Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников

§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12

Выводы ……………………………………………………………………...16

Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17

§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20

§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31

Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста

§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33

Заключение …………………………………………………………………..42

Список используемой литературы………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 351.05 Кб (Скачать файл)

В ходе эксперимента и анализа результатов  практического решения наглядной  задачи (м. С.Н.Новосёловой) показала высокий  уровень развития наглядно- действенного мышления набрав 3 балла. Решала три задачи «Поехала куколка в гости», «Ловись рыбка», «Достань шарик».

Василина достигала результата, учитывая особенности орудия, форму  и положение предмета. Так  в  задаче «Достань шарик» ребёнок ловил  шарики из банки при помощи черпачка, без подсказок взрослого при  этом учитывала форму предмета, как  он перемещается в разных направлениях «вверх- вниз». Рыбок вылавливала  при помощи сачка. Катала матрёшку на тележке при помощи палочки с  кольцом, зацепленной за стержень тележки.

По формированию навыков экспериментирования (м.А.И.Ивановой)  Василина так- же показала  высокий уровень, набрав 3 балла. Желание что то сделать выражает словами, произносит фразу «Я хочу сделать». Количество целенаправленных действий увеличилось по сравнению с прошлым годом. С удовольствием выполняет простейшие поручения взрослых. Предугадывает последствия некоторых своих действий производимых с предметами, без участия взрослых. Избегает некоторых действий имевших неприятные последствия в прошлом. Рассматривает объекты, отвечает на простые вопросы взрослого, произносит фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Таким образом, исходя из полученных результатов двух методик, мы  видим, что у ребёнка сформировано наглядно - действенное мышление и элементарные навыки экспериментирования.

 

 

 

Глава III   Педагогические условия формирования экспериментирования у детей раннего возраста

 

§3.1 Цель, задачи по формированию условий экспериментирования у детей раннего возраста

Исследование по формированию  условий экспериментирования проводилось  в МБДОУ детский сад комбинированного вида №63 города Ангарска с декабря 2012  по март 2013 года, с детьми раннего  возраста группы №3.

Цель исследования: проанализировать  и обосновать оптимальные педагогические условия по формированию экспериментирования у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести   анализ научных подходов к  организация экспериментально -  опытнической развивающей среды для детей раннего возраста.

 

  1. Разработать систему игр - экспериментов в рамках созданных условий,    для практического экспериментирования .
  2. Апробировать   разработанную систему.
  3. Экспериментально  проверить эффективность реализованных условий.

 

Основным условием правильного  обучения ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового  мира, в котором существует ребёнок (Л.А.Венгер, Ш.А.Абдуллаева, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо: соответствующее  оборудование помещения и особенно окружающего ребенка пространства, постоянное общение взрослого с  ребенком, систематическое проведение специальных занятий.[17] Так для  организации практического экспериментирования важнейшим  из условий является экспериментальное  оборудование.

 В группе раннего  возраста необходимо иметь центр  «Вода-песок» наполненный  прокаленным  песком. Ребенку  доставляет большое  удовольствие знакомиться с материалом  через простые действия: пересыпание,  просеивание, высыпание песка  из большей ёмкости в меньшую и наоборот. Для  этих целей детям предлагаются сита, совочки, воронки, стаканчики, мельнички, ложки, дощечки, бутылочки. При овладении ребенком действиями, связанными с формовкой пирожков,  используются пластмассовые формочки, ведёрки, лопатки, совочки.

Для экспериментов с водой  используют пластиковые тазы, лейки, миски, трубочки, венчики, камушки, ракушки, лодочки изготовленные из пенопласта и коры и т.д. Во избежание намокания одежды, особенно в зимнее время, для игр с водой изготавливаются клеенчатые передники. Для того чтобы вода вызывала у детей приятные ощущения,  заботятся о температуре (+ 18°, +20°), следят за длительностью игры и состоянием одежды детей.

В структуру экспериментально - опытнической - предметно-развивающей  среды группы  входит и участок. На участке, особенно в теплое время  года, проходит развитие познавательной деятельности, в зонах, отведенных для  игр с песком и водой.

Главная задача экспериментальной - опытнической предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время  игры - занятия так и в свободной  деятельности, на прогулке, а также  соблюдение  правил безопасности  при работе с песком и водой (не кидать песок в товарища, не разливать  воду на пол и т.д).

Во время игр дети  развивают  тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику  рук, координацию движений,  получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.

Все организуемые взрослым эксперименты являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими подгруппами.[12]

Дети уж способны выполнять  отдельные  простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и  рекомендации. Однако к самостоятельной  работе они ещё не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

Детям 1–ой младшей группы учитывая их способности более пристально рассматривать предметы и действия с ними, а также умение выражать мысли фразовой речью предлагались  следующие игры - эксперименты с  песком.

Таблица 1.

Этап 

Цель, задачи

Методы и приёмы

Количество повторений

I

«Сыпем, лепим»

 

 

 

Формировать  знания о  свойствах сухого и влажного песка.

1.Учить способам обследования  материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони)

2.Развивать зрительно- слуховые связи, мелкую моторику рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное  отношение к элементарной экспериментальной  деятельности.

  • Проблемная ситуация
  • Вопросы
  • Поручения
  • Показ
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц

II

«Отпечатки наших рук»

 

 

 

 

Закрепить  знания детей  о свойстве влажного песка- сохранять форму предмета.

1.Учить детей делать  отпечатки ладони, кулачка, ребра  ладони.

2.Развивать фантазию, творческие  способности.

3.Воспитывать положительное  отношение к своей работе, работам  своих товарищей.

  • Вопросы
  • Пальчиковая гимнастика
  • Показ
  • Поручения
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Худ. слово

1 раз в месяц

III

«Норки для ежат»

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить  знания детей  о свойствах сухого и влажного песка.

1.Формировать представление  о количестве (один- много), размере (большой- маленький).

2.Развивать умение отображать  в речи с помощью предлогов  (на,под) местонахождение предметов.

3.Развивать общую и  мелкую моторику, тактильные ощущения.

4. Воспитывать заботливое отношение к животным.

  • С. Момент
  • Проблемная ситуация
  • Вопросы
  • Худ. слово
  • Пальчиковая гимнастика
  • Поручения
  • Показ
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц

IV

«День рожденья куклы Маши»

 

 

 

 

 

 

Продолжать  учить детей  выкладывать формы из влажного песка.

1.Приучать детей договаривать  слова знакомой сказки

2.Развивать мелкую моторику  рук, координацию движений.

3.Воспитывать сочувствие к игровым персонажам, вызывать желание помочь им.

 

  • С. Момент
  • Вопросы
  • Худ. слово
  • Поручения
  • Показ
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Худ. слово
  • Игра «Каравай»

 

1 раз в месяц


 

 

 

 

 

Игры  - эксперименты с  водой.

Таблица 2.

Этап 

Цель, задачи

Методы и приёмы

Количество повторений

I

«Тонет, не тонет, плавает»

 

Познакомить  детей со свойствами резины, камней. Резина лёгкая она плавает в воде. Камень тяжёлый - тонет.

1.Учить детей действовать  с резиновыми игрушками, природными  материалами – камушками.

2.Развивать умение проговаривать  знакомую потешку, показывать её при помощи пальчиковой гимнастики.

3.Воспитывать  положительное  отношение к персонажу.

  • С. Момент
  • Вопросы
  • Пальчиковая гимнастика
  • Худ. слово
  • Показ
  • Поручения
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц

II

 «По ровненькой дорожке,  шагают наши ножки».

 

Формировать  у детей  навык практического экспериментирования  с разными предметами из разных материалов.

1.Учить детей действовать  с природным материалом.

2.Развивать зрительно  – слуховые связи, мелкую моторику  рук,        координацию  движений.

3.Воспитывать познавательный  интерес к окружающему миру.

  • Худ. слово
  • Поручения
  • Вопросы
  • Прямое руководство к действию
  • Игра с камушками
  • Игра с пёрышками
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц

III

«Разноцветная водичка» 

 

 

Формировать  представление  детей о свойстве воды - возможность окрашивания.

1.Приучать  называть основные  цвета.

2.Развивать мелкую моторику  рук.

3.Воспитывать положительное  отношение элементарной исследовательской  деятельности.

  • С. Момент
  • Вопросы
  • Поручения
  • Худ. слово
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц

IV

« Снеговик в гостях у  детей»

 

 

Дать   представление  о свойстве снега превращаться в  воду.

1.Формировать у детей  навык практического экспериментирования  с разными  материалами.

2.Развивать мелкую моторику  рук, координацию движений.

3.Воспитывать положительное  отношение к персонажу-Снеговику.

  • С. Момент
  • Вопросы
  • Худ. слово
  • Поручения
  • Показ
  • Уточнение последовательности действий
  • Самостоятельная деятельность под руководством воспитателя
  • Игра со снеговиком
  • Эксперимент со снегом
  • Анализ деятельности

1 раз в месяц


 

Во  время игр детей  учат  действовать с природным  материалом, формируют представление  о количестве (один, много), умение узнавать и называть цвет, формируют понятия - широкий, узкий, лёгкий, тяжёлый и  т.д.  

К  концу учебного года дети 1-ой младшей группы:

• Распознают свойства песка и называют (сухой - влажный)

• Умеют делать простые постройки и обыгрывают их с игрушками

• Эмоционально реагируют на отпечатки, полученные на песке

• Активизируют в речи слова обозначающие движение воды (течёт,   капает)

• Определяют температуру воды, называют (холодная, горячая,    тёплая)

• Определяет вес предметов (лёгкий, тяжёлый)

• Знают и называют свойства воды (твёрдая-лёд, жидкая-вода)

• Называют качества воды (прозрачная, цветная, сладкая, солёная)

• Владеют умением пользоваться экспериментально – опытническим  оборудованием [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мышление, направленное на выявление  причинных связей посредством экспериментирования, рассматривается как один из важнейших  видов познавательной деятельности человека.

В связи с этим  изучили   особенности развития  мышления  детей раннего возраста в экспериментальной  деятельности  с песком и водой. Дали  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме. Подобрали  и апробировали  диагностические  методики по изучению особенностей мышления детей  раннего возраста. Разработали  комплекс педагогических условий по развитию практического экспериментирования детей раннего возраста, через игры с песком и водой.   Подтвердили гипотезу о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:

• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;

• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;

• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Эффективными педагогическими  условиями развития детского экспериментирования  является:

  •        Отбор адекватного возрасту материала для игр - экспериментов;
  •        Специально созданная  экспериментально - опытническая среда;
  •        Система игр - экспериментов.

Информация о работе Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста