка, но и показывает изменения в характере  и мировоззрении. Показывает, чего ждёт ребёнок от нас, родителей».  «Из порфолио можно узнать, о чём  ребёнок мечтает, что он думает о школе, как с каждым годом становится умнее и взрослее.»

                                                 Как начинать?

 

  Познакомить   с  портфолио  родителей . рассказать им о целях и задачах его ведения. Спросить разрешения о ведении его ребенком. Показать портфолио детям, спросить, кто хочет его вести.  Узнать, кому ребенок разрешает показывать портфолио.

Информация о работе Технология "Портфолио достижений"