Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Детский фольклор как средство развития речи.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Ребята, вы все такие молодцы, так хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».

 

 

 

 

Перспективный план работы по развитию словаря детей раннего возраста.

Месяц

Педагог

Дети

Родители

Оснащение

Сентябрь

Изучение методической литературы

1. Бабурина Г.И., Кузина  Т.Ф. Народная педагогика в воспитании  дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и  поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва  М.Д. Приобщение детей к истокам  русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю  красиво и правильно. Развитие  речи у детей от рождения  до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

     

Октябрь

Подбор загадок для детей младшего возраста, оформление картотеки загадок о  дарах осени – фрукты, овощи, грибы, ягоды

Отгадывание детьми загадок

 

Картотека загадок

Ноябрь

Сказки в воспитании детей.

Чтение русских народных сказок.

Использование народного творчества в свободной деятельности, в игре, в

индивидуальной работе с детьми

Приобрести в группу книжки русских сказок.

Оформление выставки «Русские народные сказки».

декабрь

Использование колыбельных, песен, пестушек.

Применять потешки в режимных моментах.

 

Оформление папки-передвижки «Маленький читатель»

Январь

Театрализованные игры как средство развития речи детей.

Учить детей обыграть знакомые сказки.

.Дидактическая игры «Угадай  сказку», «Из какой сказки герой»

Приобрести в группу раскраски по русским сказкам.

Игра – драматизация «Теремок».

Февраль

Использование потешек в режимных моментах.

Чтение и заучивание новых потешек во время подготовки к прогулке – одевании, раздевании.

Пополнить театральный уголок в группе.

Приобретение пальчикового театра.

Март

Знакомство с русскими народными песенками о маме, о весне. Хороводы, подвижные игры.

Пальчиковые игры на основе русских потешек.

Проведение утренника «Мамин праздник»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

Знакомство с русским бытом: с домашней утварью, с традициями.

Знакомство с закличками, потешками о солнышке, о дождике.

Пополнение ППРС предметами русского быта: прялка, ухват, самовар и т. д.

НОД «Путешествие за волшебным клубочком».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Разучивание потешек,

скороговорок

Обустроить уголок ряженья с русскими народными костюмами. Участие родителей в досуге.

Открытый показ досуга «Праздник  у русского самовара».

Выступление на  итоговом педсовете.


 

План непосредственной образовательной деятельности по развитию словаря детей раннего возраста.

СЕНТЯБРЬ

НОД 1.                         

1. «Баю-бай». Беседа о колыбельных песнях.  Слушание песен, подпевание.

2. Игра « Здравствуй осень»!  (Развивать речевой диалог).

3. Хоровод «Падают листья». 

НОД 2.

1. Слушание  колыбельной, подпевание.  (Беседа   о   содержании   песни, особенностях ее исполнения).

2. Продолжать  разучивание слов  «Падают листья».

3. Игра « Здравствуй, осень!» (следить за правильным произношением  слов).

НОД 3.

1. Разучивание хоровода «Падают  листья».

2. Беседа об  обрядовых песнях. Слушание песни «Урожай собирай!»

3. Игра «Ручеёк».

НОД 4.

1.Слушание колыбельной, подпевание  (Укладывание кукол спать).

2. Хоровод «Падают листья».

3. Слушание песни «Урожай собирай!»

4. Игра « Здравствуй, осень!»

ОКТЯБРЬ

НОД 1.

1. Петь колыбельную, подпевать песню «Урожай собирай».

2. Хоровод « Падают  листья»

3. Игра « Здравствуй, Осень».   

НОД 2. 

  1. Разучивание частушек.
  2. Хоровод «Падают листья»
  3. Игра «Ручеёк».

НОД 3.

  1. Чтение сказки «Курочка Ряба»

(обогащать активный словарь детей).

2. Помочь Золушке перебрать крупу.  ( Развивать мелкую моторику рук).

3. Пение песни «Урожай  собирай»

(на слова «Ворота отворяй, едет  с поля урожай» -  осваивать танцевальное движение « воротца», подводить к выразительному исполнению танцевально – игровых образов).

НОД 4.

  1. Беседа о  предстоящем развлечении «Золотая осень».
  2. Вспомнить сказку «Курочку Рябу».  
  3. Игры по желанию детей.

НОЯБРЬ

НОД 1.

  1. Беседа  о  предназначении   потешек.   
  2. Заучивание  потешки «Петушок, петушок».                      
  3. Дидактическая игра «Помочь Аленушке  зашнуровать Иванушке сапожки».

НОД 2.

1. Праздник «Золотой осени».

( песни, хороводы, игры).

НОД 3.

  1. Заучивание потешек «на сон»: «Баю - баю - баюшки» и др.
  2. Слушание колыбельной « Ты, собаченька, не лай!»
  3. Игра «Карусель».

НОД 4.

1. Слушание дразнилок.  Обыгрывание.

2. Пение колыбельной «Ты, собаченька не лай» (учить передавать  ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно).

3. Игра с палочками  «Сделай скворечник».

ДЕКАБРЬ

НОД 1.

  1. Беседа  о   празднике   « Новый год», «Святки»   (от   Рождества  до   Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
  2. Разучивание Рождественских колядок.
  3. Разучивание слов к  хороводу «Сани с бубенцами». Повторение 
    знакомых новогодних песен.
  4. Игра «Два мороза».

НОД 2.

  1. Беседа о содержании колядок, характер их исполнения.
  2. Разучивание рождественских колядок (для скупых хозяев).
  3. Хоровод «Сани с бубенцами».

НОД 3.

1. Слушание «Коляда, коляда, открывай ворота».

2. Инсценировка потешки «Наши уточки с утра».

З. Хоровод «Сани с бубенцами».

НОД 4.

1. Хоровод «Сани с бубенцами»  (знакомить детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.).

2. Повторение Рождественских  колядок.

3. Игра «Заморожу».

ЯНВАРЬ

НОД 1.

1. Повторение песенок, потешек   по желанию детей.

2. Хоровод «Сани с бубенцами».

3. Игра «Два мороза».

НОД 2.

  1. Слушание частушек, подпевание.
  2. Хоровод «Сани с бубенцами».
  3. Сделать «Снежки из бумаги» (мять бумагу - делать «снежный ком» - развивать кисти рук).

НОД 3.

  1. Беседа о птице сороке. Чтение потешки «Сорока, сорока».
  2. Разучивание потешки.
  3. Исполнение знакомых песен.
  4. Игра «Снежинки».

ФЕВРАЛЬ

НОД 1.

  1. Беседа о домашних животных. Чтение потешки «Коровушка и её детушки».
  2. Разучивание песни «Шёл Ванюша».
  3. Игра - хоровод «Передай платочек».

НОД 2.

1. Беседа о празднике  «Масленица», о традициях, обрядах.

2. Разучивание приговорок  «Подай, тётенька, блина», «Блин - блиночек».

3. Игра – хоровод «Передай  платочек».

НОД 3.

1. Слушание «Выходила наша Масленица».

2. Разучивание слов к  хороводу «А мы масленицу провожали».

3. Повторение прибауток, приговорок к масленице».

4. Игра «Горшок».

НОД 4.

1. Разучивание песни «Испеки  оладушки, бабушка».

2. Хоровод «А мы Масленицу  провожали».

3. Игра «Горшок».

МАРТ

НОД 1.

1. Заучивание закличек  о весне. « Весна-весна красная!»

2. Пение «Блины»,

3. Хоровод «А мы Масленицу  провожаем».

4. Игра «Горшок».

НОД 2.

1. Заучивание стихотворений  и потешек к празднику 8 марта  и о весне.

2. Хоровод «Берёзка».

3. Утренник «Мамин праздник».

НОД 3.

1. Беседа о приходе  весны и о быте крестьян, о  труде, связанным с этим 
временем года. Чтение потешки «Курочка-рябушечка».

2. Разучивание слов к  хороводу «Берёзка».

3. Повторение знакомых  песен.

4. Игра «Колечко».

НОД 4.

1. Слушание «Во поле берёзка стояла».

2. Разучивание песни «Ручейки  весенние».

3. Хоровод «Берёзка».

4. Игра «Капуста».

АПРЕЛЬ

НОД 1.

1. Слушание потешек, прибауток  о русском быте, традициях.

2. Хоровод «».

3. Нанизывание пуговиц  на нитку  (развиваем мелкую моторику в процессе собирания бус).

НОД 2.

  1. Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.
  2. Разучивание пасхальных приговорок.
  3. Повторение знакомых песен.
  4. Игра «Ручеёк».

НОД 3.

1. Слушание пения птиц.

2. Слушание сказки про  птиц.

3. Пальчиковая игра «Про чижа».

НОД 4.

1. Разучивание потешки  «Козлик».

2. Игра – драматизация  по мотивам потешек.

3. Повторение знакомых  пальчиковых игр с потешками.

МАЙ

НОД 1.

1. Слушание стихов, посвящённых  Дню победы.

2. Заучивание заклички  «Дождик, дождик, поливай!»

3. Хоровод «Вот уж скоро лето».

4.  Игра «Ручеёк».

НОД 2.

  1. Чтение книга «Правила поведения для воспитанных детей».
  2. Повторение потешек, закличек.
  3. Игра - хоровод «Берёзка».

НОД 3.

  1. Слушание песни «».
  2. Разучивание песни о лете.
  3. Пение частушек.
  4. Игра «У медведя во бору».

НОД 4.

Открытый досуг «Праздник у русского самовара» с участием родителей и детей.

Материалы для проведения непосредственно-образовательной деятельности представлены в приложении.

 

 

 

 

2.3. Контрольный эксперимент

 

Апробация представленной системы проводилась с семью детьми, показавшими на этапе диагностики уровня развития активного и пассивного словаря высокий (57% от числа всех участвующих воспитанников) и средний (43% участников) уровень. В процессе непосредственно-образовательной деятельности с данными детьми мною был апробирован план и программа НОД по развитию речи.

Анализ проведения непосредственно-образовательной деятельности показал, что все дети эмоционально воспринимали содержание занятия, занимались с удовольствием. Ребята внимательно слушали текст потешки, улыбались, когда воспитатель произносила: «Ку-ка-ре-ку»!

Вопрос, «Какой петушок: большой или маленький?» вызвал затруднение. Воспитателю пришлось дополнительно показать  предполагаемый размер большого петушка и игрушку (маленького), чётко произнося прилагательные «большой», «маленький». Затем вопрос был задан повторно и дети уверенно ответили «маленький».

Дети хорошо запомнили, где у петушка находится гребешок, вместе с воспитателем с удовольствием показывали  его: поднимали сцепленные над головой пальцы обеих рук. Малыши произносили слово «гребешок» чисто и правильно (1 человека), с ошибками (6 ребёнка), употребляя такие формы, как:  «гибешок» (3 человека), «гебешок» (2 человек),«бешок» (1 человек) (приложение №5).

 На вопрос воспитателя, «Какой у петушка хвост?» дети отвечали: большой («басёй»), красивый («касивый»). Никто из подгруппы детей не произнёс правильно данные прилагательные.

Дети запомнили, как кричит петушок, воспроизводили крик петушка следующим образом: «Ку-ка-ли-ку!» – 5 человек; «Ку-ка-ле-ку!» – 2 человека. Ребята активно имитировали, как петушок клюет зернышки. Весело изображали, как важно ходит, показывая при этом гребешок на голове.

 В процессе непосредственно-образовательной деятельности дети демонстрировали высокую степень активности и заинтересованности: никто не отвлекался, все тянулись к игрушке, просили погладить и поиграть. Поставленные программные задачи решены.

Протокол по проведению непосредственно-образовательной деятельности  по теме: «Петушок, петушок» с детьми первой младшей группы представлен в приложении 4.

В свободном режиме малыши в этот день не раз самостоятельно обращались к тексту потешки. Когда им на глаза попадалась игрушка петушка, они произносили отдельные слова, особенно им запомнившиеся: «Петушок», «гребешок», хорошо имитировали фразу-звукоподражание «Ку-ка-ре-ку»!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что детям первой младшей группы нравятся произведения жанров детского фольклора. Полученные данные демонстрируют закономерную связь между активным детским восприятием образа игрушки, произведением устного народного творчества и процессом развития речи малышей.

Работу с потешкой «Петушок, петушок» я проводила со всеми детьми группы ежедневно в течение недели в процессе организации режимных моментов, показывая детям игрушку, выразительно рассказывая потешку, стимулируя детей повторять фразы потешки вместе с воспитателем.

Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста