Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Детский фольклор как средство развития речи.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 2

по сказке «Курочка Ряба»

Программные задачи:

– приучать детей слушать народную сказку;

– учить договаривать слова и фразы;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;

– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,

Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки, называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).

– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).

Дидактическая игра «Собери целое» 

– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).

– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).

– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).

Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать  (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»).  
А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения). Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком)! Лапками гребите, зёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками)! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели),  
дождевого червяка, (разводим руки в стороны), выпили водицы  
полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).

– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).

Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба.  
Снесла курочка … яичко: яичко не простое, золотое. 
Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила.  
Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и … разбилось.  
Дед … плачет, баба … плачет. А курочка кудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 3

по потешке «Петушок, петушок»

Программные задачи:

– познакомить детей с фольклорным произведением;

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать  активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию педагога находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Ход работы

– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

–Петушок.

– Позовём его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

–Какой петушок: большой или маленький?

– Петушок маленький.

–Что у него на голове?

–На голове у петушка гребешок.

–Какой у петушка хвост?

–Хвост у петушка большой, красивый.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок. Воспитатель повторно читает потешку, просит детей произносить текст потешки вместе с ним:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 4

по песенке «Наши уточки с утра»

Программные задачи:

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;

– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;

– имитировать действия животных, воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «Петя», «индюк», «у пруда»;

– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».

Материал: платочек, игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.

Ход работы

На столе под платочком – игрушечная утка.

Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок). Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки?  (Дети отвечают).

Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё? Послушайте:

Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)

Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)

А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)

А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.

Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют). Как они кричат? (Ответы детей). Кто из этих животных любит плавать?

Теперь я покажу, как ходит уточка.

Воспитатель изображает маму утку, а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.

Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 5

по потешке «Сорока, сорока»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;

–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: клюв, длинный, сорока;

– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;

– воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Материал: игрушка сорока.

Ход работы

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

– Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки)?

– Птичка. Сорока.

– Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.

– Покажите, как она летает, машет крылышками.

– А это что такое?

– Клюв.

– А что она может клювом делать?

– Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

– А покажите, где у сороки ножки?

– Ножки, на которых сорока прыгает.

– Красивая птичка – сорока?

– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

– Скажите, какой у сороки хвост?

– Хвост длинный.

– Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);

Сорока-сорока! Где была? 
– Далеко! 
– Что делала? 
– Кашу варила, деток кормила. 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
Этому дала, 
А этому не дала: 
– Ты дров не носил,  
Ты печку не топил!

Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала...». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:

– А этому не дала?

– Нет.

–А почему?

– «Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять:

– Этому дала?

– Дала.

– А этому дала?

– Дала.

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 6

по песенке «Коровушка и ее детушки»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить говорить в разной высоте голоса;

– упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;

– обогащать активный словарь детей словами  «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».

Материал: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.

Ход работы

Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее  педагог исполняет «Песенку коровушки»:

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки. Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

 

 

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 7

по потешке «Курочка-Рябушечка»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);

– учить детей имитировать звуки: пи-пи-пи;

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;

– обогащать активный словарь детей словами  курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;

Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.

Ход работы

Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая. Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:

– Как зовут курочку и почему?

– Что есть у курочки?

– Какого цвета пятнышки у курочки?

Помогаю с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушечка.

(С.Рещикова)

А сейчас я вам почитаю потешку, а вы послушайте:

– Курочка-Рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-Рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Проговариваю эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе со мной.

Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста