Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников

§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12

Выводы ……………………………………………………………………...16

Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17

§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20

§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31

Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста

§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33

Заключение …………………………………………………………………..42

Список используемой литературы………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 351.05 Кб (Скачать файл)

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия  развития экспериментальной деятельности с  песком и водой у детей раннего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        


 

Оглавление:

Введение ……………………………………………………………………..3

Глава І Теоретические основы исследования проблемы

развития мышления дошкольников

 

§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7

§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10

§1.3. Роль экспериментальной  деятельности в развитии

 мышления ребёнка раннего  возраста……………………………………..12

 

Выводы ……………………………………………………………………...16

 

Глава II Экспериментальное изучение особенностей

наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

 

§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17

 

§2.2 Особенности наглядно - действенного

 мышления детей раннего  возраста………………………………………...20

 

§2.3  Психологические характеристики детей

принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31

 

Глава III Педагогические условия формирования

экспериментирования у детей раннего возраста

 

§3.1 Цель, задачи по формированию условий

экспериментирования у детей  раннего возраста…………………………..33

 

Заключение …………………………………………………………………..42

 

Список используемой литературы………………………………………….45

 

 

 

 

 

 

 

Введение


Мышление, направленное на выявление  причинных связей посредством экспериментирования, рассматривается как один из важнейших  видов познавательной деятельности человека (Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, A. Деметроу). Н.Н. Поддьяков считает, что в экспериментировании (реальном и мысленном) наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Эта деятельность составляет ядро любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.[25]

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип  их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское  экспериментирование. Оно выступает  как метод обучения, если применяется  для передачи детям новых знаний. Оно может рассматриваться как  форма организации педагогического  процесса, если последний основан на методе экспериментирования. Вместе с тем, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментально - опытнической  деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. [23]

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления  о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с  другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как  постоянно возникает необходимость  совершать операции анализа и  синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость  давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство,  постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются  как важнейшие черты детского поведения.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской  деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с  одной стороны  расширяет представления  о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными  формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными  и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. [23]

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще  наглядно - действенное мышление, и  экспериментирование, как никакой  другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три  года - практически единственным способом познания мира. ( Н.Н. Поддъяков)[22]

Академик Н.Н. Поддъяков доказал: “Фундаментальный факт заключается  именно в том, что деятельность экспериментирования  пронизывает все сферы детской  жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.[23]

Проблема данного исследования заключается в том, что взрослые, к сожалению, очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую  деятельность как бесцельную. А ребенок  же занимается именно познанием мира через экспериментирование.

    Поэтому мы считаем, что в основу работы с детьми раннего возраста должно быть заложено развитие экспериментальной деятельности, через использование игр с песком и водой.

В связи с этим  была определена цель исследования: изучить  особенности  развития наглядно - действенного мышления  детей раннего возраста, апробировать комплекс педагогических условий развития детского экспериментирования в группах раннего возраста.

Объект  исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:

• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;

• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;

• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Эффективными педагогическими  условиями развития детского экспериментирования  является:

  • Отбор адекватного возрасту материала для игр - экспериментов;
  • Специально созданная  экспериментально - опытническая среда;
  • Система игр- экспериментов.

 

  Поставлены следующие задачи исследования:

  1. Дать теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
  2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению особенностей мышления детей  раннего возраста.
  3. Разработка комплекса педагогических условий практического экспериментирования  детей  раннего возраста, через игры с песком и водой.

 

 

Методологической основой моей темы являются: 

  • Труды  Н.Н.Поддъякова, Е.О.Смирновой раскрывающие особенности  развития мышления детей дошкольного возраста
  • Труды  Н.Н.Поддъякова, Л.С Выготского определяющие сущность понятия «Детское экспериментирование»;
  • Работы Л.С Выготского, Е.О.Смирновой раскрывающие особенности развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста;
  • Исследования развития мышления в раннем возрасте С. Н.Новосёловой; А.И.Ивановой в области экспериментирования детей раннего возраста.

Практическая значимость определяется возможностью разработки проекта по развитию практического экспериментирования детей раннего возраста, через игры с песком и водой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I   Теоретические основы исследования проблемы развития мышления дошкольников

§1.1 Мышление как понятие в психологии

Умственное развитие дошкольника  представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного  и логического.[31]

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно - действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности.

Другой характерной для  дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлении. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ.

Третьей  формой интеллектуальной деятельности ребенка является логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется  тем, что здесь ребенок оперирует  достаточно абстрактными категориями  и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной  или модельной форме.

Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние  практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета  и фиксации изменений объекта  в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния  объекта (которые уже исчезли) и  сопоставлять их с наличными. Кроме  того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен  налично и существует только в  плане представлений или понятий.

Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление  практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.[31]

Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и  направлен на выявление скрытых  от наблюдения свойств и связей предметов.

Этот тип мышления был назван детским экспериментированием. Детское  экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для  него информацию, что часто ведет  к перестройке как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.[22]

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в  пределах возможностей самого ребенка).

Экспериментирование стимулирует  ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку  возможность пробовать разные способы  действия, снимая при этом страх  ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у  ребенка возникают новые неясные  знания. Поддьяков выдвинул предположение  о том, что процесс мышления развивается  не только от незнания к знанию (от непонятного  к понятному, от неясных знаний к  более четким и определенным), но и в обратном направлении — от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному.[22]

Способность строить свои, пусть  еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы  является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых  схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать  специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка.

 

Таким образом, умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми знаниями, у ребенка возникают смутные, неясные знания. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка, с точки зрения Н. Н. Поддъякова, составляет суть саморазвития детского мышления.

Информация о работе Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста