Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Детский фольклор как средство развития речи.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

-формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции, о простейших элементах образности в языке;

-воспитывать литературно-художественный  вкус, способность понимать настроение произведений, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказа, сказки, стиха, развивать поэтический слух.

1.2. Роль фольклора  и педагогические требования  к работе в развитии словаря детей раннего возраста

Эффективное формирование словаря детей раннего возраста требует оптимальных психолого-педагогических условий. Важным условием является богатство впечатлений, получаемых ребенком. В этом аспекте огромным потенциалом обладает устное народное творчество.

Устное народное творчество – это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно возникло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Они передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. По-другому устное народное творчество называют фольклором, считая одним из средств народной педагогики.

Виноградов Г.С. писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи их воспитания и обучения. Их совокупность и взаимосвязь и дают то, что следует назвать народной педагогикой»[17].

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Интерес представляет исследование Павловой Л.Н., кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, где в частности показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего возраста. Автором отмечается, что фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей[6].

Детский фольклор – это произведения самих детей, усвоенные традицией; произведения традиционного фольклора взрослых, перешедшие в детский запас; произведения, созданные взрослыми специально для детей и усвоенные традицией.

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Все многообразие мира дети воспринимают не так, как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей [12].

К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863 – 1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских [22].

Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности. В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия». К ней относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Произведения «материнской поэзии» становятся и первым знакомством ребёнка с родным языком: его словарным составом, его ритмикой, его структурными особенностями. Именно эти произведения сопровождают ребёнка в тот период, когда он учится говорить, а потому во многом определяют особенности детской речи и помогают её развитию [5].

В колыбельных песнях слово и ритм неразрывно связаны и одинаково важны: исследователи фольклора отмечают, что, слушая нехитрые напевы, ребёнок впервые знакомится с интонационным и смысловым строем родной речи. Убаюкивая и успокаивая младенца, колыбельная создаёт вокруг него атмосферу тепла, покоя, любви.

Котинька-коток, 
Котя серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, 
Моё дитятко качать. 
Я тебе, коту, 
За работу заплачу: 
Беленький платочек 
Я на шею повяжу.

Я тебе, коту, 
За работу заплачу: 
Дам кусок пирога 
И стаканчик молока.

Котинька-коток, 
Котя серенький хвосток, 
Приди, котик, ночевать, 
Моё дитятко качать.

Нередко колыбельная обращена напрямую к ребёнку, в ней называется его имя, он – в центре внимания, одновременно герой и слушатель. Как правило, в колыбельной присутствует короткий сюжет и традиционные персонажи– «сренький коток», «серенький волчок». Это не только добрые помощники, часто они способны напугать маленького слушателя:

Придёт серенький волчок 
И ухватит за бочок, 
И утащит во лесок 
Под ракитовый кусток...

Одни исследователи объясняют появление таких героев обрядовым происхождением колыбельной: она возникла как магическое заклинание злых сил, от которых нужно уберечь младенца. По другой версии, в появлении страшных персонажей просматриваются первые попытки воспитания: чтобы избежать общения с чем-то пугающим, ребёнок должен послушно уснуть. Впрочем, поэтика колыбельной в целом направлена отнюдь не на устрашение или воспитание, она обусловлена функцией колыбельной – помочь ребёнку уснуть. Отсюда неторопливый ритм, напевная интонация, частые повторы слов и слогов. Характерно также обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов. Колыбельные – это особые песни для самых маленьких, в них раскрывается бережное и заботливое отношение взрослых к только что родившемуся ребёнку [16].

Общение с самыми маленькими детьми сопровождают и потешки – короткие игровые присловья, например, знакомые всем с детства «Ладушки-ладушки»:

– Ладушки, ладушки! 
– Где были? 
– У бабушки. 
– Чего ели? 
– Кашку. 
– Чего пили? 
– Бражку. 
Кашка масленька, 
Бражка сладенька, 
Бабушка добренька, 
Попили, поели, 
Домой полетели, 
На голову сели,  
Ладушки запели!

В процессе первых игр ребёнок осваивает простейшие движения и навыки, а потешки развлекают его, создают особый ритм и настроение, а также развивают воображение маленького слушателя, предлагая ему осмыслить заданную ситуацию. Потешки выводят ребёнка за рамки его маленького привычного мира; слушая, повторяя и запоминая рифмованные строки, он учится говорить, думать, общаться с окружающими, выражать свои эмоции. Кроме того, как и в колыбельных, в потешках просматривается воспитательное начало, но уже не в пугающей, а в шутливой форме:

Идёт коза рогатая.

За малыми ребятами. 
Кто кашку не ест, молочко не пьёт – 
Забодает, забодает!

Не менее любимы детьми и пестушки. Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках [11].

Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры – все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками,  поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: 

«Потягунюшки,  
Порастунюшки,  
Поперек толстунюшки,  
А в ножки – ходунюшки,  
А в ручки – хватунюшки,  
А в роток – говорок,  
А в головку – разумок».

Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша. 

Так же занимательны для детей игра-качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда ребенок умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки: 

Поехали, поехали.

С орехами, с орехами!  
Поскакали, поскакали.

С калачами, с калачами!  
Вприпрыжку, вприскочку.

По кочкам, по кочкам -  
В ямку - бух!

Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках. 

Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей второго и третьего годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире.

Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например: 

Собака на кухне  
Пироги печет.  
Кот в углу  
Сухаpи толчет.  
Кошка в окошке  
Платье шьет.  
Курочка в сапожках  
Избушку метет.

Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на, что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения.

Особый вид прибауток – песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц. 

Из-за леса, из-за гор.

Едет дедушка Егор.  
Сам на лошадке,  
Жена на коровке,  
Дети на телятках,  
Внуки на козлятках.

Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное [6]. 

 К жанрам детского фольклора  относятся и заклички – вид закликательных песен языческого происхождения, которые отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто – к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки! 
Прилетите к нам, 
Принесите нам лето теплое, 
Унесите от нас зиму холодную. 
Нам холодная зима надоскучила, 
Руки, ноги отморозила.

Редкая детская игра обходится без считалки – небольшого стишка, формы жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка – это и элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм:

Аты-баты, шли солдаты, 
Аты-баты, на базар. 
Аты-баты, что купили? 
Аты-баты, самовар. 
Аты-баты, сколько стоит? 
Аты-баты, три рубля 
Аты-баты, он какой? 
Аты-баты, золотой. 
Аты-баты, шли солдаты, 
Аты-баты, на базар. 
Аты-баты, что купили? 
Аты-баты, самовар. 
Аты-баты, сколько стоит? 
Аты-баты, три рубля. 
Аты-баты, кто выходит? 
Аты-баты, это я!

Русские считалки под различными наименованиями начинают вводиться в научный оборот в первой половине XIX века, но особо интенсивно – во второй половине века и в начале XX столетия. Первым фундаментальным исследованием считалок как фольклорного жанра была монография Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор» (1930).

 Исследователь указывает на  стабильность считалочного репертуара детей, он  настаивает, что характерной особенностью считалок является «равнодушие к смыслу». По его мнению, обогащение считалок новыми словами, образами, темами идет не в силу правильного отражения действительности, а «по пути случайных ассоциаций» [21].

Скороговорка – жанр, редко доступный полностью детям раннего возраста. Это фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку. 
Видит грека: в реке рак, 
Сунул грека руку в реку - 
Рак за руку грека — цап!

Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста