Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 14:38, курсовая работа
Объект исследования процесс развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования педагогические условия развития предпосылок экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение о том, что в процессе экспериментальной деятельности с песком и водой у детей третьего года жизни проявятся следующие особенности мышления:
• Ребёнок сопровождает свои действия речевыми комментариями;
• Выполняет новые для него задания методом проб и ошибок;
• При выполнении задания требуются многократные повторения.
Введение ……………………………………………………………………..3
Глава І Теоретические основы исследования проблемы
развития мышления дошкольников
§1.1 Мышление как понятие в психологии...............………………………7
§1.2. Особенности мышления детей раннего возраста…………………..10
§1.3. Роль экспериментальной деятельности в развитии
мышления ребёнка раннего возраста……………………………………..12
Выводы ……………………………………………………………………...16
Глава II Экспериментальное изучение особенностей
наглядно - действенного мышления детей раннего возраста
§2.1 База и методы исследования……………………………..……………17
§2.2 Особенности наглядно - действенного
мышления детей раннего возраста………………………………………...20
§2.3 Психологические характеристики детей
принявших участие в эксперименте……..…..……………………………...31
Глава III Педагогические условия формирования
экспериментирования у детей раннего возраста
§3.1 Цель, задачи по формированию условий
экспериментирования у детей раннего возраста…………………………..33
Заключение …………………………………………………………………..42
Список используемой литературы………………………………………….45
Исходя, из сравнительного анализа методик эксперимента, мы увидели, что в группе из 20 человек навыки практического экспериментирования: (методика А.И.Ивановой)
15 % с низким уровнем: ребёнок ничего не знает, не может, не умеет; навыки не сформированы.
40% со средним: навыки неустойчивые, знания и представления неточные, неполные;
45% с высоким уровнем: навыки устойчиво сформированы, ребёнок имеет точное представление о своей работе.
В то же время исследования диагностики наглядно - образного мышления (методика С.Н.Новосёловой) показали следующие результаты:
Низкий уровень 5%
Средний уровень30%
Высокий уровень 65%
Таким образом, из полученных результатов эксперимента, мы увидели, что у большинства детей развита экспериментальная деятельность, которая даёт возможность развития наглядно - действенного мышления детей раннего возраста через игры - эксперименты с песком и водой.
В тоже время экспериментальная деятельность, не может развиваться без определённых педагогических условий. Так для организации практического экспериментирования важнейшим из условий является экспериментальное оборудование экспериментальный материал, игры - эксперименты с песком и водой которые разрабатывались с учётом возраста и возрастных особенностей, от простого к сложному, целенаправленное руководство взрослого. Во время игр дети развивают тактильно - кинестетическую чувствительность, внимание, мелкую моторику рук, координацию движений, получают положительные эмоции от проделанной работы, приучаются сочувствовать, помогать персонажам.
Главная задача экспериментальной - опытнической предметно - развивающей среды - формирование у ребёнка навыков элементарной поисковой деятельности, как во время игры - занятия так и в свободной деятельности, на прогулке, а также соблюдение правил безопасности при работе с песком и водой
Исходя из выше сказанного, следует
отметить что, умственное развитие
дошкольника представляет собой
сложное взаимодействие и взаимосвязь
различных форм мышления: наглядно-действенного,
наглядно-образного и
Мышление ребёнка раннего
Элементарное экспериментирование детей раннего возраста является основой наглядно - действенного мышления. [Н.Н. Поддъяков]
Список используемой литературы: