Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников

§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12

Выводы ……………………………………………………………………...16

Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста

§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17

§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20

§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31

Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста

§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33

Заключение …………………………………………………………………..42

Список используемой литературы………………………………………….45

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 351.05 Кб (Скачать файл)

Исходя, из сравнительного анализа  методик эксперимента,  мы увидели, что в группе из 20 человек навыки практического экспериментирования: (методика А.И.Ивановой)

15 % с низким уровнем: ребёнок ничего не знает, не может, не умеет; навыки не сформированы.

40% со  средним: навыки неустойчивые, знания и представления неточные, неполные;

45% с высоким уровнем: навыки устойчиво сформированы, ребёнок имеет точное представление о своей работе.

В то же время исследования диагностики  наглядно - образного мышления  (методика С.Н.Новосёловой) показали следующие результаты:

Низкий  уровень 5%

Средний уровень30%

Высокий  уровень 65%

Таким образом,  из полученных результатов эксперимента, мы увидели, что у большинства детей развита экспериментальная деятельность, которая даёт возможность развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста через игры - эксперименты с песком и водой.

В тоже время экспериментальная деятельность, не может развиваться  без определённых педагогических условий. Так для  организации практического экспериментирования важнейшим  из условий является экспериментальное  оборудование экспериментальный материал, игры - эксперименты с песком и водой которые разрабатывались с учётом возраста и возрастных особенностей, от простого к сложному, целенаправленное руководство взрослого. Во время игр дети  развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику  рук, координацию движений,  получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.

Главная задача экспериментальной - опытнической предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время  игры - занятия так и в свободной  деятельности, на прогулке, а также  соблюдение  правил безопасности  при работе с песком и водой

Исходя из выше сказанного, следует  отметить что, умственное  развитие дошкольника представляет собой  сложное взаимодействие и взаимосвязь  различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования, когда, наряду с ясными и отчетливыми  знаниями, у ребенка возникают  смутные, неясные знания. Взаимопереход  ясных и неясных знаний ребенка, с точки зрения Н. Н. Поддъякова, составляет суть саморазвития детского мышления.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать  какой-нибудь предмет, находящийся  в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или  открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку  и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок  думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Элементарное  экспериментирование  детей раннего возраста  является основой наглядно - действенного мышления. [Н.Н. Поддъяков]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Н. Вахрушева. - М. : ФОРУМ, 2011. – 188с.
  2. Власова,  Н.Г. Игры - экспериментирование и их место в воспитательно -образовательной программе ДОУ [Текст] / Н.Г. Власова.// Информационно - методический и научно - педагогический журнал. - 2001.-  № 4. -  С.24-36.
  3. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /  Л.С. Выготский. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с.
  4. Глинка, Г.А. Развиваю мышление и речь [Текст] / Г.А. Глинка. - СПб. : Питер, 2000. - 118 с.
  5. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Щетинина В.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.
  6. Дыбина, О.В. Творим, измеряем, преобразуем: занятия с дошкольниками [Текст] / О.В. Дыбина. - М . : Сфера, 2002. - 28 с.
  7. Дьяченко, О. М.  Психологические особенности развития дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176 с.
  8. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева. - М. : Педагогика, 1984. - 128 с.
  9. Зак, А.З. Будем смышлеными: развитие интеллектуальных способностей у детей 5-6 лет [Текст] / А.З. Зак. - М.: АРКТИ, 2003. - 104 с.
  10. Запорожец, А. В. Психология [Текст] / А. В. Запорожец - М. : Учпедгиз, 1961. - 228 с.
  11. Запорожец, А. В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Запорожец,  Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1964. - 352 с.
  12. Иванова,  А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А.И. Иванова.  - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 56с.
  13. Иванова, А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. [Текст] / А.И. Иванова. - М: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
  14. Иванова, А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду [Текст] / А.И. Иванова.— М.: ТЦ Сфера, 2009. — 56 с.
  15. Князева, О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О.Л. Князева //Вопросы психологии. - 1987.-  №5. - с. 86-93.
  16. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст]: Учебное  пособие/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.:  - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
  17. Куликовская, И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. [Текст] /  И.Э. Куликовская - М. Педагогическое общество России, 2004. — 160 с.
  18. Куцакова, Л.В.  Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. [Текст]: Программа «Росинка»/. Л.В. Куцакова,  С.И. Мерзлякова. — М.:Владос,2003 — 166с.
  19. Лозовая, В.И. Формирование познавательной активности школьников [Текст] / В.И. Лозовая, Е.Н. Камышанченко. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
  20. Методические рекомендации [Текст]: Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
  21. Павлова, Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст] / Л. Н. Павлова. - М. : Мозайка-Синтез, 2000. - 168 с.
  22. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника. [Текст] /  Н.Н. Поддъяков. М.: Педагогика, 1977. 277 с.
  23. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности [Текст] /  Н.Н. Поддъяков.  // Педагогический вестник.1997.№1.С.6.
  24. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /  А.Н.  Поддьяков. -  М., 2000. - 266 с.
  25. Поддьяков, А.Н. Мышление  дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами [Текст] /  А.Н. Поддьяков // Вопросы психологии -1996.- N4.- с14
  26. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. [Текст] /  А.Н.  Поддьяков.  - М.: Российское психологическое общество, 1998. - 85 с.
  27. Поддьяков, Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. - М. : Педагогика, 1985. - 200 с.
  28. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / А.В.Петровский,  Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. -  М.: Новая школа, 1993.- 137 с.
  29. Радина, Е. И. Умственное воспитание детей раннего возраста [Текст] / Е. И. Радина. - М. : Просвещение, 1968. - 240 с.
  30. Ребенок в мире поиска [Текст]: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста /под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
  31. Смирнова, Е.Ю. Детская психология [Текст] / Е. Ю. Смирнова.-М.: Гуманитар.изд. центр Владос, 2008.-366с
  32. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: Метод. пособие/  Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова.  -  СПб.: детство-пресс, 2007. - 128 с.
  33. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской   психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
  34. Яковличева, А.Ф. Генезис структуры наглядно-действенного мышления дошкольника [Текст] / А.Ф. Яковличева - Ростов н/Д : Ростовский-на-Дону гос. пед. ин-т, 1975. - 110 с.

 


Информация о работе Условия развития экспериментальной деятельности с песком и водой у детей раннего возраста