Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.

Файлы: 1 файл

Детский фольклор как средство развития речи.doc

— 332.50 Кб (Скачать файл)

Пестуньи часто пользуются докучными сказками. Этот термин ввел в научный обиход  В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезвычайный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки, оставаясь преимущественно жанром материнской поэзии, широко бытуют и в детской среде. Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовка), по содержанию и назначению – к поддевке. Сказочное повествование всегда нарушается издевкой. Издевки бывают разного характера. Иногда она довольно безобидна, например, сразу же после начала объявляется, что сказка окончена:

Жил-был старик, у старика был колодец,

А в колодце-то елец; тут и сказке конец.

Иногда в издевке предлагается ждать неведомо как долго: «... кости опять намочили, а когда намокнут, тогда доскажу!» В некоторых текстах издевка грубо оскорбляющая. Но чаще всего издевка состоит в том, что последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению того же текста. Сказка повторяется несколько раз и отбивает у детей охоту к сказкам.

Жил-был царь,

У царя был двор,

 На дворе был кол,

На колу мочало;

Не сказать ли с начала?

Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться, пошутить над младшими. Охотнее всего используется сказка «Про белого бычка»:

Сказать ли тебе сказку про белого бычка? 
Скажи. 
Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? 
Скажи.

Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Бытуют докучные сказки и в наши дни. Наибольшее хождение имеют  следующие тексты: «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Жили-были дед, да баба», «Пришел медведь к броду». Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора [5].

Произведения, с которыми знакомят детей раннего возраста, не исчерпывается приведёнными выше примерами. Жанровое разнообразие позволяет использовать в работе загадки, пословицы и поговорки. Однако, используя данные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и доступность предлагаемого детям материала.

Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово может и должно духовно обогатить эту среду.

Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Практическая часть

2.1. Констатирующий  эксперимент


 

Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 «Радуга».

На практическом этапе работы  последовательно решались следующие задачи:

  1. выявить уровень сформированности словаря  детей первой младшей группы;
  2. подобрать произведения детского фольклора, интересные и доступные для восприятия детей, разработать конспекты непосредственно-образовательной деятельности;
  3. организовать непосредственно-образовательную деятельность, проанализировать полученные результаты.

Поскольку для детей раннего возраста наиболее актуальной речевой задачей является обогащение словаря детей, мною было принято решение исследовать развитие речи именно на примере уровня сформированности активного и пассивного словаря воспитанников. На первоначальном этапе работы – при проведении диагностики – в исследовании принимало участие 7 детей первой младшей группы.

В соответствии с требованиями программы «Детство» под редакцией Логиновой, на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте»  Громовой О.Е. мною были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных – названий животных и птиц [12].

По совету воспитателя, работающего в данной группе, детям были предложены картинки с изображениями животных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка (приложение 1). Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей я предложила малышам следующие задания:

  1. ответить на вопросы по поочерёдно выкладываемым перед ребёнком картинкам: «Кто это?» (Кошечка), «Кто это?» (Собачка) и т.д.;
  2. ответить на вопросы по указанной картинке: «Как кошечка говорит?» («Мяу»), «Как собачка говорит?» («Гав», «Ав», «Тяв») и др.
  3. ответить на вопросы по всем перечисленным картинкам, выложенным перед ребёнком: «Покажи, где собачка?» и др.
  4. из всех представленных картинок предлагали выбрать одну вопросом, типа: «Покажи, кто говорит «Мяу!» и д.т.

В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов. Я предположила, что высоким уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 - 20 верных ответах ребёнка; средний уровень:15 – 8; низкий: 7и меньше верных выборов.

Результаты выполнения заданий представлены мною в следующей таблице, где указано количество верных выборов по вопросам:

Таблица

Имя, фамилия ребёнка

активный

словарь

пассивный

словарь

уровень развития словаря

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Даша К.

5

5

5

5

высокий

Лиза Х.

4

5

5

5

высокий

Юра П.

4

5

5

5

высокий

Север Е.

3

3

4

3

средний

Лиза М.

4

4

4

3

средний

Соня В.

4

4

4

4

высокий

Нина К.

4

4

4

3

средний


Исследование показало, что уровень развития активного и пассивного словаря четверых детей можно считать высоким, троих – средним.

Называя животных по предложенным картинкам, дети неверно определили корову (3 ребёнка: Лиза Х., Юра П., Север Е.) и петушка (4 ребёнка: Север Е., Лиза М., Соня В., Нина К.). Полученные данные позволили нам спланировать дальнейшую работу по развитию речи.

Качественное развитие речи детей раннего возраста немыслимо без систематической индивидуальной речевой работы с ребёнком дома. Крайне важно способствовать формированию у малышей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи. Именно поэтому я предложила родителям воспитанников первой младшей группы ответить на нижеследующие вопросы анкеты.

1. Фамилия, имя ребёнка; возраст (количество полных лет, месяцев).

2. Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?

– в семье есть домашняя библиотека;

– покупаем;

– приносят и дарят друзья и родные.

3. Как часто вы читаете ребёнку?

– стараемся каждый день;

– достаточно часто;

– к сожалению, редко.

4. Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?

– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;

– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;

– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.

5. Задаёт ли ребёнок  вопросы, просит ли прочитать  ещё?

– да, довольно часто;

– иногда;

– очень редко, практически никогда.

6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?

– да: мы используем их довольно часто;

– почти не знаком;

– нет, не знаком: мы их почти не используем.

7. Считаете ли вы, что  детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?

– да, это очень важно для развития ребёнка;

– наверное, не повредит;

– думаю, что это лишнее.

Анкеты родителей воспитанников и протокол результатов анкетирования представлены мною в приложении 2. Проанализировав результаты анкет, я выяснила, что родители довольно часто покупают (59,4%) и читают (52,8%) своим малышам детские книги. Детям, как правило, нравится процесс общения с книгой, но больше внимания привлекают красочные иллюстрации (66%).

Я спросила родителей о том, задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё, и узнала, что это происходит довольно редко(85,8%), что вполне объясняется возрастом малышей.

На вопрос, знаком ли ребёнок с произведениями фольклора, самым популярным ответом было «почти не знаком» (52,8%), но родители считают, что знакомство малышей с устным народным творчеством очень важно для развития ребёнка (72,6%).

Основываясь на показателях исследования уровня развития словаря детей, результатах анкетирования, а также в соответствии с программными задачами, мною разработана система непосредственно-образовательной деятельности для детей первой младшей группы, предполагающая целенаправленную работу с произведениями детского фольклора в целях развития речи.

2.2. Формирующий эксперимент

Индивидуальная работа с детьми по развитию словаря посредством произведений устного народного творчества возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе непосредственно-образовательной деятельности.

Предложенная мною система работы предполагает организацию непосредственно-образовательной деятельности по разработанному мною перспективному плану по развитию речи посредством фольклора по семи представленным конспектам и может быть использована в практике образовательного учреждения с сентября по март текущего года, с периодичностью один раз в месяц.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности № 1

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Программные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

–  Как собачка лает? Гав-гав-гав.

–  Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.

–  А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».

Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста