Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников

§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12

Выводы ……………………………………………………………………...16

Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17

§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20

§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31

Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста

§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33

Заключение …………………………………………………………………..42

Список используемой литературы………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 351.05 Кб (Скачать файл)

 

Методика  «Исследования  развития мышления в  раннем возрасте» С.Н. Новосёловой  [33]

1 год 6 месяцев- 2года 6 месяцев

1.«Поехала  кукла в гости»

На  столе стоит тележка с куклой. На тележке имеется вертикально  закреплённый стержень. Рядом лежит  палочка с кольцом на конце. Предлагают ребёнку прокатить куклу, не трогая тележку руками.

2. «Ловись  рыбка»

В тазу с водой плавают пластмассовые  рыбки, рядом лежит сачок. Предлагают ребёнку поймать рыбок.

3. «Достань  шарики»

В высокой  прозрачной банке плавают шарики, рядом лежит черпачок. Предлагают ребёнку достать шарики.

Анализируют, способен ли ребёнок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета. Отмечают, способен ли ребёнок использовать орудие, которое перемещается в разных направлениях, учитывая форму предметов.

2-3 года. Перед ребёнком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки вставит в отверстие трудно и нужно забить молотком) предлагают детям вставить втулки. Выявляют, как ребёнок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в единое целое посредством орудия. Оценивают, как ребёнок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также особенности выделения частей и целого.

Методика «Организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Ивановой А.И.[12] В ходе самостоятельных игр- экспериментов, посредством наблюдения  определяют  навыки экспериментальной деятельности  детей, заполняя соответствующую диагностическую карту, отмечая уровни от 1 до 3-х.

 

 

§2.2  Особенности наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

 

Подобрав  и апробировав диагностические методики, мы получили следующие результаты:

Ярослав Б.

Рис.1 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Ярослва Б.)

Как видно из рисунка, Ярослав Б. по методикам С.Н. Новосёловой и А.И. Ивановой получил  по 3 балла, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления, с навыками практического  экспериментирования.

Тигран В.

Рис.2 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Тиграна В.)

Как видно из рисунка, Тигран В. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,7 балла- ближе к высокому, по методике А.И. Ивановой 2,2 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления и частичную сформированость его навыков практического  экспериментирования .

Вика И.

Рис.3 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Вики И.)

Как видно из рисунка, Вика И. по методике С.Н. Новосёловой получила 1,8 балла- ближе к среднему, по методике А.И. Ивановой 1,6 балла- низкий уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированность её наглядно - действенного мышления и несформированость её навыков практического  экспериментирования .

Семён И. 

Рис.4 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Семёна И.)

Как видно из рисунка, Семён И. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,2 балла - средний уровень, по методике А.И. Ивановой 1,8 балла-ближе к среднему, что позволяет характеризовать частичную сформированность его наглядно - действенного мышления, а также частичную сформированность его навыков практического экспериментирования.

Лев К.

Рис.5 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Льва К.)

Как видно из рисунка, Лев К. по методике С.Н. Новосёловой получил 3балла – высокий уровень и по методике А.И. Ивановой получил 2,9 балла- ближе к высокому, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления, с навыками практического экспериментирования.

Соня Л.

Рис.6 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Сони Л.)

Как видно из рисунка, Соня Л. по методике С.Н. Новосёловой получила 2,6 балла- средний уровень, по методике А.И. Ивановой 2,4 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированность её наглядно - действенного мышления и частичную сформированость её навыков практического экспериментирования .

Илья М.

Рис.7 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Ильи М.)

Как видно из рисунка, Илья М. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,5 балла- средний уровень, по методике А.И. Ивановой 2,6 балла-средний уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированость его наглядно - действенного мышления и частичную сформированность его навыков практического экспериментирования .

Василина О.

Рис.8 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Василины О.)

Как видно из рисунка, Василина О. по методикам С.Н. Новосёловой и А.И. Ивановой получила  по 3 балла, что позволяет характеризовать сформированность её наглядно - действенного мышления, с навыками практического экспериментирования.

Виолетта Ш.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.9 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Виолетты Ш.)

Как видно из рисунка, Виолетта Ш. по методикам С.Н. Новосёловой и А.И. Ивановой получила  по 3 балла, что позволяет характеризовать сформированность её наглядно - действенного мышления, с навыками практического экспериментирования.

Никита Ш.


 

 

 

 

 

 

 

Рис.10 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Никиты Ш.)

Как видно из рисунка, Никита Ш. по методике С.Н. Новосёловой получил 3балла – высокий уровень, по методике  А.И. Ивановой  2,5 балла-средний уровень, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления, а также частичную сформированость его навыков практического экспериментирования.

Лиза Л.

Рис.11 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (Лизы Л.)

Как видно из рисунка, Лиза Л. по методике С.Н. Новосёловой получила 2,8 балла – высокий уровень, по методике  А.И. Ивановой  2,7 балла -высокий уровень, что позволяет характеризовать сформированность её наглядно - действенного мышления, а также сформированость  навыков практического  экспериментирования.

Таисия П.

Рис.12 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Таисии П.)

Как видно из рисунка, Таисия П. по методике С.Н. Новосёловой получила 2,6 балла- средний уровень, по методике А.И. Ивановой 2,4 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированность её наглядно - действенного мышления и частичную сформированость её навыков практического экспериментирования .

Ярослав С.

Рис.13 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Ярика С.)

Как видно из рисунка, Ярик С. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,4 балла- средний уровень, по методике А.И. Ивановой 1,8 балла- низкий уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированность его наглядно - действенного мышления и не сформированость навыков практического  экспериментирования .

Семён Ш .

Рис.14 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Семёна Ш.)

Как видно из рисунка, Семён Ш. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,8 балла- высокий уровень, по методике А.И. Ивановой 2,8 балла- высокий уровень, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления и сформированость навыков практического экспериментирования .

Кирилл К.

Рис.15 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Кирилла К.)

Как видно из рисунка, Кирил К. по методике С.Н. Новосёловой получил 2 балла- средний уровень, по методике А.И. Ивановой 2,4 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать частичную сформированность его наглядно - действенного мышления и частичную сформированость навыков практического  экспериментирования .

Данил В.

Рис.16 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Данила В.)

Как видно из рисунка, Данил В. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,7 балла- высокий уровень, по методике А.И. Ивановой 2,6 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать сформированность наглядно - действенного мышления и частичную сформированость навыков практического  экспериментирования .

Валентина А.

Рис.17 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере   Валентины А.)

Как видно из рисунка, Валентина А. по методике С.Н. Новосёловой получила 3 балла- высокий уровень, по методике А.И. Ивановой 2,6 балла- средний уровень, что позволяет характеризовать сформированность наглядно - действенного мышления и частичную сформированость навыков практического  экспериментирования .

Даниил Щ.

Рис.18 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Даниила Щ.)

Как видно из рисунка, Даниил Щ. по методике С.Н. Новосёловой получил 2,8 балла- высокий уровень, по методике А.И. Ивановой 2,7 балла- высокий  уровень, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления и сформированость навыков практического экспериментирования .

Саша П.

Рис.19 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере Саши П.)

Как видно из рисунка, Саши П. по методикам  С.Н. Новосёловой и А.И. Ивановой получил  по 3 балла, что позволяет характеризовать сформированность его наглядно - действенного мышления, с навыками практического  экспериментирования.

Семён Г.

Рис.20 Особенности уровневой характеристики мышления ребёнка раннего возраста (на примере   Семёна Г.)

Как видно из рисунка, Семён Г. по методике С.Н. Новосёловой получила 3 балла - высокий уровень, по методике А.И. Ивановой 2,7 балла- высокий  уровень, что позволяет характеризовать сформированность наглядно - действенного мышления и сформированость навыков практического экспериментирования .

Сравнительный  анализ методик  практического экспериментирования 

Рис 1. Гистограмма уровней развития

 

Считаю  необходимым дать характеристику уровням:

Высокий: навыки устойчиво сформированы, ребёнок имеет точное представление о своей работе.

Средний: навыки неустойчивые, знания и представления неточные, неполные.

Низкий: ребёнок ничего не знает, не может, не умеет; навыки не сформированы.  

Исходя, из сравнительного анализа  методик  мы видим, что в группе из 20 человек:

15 % с низким уровнем;

40 % со средним;

45 % с высоким уровнем сформированности навыков практического экспериментирования (методика А.И.Ивановой)

 В то же время исследования  диагностики наглядно - образного мышления  

   ( методика С.Н.Новосёловой)  показали следующие результаты:

Низкий  уровень5%

Средний уровень 30%

Высокий  уровень 65%                                             

 Таким образом, исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы видим, что у большинства детей развита экспериментальная деятельность, которая дала возможность развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста через игры - эксперименты с песком и водой.

 

 

§2.3  Психологические характеристики детей, принявших участие в эксперименте

 

Илья М. (2г.7м.)

В ходе эксперимента и анализа результатов  практического решения наглядной  задачи (м. С.Н.Новосёловой) показал  средний уровень развития наглядно- действенного мышления набрав 2,5 балла. Ребёнок решал практическую задачу «Забей втулку»

Вставляет втулки с небольшой помощью  взрослого. Выделяет  часть (втулку) из целого (кубика).

Забивает втулку после подсказки  взрослого взять молоточек. Эмоционально реагирует на динамику соперемещения  предметов.

По формированию навыков экспериментирования (м.А.И.Ивановой) Илья так- же показал средний уровень, набрав 2,6 балла. Количество  целенаправленных действий увеличилось незначительно по сравнению с прошлым годом.  Предугадывает последствия некоторых своих действий производимых с предметом, после небольшого напоминания взрослого для чего нужен этот предмет. Произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий после наводящих вопросов взрослого.

Вывод: таким образом, исходя из полученных результатов двух методик, мы видим, что у ребёнка сформирован  средний уровень  развития  наглядно- действенного мышления и элементарных навыков экспериментирования.

Василина  О. (2г.6м)

Информация о работе Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста