Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа
Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников
§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12
Выводы ……………………………………………………………………...16
Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста
§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17
§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20
§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31
Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста
§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33
Заключение …………………………………………………………………..42
Список используемой литературы………………………………………….45
В ходе эксперимента и анализа результатов
практического решения
Василина достигала результата, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета. Так в задаче «Достань шарик» ребёнок ловил шарики из банки при помощи черпачка, без подсказок взрослого при этом учитывала форму предмета, как он перемещается в разных направлениях «вверх- вниз». Рыбок вылавливала при помощи сачка. Катала матрёшку на тележке при помощи палочки с кольцом, зацепленной за стержень тележки.
По формированию навыков экспериментирования (м.А.И.Ивановой) Василина так- же показала высокий уровень, набрав 3 балла. Желание что то сделать выражает словами, произносит фразу «Я хочу сделать». Количество целенаправленных действий увеличилось по сравнению с прошлым годом. С удовольствием выполняет простейшие поручения взрослых. Предугадывает последствия некоторых своих действий производимых с предметами, без участия взрослых. Избегает некоторых действий имевших неприятные последствия в прошлом. Рассматривает объекты, отвечает на простые вопросы взрослого, произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.
Таким образом, исходя из полученных результатов двух методик, мы видим, что у ребёнка сформировано наглядно - действенное мышление и элементарные навыки экспериментирования.
Глава III Педагогические условия формирования экспериментирования у детей раннего возраста
§3.1 Цель, задачи по формированию условий экспериментирования у детей раннего возраста
Исследование по формированию
условий экспериментирования
Цель исследования: проанализировать и обосновать оптимальные педагогические условия по формированию экспериментирования у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
Основным условием правильного
обучения ребенка раннего возраста
является обеспечение достаточного
разнообразия внешних воздействий,
организация зрительного и
В группе раннего
возраста необходимо иметь
Для экспериментов с водой используют пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки изготовленные из пенопласта и коры и т.д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой изготавливаются клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения, заботятся о температуре (+ 18°, +20°), следят за длительностью игры и состоянием одежды детей.
В структуру экспериментально - опытнической - предметно-развивающей среды группы входит и участок. На участке, особенно в теплое время года, проходит развитие познавательной деятельности, в зонах, отведенных для игр с песком и водой.
Главная задача экспериментальной - опытнической предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время игры - занятия так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать воду на пол и т.д).
Во время игр дети развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.
Все организуемые взрослым эксперименты являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими подгруппами.[12]
Дети уж способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они ещё не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
Детям 1–ой младшей группы учитывая их способности более пристально рассматривать предметы и действия с ними, а также умение выражать мысли фразовой речью предлагались следующие игры - эксперименты с песком.
Таблица 1.
Этап |
Цель, задачи |
Методы и приёмы |
Количество повторений |
I «Сыпем, лепим»
|
Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка. 1.Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони) 2.Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное
отношение к элементарной |
|
1 раз в месяц |
II «Отпечатки наших рук»
|
Закрепить знания детей о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета. 1.Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. 2.Развивать фантазию, творческие способности. 3.Воспитывать положительное отношение к своей работе, работам своих товарищей. |
|
1 раз в месяц |
III «Норки для ежат»
|
Закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка. 1.Формировать представление о количестве (один- много), размере (большой- маленький). 2.Развивать умение отображать в речи с помощью предлогов (на,под) местонахождение предметов. 3.Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения. 4. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
|
1 раз в месяц |
IV «День рожденья куклы Маши»
|
Продолжать учить детей выкладывать формы из влажного песка. 1.Приучать детей договаривать слова знакомой сказки 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.
|
|
1 раз в месяц |
Игры - эксперименты с водой.
Таблица 2.
Этап |
Цель, задачи |
Методы и приёмы |
Количество повторений |
I «Тонет, не тонет, плавает»
|
Познакомить детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет. 1.Учить детей действовать
с резиновыми игрушками, 2.Развивать умение 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу. |
|
1 раз в месяц |
II «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки».
|
Формировать у детей
навык практического 1.Учить детей действовать с природным материалом. 2.Развивать зрительно
– слуховые связи, мелкую 3.Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. |
|
1 раз в месяц |
III «Разноцветная водичка»
|
Формировать представление детей о свойстве воды - возможность окрашивания. 1.Приучать называть основные цвета. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Воспитывать положительное
отношение элементарной |
|
1 раз в месяц |
IV « Снеговик в гостях у детей»
|
Дать представление о свойстве снега превращаться в воду. 1.Формировать у детей
навык практического 2.Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 3.Воспитывать положительное отношение к персонажу-Снеговику. |
|
1 раз в месяц |
Во время игр детей учат действовать с природным материалом, формируют представление о количестве (один, много), умение узнавать и называть цвет, формируют понятия - широкий, узкий, лёгкий, тяжёлый и т.д.
К концу учебного года дети 1-ой младшей группы:
• Распознают свойства песка и называют (сухой - влажный)
• Умеют делать простые постройки и обыгрывают их с игрушками
• Эмоционально реагируют на отпечатки, полученные на песке
• Активизируют в речи слова обозначающие движение воды (течёт, капает)
• Определяют температуру воды, называют (холодная, горячая, тёплая)
• Определяет вес предметов (лёгкий, тяжёлый)
• Знают и называют свойства воды (твёрдая-лёд, жидкая-вода)
• Называют качества воды (прозрачная, цветная, сладкая, солёная)
• Владеют умением пользоваться экспериментально – опытническим оборудованием [12]
Заключение
Мышление, направленное на выявление
причинных связей посредством
В связи с этим изучили особенности развития мышления детей раннего возраста в экспериментальной деятельности с песком и водой. Дали теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме. Подобрали и апробировали диагностические методики по изучению особенностей мышления детей раннего возраста. Разработали комплекс педагогических условий по развитию практического экспериментирования детей раннего возраста, через игры с песком и водой. Подтвердили гипотезу о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.
Эффективными педагогическими условиями развития детского экспериментирования является: