Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 17:37, курсовая работа
Цель: выявить педагогические условия, обеспечивающие развитие словаря у детей раннего возраста в процессе ознакомления с устным народным творчеством.
Объектом исследования: словарная работа с детьми раннего возраста.
Предметом исследования: устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста.
Пестуньи часто пользуются докучными сказками. Этот термин ввел в научный обиход В.И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведения в 1862 году. Всего пять текстов. Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезвычайный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.
Докучные сказки, оставаясь преимущественно жанром материнской поэзии, широко бытуют и в детской среде. Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовка), по содержанию и назначению – к поддевке. Сказочное повествование всегда нарушается издевкой. Издевки бывают разного характера. Иногда она довольно безобидна, например, сразу же после начала объявляется, что сказка окончена:
Жил-был старик, у старика был колодец,
А в колодце-то елец; тут и сказке конец.
Иногда в издевке предлагается ждать неведомо как долго: «... кости опять намочили, а когда намокнут, тогда доскажу!» В некоторых текстах издевка грубо оскорбляющая. Но чаще всего издевка состоит в том, что последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению того же текста. Сказка повторяется несколько раз и отбивает у детей охоту к сказкам.
Жил-был царь,
У царя был двор,
На дворе был кол,
На колу мочало;
Не сказать ли с начала?
Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться, пошутить над младшими. Охотнее всего используется сказка «Про белого бычка»:
Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Скажи.
Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе
сказку про белого бычка?
Скажи.
Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
Бытуют докучные сказки и в наши дни. Наибольшее хождение имеют следующие тексты: «У попа была собака», «Жили-были два гуся», «Жили-были дед, да баба», «Пришел медведь к броду». Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора [5].
Произведения, с которыми знакомят детей раннего возраста, не исчерпывается приведёнными выше примерами. Жанровое разнообразие позволяет использовать в работе загадки, пословицы и поговорки. Однако, используя данные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и доступность предлагаемого детям материала.
Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложит предпосылки высоких человеческих начал. Мы считаем, что народное поэтическое слово может и должно духовно обогатить эту среду.
Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.
Глава 2. Практическая часть |
2.1. Констатирующий эксперимент |
Исследование проводилось на базе Центра развития ребёнка - Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 13 «Радуга».
На практическом этапе работы последовательно решались следующие задачи:
Поскольку для детей раннего возраста наиболее актуальной речевой задачей является обогащение словаря детей, мною было принято решение исследовать развитие речи именно на примере уровня сформированности активного и пассивного словаря воспитанников. На первоначальном этапе работы – при проведении диагностики – в исследовании принимало участие 7 детей первой младшей группы.
В соответствии с требованиями программы «Детство» под редакцией Логиновой, на основании методики «Как выявить первые проблемы в развитии речи ребенка в раннем возрасте» Громовой О.Е. мною были подготовлены задания на выявление присутствия в активной и пассивной речи детей имён существительных – названий животных и птиц [12].
По совету воспитателя, работающего в данной группе, детям были предложены картинки с изображениями животных и птиц: кошки, собаки, коровы, мышки, петушка (приложение 1). Для определения уровня развития активного и пассивного словаря детей я предложила малышам следующие задания:
В целом каждый ребёнок должен был выполнить 20 выборов. Я предположила, что высоким уровень развития активного и пассивного словаря можно считать при 16 - 20 верных ответах ребёнка; средний уровень:15 – 8; низкий: 7и меньше верных выборов.
Результаты выполнения заданий представлены мною в следующей таблице, где указано количество верных выборов по вопросам:
Таблица
Имя, фамилия ребёнка |
активный словарь |
пассивный словарь |
уровень развития словаря | ||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 | ||
Даша К. |
5 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
Лиза Х. |
4 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
Юра П. |
4 |
5 |
5 |
5 |
высокий |
Север Е. |
3 |
3 |
4 |
3 |
средний |
Лиза М. |
4 |
4 |
4 |
3 |
средний |
Соня В. |
4 |
4 |
4 |
4 |
высокий |
Нина К. |
4 |
4 |
4 |
3 |
средний |
Исследование показало, что уровень развития активного и пассивного словаря четверых детей можно считать высоким, троих – средним.
Называя животных по предложенным картинкам, дети неверно определили корову (3 ребёнка: Лиза Х., Юра П., Север Е.) и петушка (4 ребёнка: Север Е., Лиза М., Соня В., Нина К.). Полученные данные позволили нам спланировать дальнейшую работу по развитию речи.
Качественное развитие речи детей раннего возраста немыслимо без систематической индивидуальной речевой работы с ребёнком дома. Крайне важно способствовать формированию у малышей устойчивого интереса к произведениям устного народного творчества, как средству развития речи. Именно поэтому я предложила родителям воспитанников первой младшей группы ответить на нижеследующие вопросы анкеты.
1. Фамилия, имя ребёнка; возраст (количество полных лет, месяцев).
2. Как в ваш дом в основном попадают книги для детского чтения?
– в семье есть домашняя библиотека;
– покупаем;
– приносят и дарят друзья и родные.
3. Как часто вы читаете ребёнку?
– стараемся каждый день;
– достаточно часто;
– к сожалению, редко.
4. Нравится ли ребёнку процесс общения с книгой?
– нравится, ребёнок слушает очень внимательно, заинтересованно;
– иногда нравится, но больше внимания привлекают иллюстрации;
– трудно сказать, ребёнок часто отвлекается, не сосредоточен.
5. Задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё?
– да, довольно часто;
– иногда;
– очень редко, практически никогда.
6. Знаком ли ваш ребёнок с произведениями фольклора (устного народного творчества: сказками, потешками, прибаутками, колыбельными и другими)?
– да: мы используем их довольно часто;
– почти не знаком;
– нет, не знаком: мы их почти не используем.
7. Считаете ли вы, что детей необходимо знакомить с устным народным творчеством?
– да, это очень важно для развития ребёнка;
– наверное, не повредит;
– думаю, что это лишнее.
Анкеты родителей воспитанников и протокол результатов анкетирования представлены мною в приложении 2. Проанализировав результаты анкет, я выяснила, что родители довольно часто покупают (59,4%) и читают (52,8%) своим малышам детские книги. Детям, как правило, нравится процесс общения с книгой, но больше внимания привлекают красочные иллюстрации (66%).
Я спросила родителей о том, задаёт ли ребёнок вопросы, просит ли прочитать ещё, и узнала, что это происходит довольно редко(85,8%), что вполне объясняется возрастом малышей.
На вопрос, знаком ли ребёнок с произведениями фольклора, самым популярным ответом было «почти не знаком» (52,8%), но родители считают, что знакомство малышей с устным народным творчеством очень важно для развития ребёнка (72,6%).
Основываясь на показателях
исследования уровня развития словаря
детей, результатах анкетирования, а также в соответствии
с программными задачами, мною разработана
система непосредственно-
2.2. Формирующий эксперимент
Индивидуальная работа с детьми по развитию словаря посредством произведений устного
народного творчества возможна в процессе
проведения различных режимных моментов:
приёма детей, самостоятельной деятельности,
гигиенических процедур, на прогулке,
при подготовке к завтраку, обеду, ужину,
ко сну и, конечно, в процессе непосредственно-
Предложенная мною система работы предполагает организацию
непосредственно-
Конспект непосредственно-образовательно
по колыбельной песенке «Баю-бай»
Программные задачи:
– приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя;
– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;
– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;
– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».
Материал: игрушка собака и кукла.
Ход работы
– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.
– Кто это?
– Собачка и кукла Таня.
Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).
– Как собачка лает? Гав-гав-гав.
– Таня, ты, где была? Гуляла?
– Гуляла.
– Ты долго гуляла, Таня?
– Долго, я устала.
– Ты спать хочешь?
– Да, я хочу спать.
– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет её спать.
– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споём: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и ритмично, не спеша читает):
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Чтение повторяется 2-3 раза. Потом воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять вместе с нею слова «бай», «собачка, не лай».
Информация о работе Устное народное творчество как средство развития словаря детей раннего возраста